rdsbanner
Роман Кузнецов

Сколько стоит сделать из своего ребенка гонщика «Формулы-1»: такие деньги вам и не снились

Вероятно, каждый болельщик автоспорта мечтает увидеть своего ребенка на трассе. К сожалению, одного желания недостаточно, и даже очень состоятельным людям подчас невозможно сделать из своего ребенка гонщика. Сколько же стоит такое счастье?

Раз в несколько недель, иногда месяцев, автору этой статьи приходят вопросы: «Хочу отдать ребенка в картинг, потенциально мечтаю довести хотя бы до младших формул, как это дорого?» Пишут разные люди из разных городов, полагаю, разного достатка. Также автор этой статьи знает людей, которые до определенного момента вкладывали очень большие средства в карьеру своего ребенка, но вытянуть на приличный уровень так и не смогли, и сожалеют о потраченных миллионах. Разные судьбы, разные подходы, разные возможности. И все равно каждый год мечтатели со всей страны начинают этот нелегкий, дорогой путь, полный преград и условностей. Ведь автоспорт – настолько элитный вид соревнований, что даже при огромных инвестициях в карьеру сына или дочери, дело может рухнуть, если в нужный момент дитя не добьется приличных результатов.

Мы считаем, пришло время дать ответ на этот вопрос. О том, сколько нужно вложить средств в карьеру своего ребенка, есть ли какие-либо гарантии успеха и сколько стоит просто один раз выехать на трассу «Формулы-1» – читайте в нашем материале. С оговоркой: различные пути в автоспорте могут различаться, как и расходы, поэтому мы рассмотрим некоторую идеальную ситуацию, в которой ребенок постоянно побеждает, и к нему быстро присматриваются спонсоры на уровне картинга и формул.

Начало пути: желание, картинг, собственные средства

Сначала нужно понять, в каком городе или районе вы живете. Невозможно заниматься профессиональным картингом там, где профессионального картинга нет (что очень логично). Кроме того, к большому сожалению, в России географически все еще очень мало картинговых трасс международного уровня и программ поддержки, да и сам автоспорт находится лишь на заре становления.

Если условно в Германии отец Феттеля всю жизнь проработал столяром, гоняясь для своего удовольствия, и Себастьян мог заниматься в городе Керпен (причем его папа Норберт Феттель даже поставил бак повышенной емкости, чтобы экономить на бензине при поездках на картодром), то в России дети столяров и плотников даже при условии продажи всего имущества вряд ли смогут практиковаться где-то в Сибири или на Поволжье.

Потому что негде, потому что даже состоятельная российская аудитория за пределами Москвы, Санкт-Петербурга и крупных городов слабо заинтересована в гонках. Это не претензия и не обвинение. Это констатация факта. Почему так вышло? С чем это связано? Потому что если в Европе гонки уже к восьмидесятым годам двадцатого века были суперспортом с многомиллионной аудиторией, многолетними традициями, и, соответственно, подготовленной инфраструктурой, то в России более-менее осязаемое коммьюнити стало формироваться лишь в девяностых годах, а говорить о первых успехах и присутствии в автоспорте можно лишь с конца 2000-х. В конечном счете, только в 2010 году у нас появился собственный гонщик в «Формуле-1», и с 2014 года – собственная трасса высшего уровня.

Поэтому самое первое и главное: нужно смириться. Смириться с тем, что придется много бывать в разъездах, что при серьезных успехах надо сразу «смотреть» на зарубежные серии и команды, что просто не будет. Будет даже сложнее, потому что это не футбол и даже не теннис (хотя он тоже стоит немало) – это автоспорт, чертовски дорогой, сложный и по-настоящему элитный вид спорта, для занятий которым нужна солидная финансовая база и осознание конечного пути.

Из чего состоит первый картинговый этап карьеры молодого пилота? Вступительные взносы на соревнования, транспортные расходы, затраты на бензин картов, непосредственно ремонт карта, аренда трасс. Здесь можно сразу сделать первый расчет: карт стоит от 3000 до 4500 евро, при этом неизбежно нужно иметь не менее пары запасных двигателей, это еще пара тысяч евро. Разумеется, сюда добавляем постоянный расходный материал – резина и всевозможные запасные части, 200-500 евро за комплекты. А еще бензин, а еще количество тестов, которые вы можете себе позволить, сумма может варьироваться в очень широком диапазоне – здесь придется опять вложить тысячи и тысячи евро.

