Никита Мазепин: «Если я что-то делаю, то исключительно с целью быть первым»

В преддверии азербайджанского этапа Formula-2 мы встретились с российским пилотом Никитой Мазепиным. В эксклюзивном интервью гонщик рассказал нам много всего интересного, а также вместе с нами протестировал Ниву.


Никита, делись своими впечатлениями о Ниве. Если хочешь мое мнение: гоночный болид подходит тебе намного больше!

Спасибо! А я ждал комплимент… Слушай, здесь такой большой руль, даже не знаю, как за него правильно взяться. И я первый раз в жизни сталкиваюсь с таким большим ассортиментом селекторов.


Ну ладно, шутки в сторону! Расскажи мне, почему ты выбрал гонки?

Гонками я начал заниматься в 6 лет, пришел в картинг-центр и понял, что у меня неплохо получается. Тогда я осознал, что это отличное хобби. А где-то с 9 лет я начал заниматься профессионально, и, в общем-то, посвятил этому свою жизнь.

То есть, сначала тебе показалось, что это просто хобби?

Это и было хобби. Я относился к этому несерьезно: учился, много тренировался, занимался спортивной гимнастикой.

А успехи начались сразу?

Начало получаться не сразу: мои шаги в карьере иногда были очень резкими. Например, я выступал на чемпионате Москвы, а потом сразу приехал на чемпионат Италии, где выступают лучшие картингисты мира. И там я понял, что мне еще расти и расти до серьезного уровня.

И как ты это принял?

Принял достаточно спокойно, потому что в том возрасте я еще не осознавал, что вся моя жизнь будет посвящена гонкам.

У меня сложилось впечатление, что ты держишься в стороне от «гоночной тусовки», от российских пилотов. У тебя была какая-то путеводная звезда?

Путеводной звезды никогда не было. У меня есть цель - быть лучшим гонщиком. Есть Шумахер, Хэмилтон – это те люди, которые своим мастерством показывают то, к чему надо стремиться. Но при этом я считаю, что жизнь не должна быть связана только со спортом. Так что у меня вне гонок много «путеводных звезд». Мне очень нравится учиться, я студент МГУ, кстати.

Экзамены экстерном сдаешь, я так подозреваю?

Отчасти. Все-таки я выступаю не круглый год и не в «Формуле 1», где в сезоне двадцать одна гонка. У нас их всего двенадцать. Хотя и двенадцать, конечно, это очень много. Потому что нет такого, что мы выступаем в двенадцати гонках, и на этом все заканчивается. Мы еще много тренируемся.

Если верить твоему Instagram, тебя в Москве можно увидеть очень редко, и нам сегодня очень повезло!

Да, это правда. Связано только с тем, что моя команда находится во Франции. Я очень много времени провожу там.

А Москва - твой любимый город?

Да. Безусловно.

А если бы Москвы не было, в каком городе ты бы жил?

Трудно сказать. Наверное, в Лондоне. Я там много времени провожу, учился там. Но для меня Москва - это, конечно же, особенное место. В последние два года я понял, насколько это важно для человека иметь дом. Я родился тут, и я очень люблю находиться в этом городе. У меня есть друзья, которые не любят Москву и пользуются любой возможностью отсюда уехать. Я их совершенно не понимаю.

Какие ты любишь автомобили?

Наверное, все достаточно примитивно. Я, как многие другие, люблю Mercedes-Benz. Все молодые парни любят быстрые машины, вроде Lamborghini, Ferrari. Ну и, конечно, я люблю гоночные машины, как ты могла догадаться.

Я догадалась! Чтобы ты выбрал Lamborghini или Ferrari?

Lamborghini тогда.

Помимо Нивы, какой самый необычный авто, на котором ты ездил?

Я ездил на машине, у которой воздушная подушка, что не дотрагивается до покрытия, а находится постоянно в воздухе.

Ты сейчас поверг блондинку в шок. Что же это за машина такая? Где ты на ней ездил?

По озерам, она очень быстрая, сзади стоит огромный пропеллер.

Это правда или ты меня разводишь?

Нет, правда! Не знаю, котируется это, как машина или нет, но такая есть.

Звучит круто! Ну да ладно, давай вернемся к гонкам. Я тебя поздравляю с тем, что ты в «Формуле-2»! Большой и трудный путь. Расскажи мне свои впечатления от первой гонки в Бахрейне.

Гонка прошла не очень хорошо, но, в любом случае, для меня переход в «Формулу-2» - это, конечно же, большая ступень наверх. Новая машина намного быстрее тех, на которых я выступал в прошлом году. Но и честно скажу, эти болиды очень далеки от идеала, они трудны в управлении. Баланс в машине изначально нестабилен, и приходится много работать для того, чтобы гонщику было комфортно, и, конечно, чтобы достичь хороших результатов.