При этом на данном этапе никто не будет помогать со средствами, это, скажем так, просто подготовительный этап для элементарного старта ребенка. Поэтому чтобы даже мечтать об автоспорте, необходимо сразу располагать суммой от 10 до 20 тысяч евро, то есть по нынешнему курсу рубля – от 900 000 рублей до 1 800 000 рублей, в среднем 1 400 000 рублей, но возможно и более чем двумя миллионами.

Но эти расходы будут бессмысленными, если ваш ребенок не собирается участвовать в картинговых чемпионатах.

При этом все зависит от серьезности соревнования: это могут быть как «скромные» за 15 000 евро, так и ведущие чемпионаты, где выступление часто обходится в суммы, превышающие 100 000 евро. Возьмем среднюю сумму – 70 000 евро, это примерно 6 350 000 рублей.

Многие на этом этапе задаются вопросом – неужели никто не поддержит талантливого ребенка? Поддержат… Но тогда, когда он проведет не менее пары сезонов, а лучше 4-5 в картинге высокого уровня. Кому нужно поддерживать человека в 7-8 лет в его первый сезон в картинге? Ведь никто не знает возможностей молодого гонщика. Таким образом, минимум 2-3 сезона придется платить из собственного кармана.

Итого: 1 400 000 рублей на картинг и комплектующие, плюс минимум 18 500 000 рублей за выступление в чемпионатах по картингу. И это по самым-самым скромным подсчетам. Собственно, поэтому есть истории пилота «Формулы-1» Окона или многих гонщиков, у которых родители продают и закладывают все свое имущество. Чтобы ребенок начал автоспортивную карьеру, именно стартовал, необходимо отдать безвозвратно не менее 20 000 000 рублей. Хотя последние данные говорят о том, что в результате экономического кризиса и колебаний валюты это уже ближе к 25-27 миллионам рублей.

Согласимся, что для такого увлечения необходима очень высокая зарплата, потому что надо ведь еще чем-то питаться, платить налоги и оплачивать ежемесячные потребности. А теперь минута интересной статистики от Росстата: в России, по итогу за 2019 год, более миллиона рублей в месяц получали… Всего лишь 11 287 жителей из 146 880 000 населения страны (однако подсчет не учитывает количество долларовых миллионеров, при этом учитывается лишь зарплата наемных работников, не бизнесменов или инвесторов, вместе с ними более 100 000 человек).

Путем нехитрых математических вычислений узнаем, что это 0.007% населения всей страны. И оттуда нужно вычесть тех, кому автоспорт просто не нужен, не интересен и они никогда в жизни не отдадут ребенка в эту сферу. Ну и тех, кто получает ровно миллион рублей, потому что очевидно – даже это немного для карьеры ребенка-автоспортсмена.

Думается, вы уже почувствовали некую элитарность той группы людей, которая хотя бы теоретически может продвигать своего ребенка в автоспорте, и то лишь на уровне картинга. Но это только начало.

Продолжение карьеры: младшие формулы, спонсоры, момент истины для ребенка

Итак, ваш ребенок преодолел дебют своей карьеры и даже выиграл несколько этапов, а то и вовсе чемпионатов в региональных картинговых сериях. И теперь наступает ключевой момент, так как дальше или конец, или только наверх, потому что следующими ступенями, как правило, являются чемпионат мира по картингу CIK-FIA и уже непосредственно региональная «Формула-4». И эти мероприятия связаны уже с гораздо большими затратами, поэтому стоит честно ответить себе на вопрос: есть ли у вас средства вкладываться дальше в карьеру, есть ли спонсоры, которые на этом этапе уже готовы взять расходы на себя, и самое главное – действительно ли у вашего ребенка есть талант стать гонщиком мирового уровня?

У автора статьи есть пример – знакомый с достаточно высоким уровнем дохода (более миллиона рублей в месяц) примерно в 2013-2014 годах серьезно «вкладывался» в автоспортивное будущее своего ребенка, как собственными средствами, так и кредитными, и продажей части имущества. На определенном этапе молодой гонщик смог попасть в зарубежные чемпионаты… Где ничего не показал. Затем в бизнесе начались определенные проблемы, поэтому данное направление пришлось оставить. В том числе, это было связано с тем, что автоспорт по-прежнему остается преимущественно зарубежным направлением, и надо учитывать расходы на множественные переезды, и тот факт, что каждый год приходится инвестировать примерно столько же средств, сколько за весь период до этого, а еще прибавляется и разница в курсах валют. Без серьезного покровительства спонсоров продвигаться дальше становится сложнее.