Насколько я знаю, это самые сложные машины в управлении, которые есть среди гоночных. Верно ли это?

Я так действительно считаю. Это самые быстрые машины, перед «Формулой-1».

Но машины в «Формуле-1» проще в управлении?

Они гораздо проще. Так как я тестировал порядка шестнадцати машин «Формулы-1», я могу сказать, что в болидах «Формулы-2» у тебя гораздо меньше вспомогательных вещей, которые могут помочь и облегчить твою работу за рулем.

«Формула- 2», наверное, самая аварийная серия?

Да. Потому что выступают самые молодые парни на самых быстрых машинах, которые есть перед «Формулой-1». Хотя, у нас практически не было сейчас аварий в Бахрейне. Если посмотреть гонку «Формулы-1», то там их было, конечно, больше. И раз уж речь зашла об авариях, я считаю, что одно из важнейших качеств пилота - это, несмотря на то, какая происходит ситуация на трассе, максимально быстро морально восстановиться и не нервничать. Например, в Бахрейне, в повороте я торможу со скорости 310 км/ч и вижу, как справа от меня в десяти сантиметрах пролетает машина, у которой отказали тормоза. Конечно, это те еще впечатления, но после этого твоя гонка должна продолжаться. И ты должен максимально быстро забыть о произошедшем инциденте.

Как тебе твой новый партнер по команде Ник Де Врис?

Я бы сказал, что Ник - один из самых трудных партеров, в плане мастерства, потому что он много лет считался, думаю, самым звездным гонщиком в картинге, и я на него смотрел, когда был маленьким, хотел выступать так же. Он на 5 лет меня старше, сейчас эта разница в возрасте не играет большой роли, а вот во времена картинга, когда я еще катался на совсем маленьких картах, а он уже выступал в юниорских.

Вау! А теперь вы в одной команде! Вот это поворот!

Да, правда, мы знаем друг друга уже много лет. Но, конечно же, я не мог подумать, что мы когда-то окажемся в одной команде. Он очень приятный, веселый и талантливый нидерландский парень! И ему, разумеется, очень помогает то, что он уже четвёртый год в «Формуле-2».

Кстати, я была уверена, что в этом году его заберут в «Формулу-1».

Я бы сказал, что по навыку вождения, мастерству, скорости, Ника давно надо было брать в F1. Но из-за каких-то политических вопросов не всегда выходит так, как мы хотим.

Ты согласен с выбором тех, кого в этом году забрали из «Формула-2» в «Формула-1»?

Не мне судить. Я за то, чтобы распределять работу четко. Я управляю болидом, а кто-то приводит талантливых ребят. Мое мнение: гонщики, которые на данный момент занимают первые 5-7 позиций в «Формуле-2», готовы ехать и выступать и в «Формуле-1». Все, кто переходят из «Формулы-2», - это молодые, талантливые, амбициозные ребята, которые, однозначно, этого заслуживают. Я также думаю, что многим достаточно взрослым гонщикам не нужно задерживаться в «Формуле-1» надолго, поскольку спорт должен давать возможность и молодым ставить цели и идти к ним.

Ник еще параллельно выступает в серии WEC. Ты не думал о том, чтобы совмещать две серии?

Конечно, хотел бы. Я люблю гонки, машины, скорость. Все, что с этим связано, мне интересно. Пока что не было подходящей возможности, не было приглашения в команду, которая действительно хорошо выступает. Я считаю, что если что-то делать, то делать надо с целью победить. Моя цель, конечно же, попасть в «Формулу-1», максимально хорошо выступать в «Формуле-2».

А, кстати, машины в WEC очень сильно отличаются от тех, на которых мы выступаем, а это значит, что совмещать будет достаточно сложно.

А как совмещает Ник?

У него есть возможность уделять время и другим сериям, поскольку он на 5 лет меня старше, и у него огромный опыт за плечами. Пока что мне нужно учиться и концентрировать свое внимание на «Формула-2» и не размениваться на другие серии.

Расскажи, чем ты занимаешься помимо спорта?

Моя страничка Instagram полностью отражает мою жизнь. Мне 20 лет, и я еще студент, поэтому я либо учусь, либо тренируюсь. А еще я занимаюсь триатлоном, мне очень нравится этот вид спорта. Ну и, конечно, у меня есть друзья, с которыми хочется проводить время.

Они часто приезжают к тебе на гонки, чтобы поддержать?

На самом деле нет. Я считаю, что гонки - это моя работа. Как-то один человек сказал мне: «Вы же в офис своих друзей не приводите, правильно?»

А как же поддержка близких?