К тому же необходимо понимать, что одинаковая сумма в евро на выступление в автоспорте может быть более или менее «подъемной» для различных стран. Например, в Германии с 1 января 2020 года по данным отчета Mindestlohn (нем. «минимальная зарплата») оплата одного часа работы составляет 9.5 евро, МРОТ – 8.5 евро. За месяц – около 1400-1520 евро, соответственно, в Германии минимальная месячная зарплата равняется 120 000 – 130 000 рублей. Если же мы берем профессионалов в ведущих отраслях, которые трудятся на федеральной земле Бавария или Северная Вестфалия, где по аналогии с Москвой зарплаты гораздо выше, средняя зарплата – 4750 евро в месяц, то есть около 420 000 рублей. Да, разумеется, цены в Европе гораздо выше, но чем выше заработок, тем больше возможностей накопления или аккумулирования кредитных средств. Повторимся, цены на участие в зарубежных картинговых чемпионатах фиксированные, и при высоком уровне дохода условного немецкого инженера в прибыльной отрасли, гораздо легче продвигать автоспортивную карьеру ребенка.

И добавьте уже озвученный факт – вся инфраструктура в условной Германии уже подготовлена, транзакционные и иные расходы минимальны по сравнению с автоспортивной карьерой в России.

И нельзя забывать о психологическом аспекте. Ведь ребенок-гонщик, это не только ваш бизнес-проект (от такой формулировки, к сожалению, никуда не деться) – это еще и живой человек с эмоциями, иногда понимающий, что от него ждут, иногда в силу юного возраста не справляющийся с прессингом или не относящийся настолько серьезно к своему делу. Вспомните себя в 12-13, даже в 14-15 лет – все ли мы были такими ответственными? К тому же, есть один немаловажный факт, вопрос, на который родители отвечают себе иногда слишком поздно: это вы хотели, чтобы ваш ребенок стал гонщиком, или ребенок хотел гоняться? Потому что часто выходит так, что ребенок покорно повинуется воле родителей, но когда переходит из года в год по ступеням автоспорта и взрослеет, осознает, что это его не влечет настолько сильно.

Или же влечет окружающая среда, атмосфера, но непосредственно гоночное мастерство для него кажется чересчур обыденным или неинтересным. Автор статьи знает и такие примеры, когда родители буквально обижались на своих детей, не понимая простого факта: те не хотят быть автоспортсменами.

Что ж, предположим, что ситуация развивается благоприятно, и ваш ребенок очень быстро попадает в чемпионат мира по картингу FIA, где, скорее всего, он будет выступать несколько лет. Один год в чемпионате стоит приблизительно от 70 000 до 85 000 евро. Предположим, что ребенок талантлив, и за пару лет докажет, что его можно переводить в региональную формулу. Таким образом, расходы составят 150 000 – 200 000 евро, то есть еще около 18 миллионов рублей.

Итого, общая сумма с учетом начального этапа карьеры составляет 20-25 миллионов плюс 18 миллионов рублей, от 40 до 50 миллионов рублей, но скорее намного больше 50 миллионов, и это только при условии, что или вы очень богаты, или ребенок очень талантливый, и показывает результаты. И вот, гонщик попадает в один из международных чемпионатов, в идеале – в «Формулу-4». Вкратце о расценках: в 2018 году пара лет участия в испанской, немецкой или итальянской «Формуле-4» оценивалась в полмиллиона евро, от 400 000 до 550 000. То есть от 40 до 50 миллионов рублей сверху. И если мы умножаем на некоторое количество сезонов, то уже получаем суммы в сотни миллионов рублей.

На этом этапе, как правило, уже спонсоры берут на себя определенные тяготы расходов. Бывает так, что в «Формуле-2» или «Формуле-3» выступают дети мультимиллиардеров, которые могут покупать сами команды или полностью финансировать гонщиков.

Но все-таки приоритетная схема, когда уже большие компании берут основные расходы, инвестируя в будущее талантливого пилота.

Поэтому с этого момента подсчет дальнейших расходов осуществляется уже не полностью из вашего кармана, или совсем не с вашего. Но есть и другой момент: между гонщиком и спонсорами подписываются договоры, и уже они курируют карьеру вашего ребенка, где все зависит от него. Зато если все получится, то в будущем могут быть кадры счастливых родителей, как у Даниэля Риккардо, который выбился из сравнительно небогатой семьи по меркам автоспорта, благодаря академии Red Bull.

Можно привести в пример интервью ныне покойного Михаила Шварцмана, отца Роберта Шварцмана. В 2019 году в интервью изданию Forbes он сообщил следующее, цитирую:

– «Первый карт стоил около 3000 евро. Проехать картинговый чемпионат в хорошей команде с крутыми механиками стоит где-то полмиллиона евро. Сезон в «Формуле-3» более одного миллиона евро, в «Формуле-2» — где-то в два раза дороже. Если бы я заранее знал, через что нам придется пройти и сколько это будет стоить, я бы хорошенько подумал, ввязываться в эту историю или нет».
Михаил Шварцман, отец Роберта Шварцмана

По оценкам Forbes, Михаил Шварцман вложил во всю карьеру сына около 5 миллионов евро, то есть около полумиллиарда рублей. Таким образом, расходы могут быть гораздо выше и отличаться от той идеальной схемы, которую мы расписали выше.

И вот, ребенок становится чемпионом «Формулы-4», переходит в «Формулу-3»… Что дальше?

Пик карьеры: «Формула-2» и «Формула-1»

Дальше все проще и сложнее одновременно. На таком высоком уровне каждый год участия в чемпионате исчисляется миллионами евро, и гонщики уже «распределены». Ярким примером является «Формула-2» – за кого-то платит государство, чтобы поддержать национальный имидж, за кого-то свои родители с доходом в несколько миллионов евро, у кого-то есть своя команда, но в основном все являются гонщиками каких-либо Академий и больших корпораций. Шварцман и Айлотт – Ferrari, Цунода – Red Bull и Honda и так далее.

До этого уровня в основном доходят хорошие гонщики, которые уже много лет подряд доказывали свою скорость в региональных и молодёжных соревнованиях, поэтому в «Формуле-3» и «Формуле-2» осуществляется элементарный отбор лучших из лучших, с учетом спонсорских средств и какую пользу такой пилот может принести в будущем команде «Формулы-1». Большие боссы F1 внимательно следят за выступлениями подростков и молодых людей, чтобы вычленить наиболее интересные для себя кандидатуры.

Red Bull на 2021 забрали Цуноду в AlphaTauri, ведь они все еще сотрудничают с Honda и не оставляют планы самостоятельно строить двигатели. Haas забрали Никиту Мазепина и Мика Шумахера, как талантливых пилотов с большой спонсорской поддержкой, потому что хозяин команды Джин Хаас неоднократно заявлял, что им нужны гонщики с бюджетами за спиной.

Остальные же ждут своего шанса и стараются себя проявить. Бывает и так, что хороший, быстрый пилот по каким-то причинам неинтересен людям «высшей формулы» – хорошим примером является тот же Каллум Айлотт, который пока остается резервистом Ferrari.

Бывает и так, что все получилось, вот и «Формула-1», а там неудачный момент в неудачной команде. Так случилось с Сергеем Сироткиным, который попал в команду Williams в 2018 году при поддержке SMP Racing. Он – талантливый пилот, прошедший все этапы становления, но которому не повезло с моментом времени. И таких историй множество.

Важно понимать, какие суммы «вращаются» на таком уровне. Например, есть данные за далекий 2013 год: выезд на пятничной практике в свободной сессии перед основными заездами «Формулы-1» стоил… 600 000 евро. Есть все основания полагать, что сейчас пятничная практика для гонщика оценивается где-то в миллион и более евро. Полтора часа перед телекамерами за 100 миллионов рублей.

Важно понимать: даже начало карьеры в «Формуле-1» – это уже пик карьеры для гонщика, потому что все те фамилии, которые вы видите в Королевском автоспорте, уже прошли огромный путь в 10 и более лет, они уже доказали свою скорость и значимость, и дальше только битва с лучшими из лучших в одном из самых престижных видов спорта на планете.

Сделать из своего ребенка звезду автоспорта очень сложно. И дело не только в вашем желании или финансовых возможностях, и даже не только в таланте ребенка. Порой необходимо, чтобы звезды сошлись в нужном месте в нужное время. Тот самый спонсор заметит того самого ребенка в том самом году, и, может быть, в будущем мы увидим нового Себастьяна Феттеля или Эстебана Окона. Тем не менее, все мы – люди, которые всю жизнь проводят в погоне за своей мечтой. И если ваша мечта – автоспорт, если ваш ребенок готов тратить 24 часа в сутки, чтобы стать чемпионом, и у вас есть возможности помочь ему в этом, то почему бы и не попытаться! Главное, сохранять трезвый подход и методично идти к новым победам.

rdsbanner