Сейчас я считаю, что это не так важно. Конечно, есть разные ситуации, иногда, поддержка нужна, например, как на моей домашней гонке в Сочи, в прошлом году со мной это случилось в первый раз формульных сериях. Это были эмоции, которые ни с чем не сравнятся. Правда, я не очень хорошо выступил. Я взял поул позицию в пятницу, и меня ее лишили, после чего последовали достаточно интересные заголовки во многих изданиях! В первой гонке я стартовал с седьмого места, а приехал вторым. После этого я получил огромное количество сообщений в социальных сетях от болельщиков о том, что они были в восторге от гонки. Но потом, во второй гонке, в воскресение я разбил машину. На самом деле, это было ключевой ошибкой, которая стоила мне чемпионства в прошлом году.

Ты разбил машину из-за своей ошибки?

Нет, есть распределение тормозного баланса, которым мы достаточно часто пользуемся в течение гонки. С помощью него мы контролируем баланс машины. Тросик, который был к этому привязан, лопнул и весь тормозной баланс переместился на передние колеса, я их просто заблокировал и в повороте въехал в стену на достаточно большой скорости.

Как тебе гоночная трасса в Сочи?

Очень крутая, скоростная, не похожая на другие. Но единственное, что мне не совсем понравилось - это скучный средний участок, там четыре поворота очень похожи друг на друга.

А какая твоя любимая трасса?

Спа-Франкошамп. Я, конечно же, не против бездорожья, но считаю, что это не верх гонок. Ведь это неописуемое ощущение, когда у тебя есть быстрая машина с нереальным количеством прижимной силы, и ты влетаешь в повороты на скорости 250-300 км/ч.

А в твоей жизни когда-нибудь были уличные гонки?

Никогда не было. Я очень осторожен на дорогах. Я спокойный водитель в городе, во-первых, потому что у нас есть такая штука, как «Супер лицензия». Один из критериев наличия ее на гонках - это наличие водительских прав. Поэтому у меня нет шансов лишиться водительского удостоверения. Во-вторых, гонять в городе - это небезопасно. И, в-третьих, если ты бегаешь каждый день, с понедельника по пятницу, то вряд ли ты в свои выходные будешь бегать ради удовольствия.

Видимо штрафов у тебя не бывает!

Штрафы у меня есть. Наверное, это было бы лицемерно сказать, что у меня их нет. Я думаю, что даже самый примерный водитель на дороге не избежит минимальных штрафов.

Согласна. Я видела в Instagram, что у тебя есть девушка?

Личная жизнь - это важная составляющая каждого человека. Помимо того, что я гонщик, я еще и обычный парень. Поэтому, как я и говорил, у меня есть друзья, близкие мне люди, которые помогают мне настраиваться на гонки и отключаться в какие-то трудные моменты, которые есть у всех.

Что за трудные моменты?

Трудные моменты - это когда у тебя плохо прошла гонка, ты разбил машину или не получилось добиться хороших результатов, ну и много других жизненных ситуаций.

Ты, в принципе, не унывающий человек?

Не знаю, как ответить на этот вопрос. Я думаю, что все зависит от ситуации. Но, конечно, у меня бывают разные моменты. Допустим, было такое, когда я пришел из картинга в Формулу, и мои результаты не соответствовали моим ожиданиям. В этот момент меня можно было описать меня как «поникший». Но важно понять, почему это не работает и сразу это исправить. А не просто сидеть и грустить.

Как ты настраиваешься перед гонкой?

На самом деле, нет ничего особенного. Мой настрой на гонку - это череда действий, которые я делаю каждый раз, перед тем, как сажусь в машину во время гоночного уикенда. Допустим, если гонка в час дня, мы приезжаем на трассу в девять, я здороваюсь со всей командой, потом мы садимся с инженером обсуждаем то, что нужно улучшить относительно прошлого дня, дальше собираемся с командой, у нас идет брифинг, и после этого у меня есть свободное время: я проверяю экипировку, дальше со своим тренером разминаюсь в течение двадцати минут, потом я одеваюсь в гоночный комбинезон, визуализирую 1-2 круга в голове, надеваю шлем и сажусь в машину. И если все это выполнено - никаких проблем с настроем нет.

То есть, никакого особого ритуала у тебя нет? Я, например, в позапрошлом году летала к Артему Маркелову на «Формулу-2» и видела, что он надевает наушники, у него есть доска, он на нее становится и балансирует.

Я люблю слушать музыку, в моменты высокого прессинга, это помогает. Баланс-борд - это, скорее всего, часть разминки Артема. У меня после разминки также есть полное понимание того, что моя голова и мое тело находятся в полной боевой готовности.

И в финале вопрос, который все ненавидят. Твои прогнозы на этот год на самого себя?

Это и правда вопрос, который все не любят. Со своей стороны я каждый день стараюсь делать максимум из того, что я могу. Что это принесет мне в плане цифр, я, честно, не могу сказать, поскольку в «Формуле-2» очень много хороших гонщиков, если не сказать, что они все хорошие. И, конечно, очень многое в гонках зависит не от меня. Но я считаю, что результаты в «Формула-2» в этом году будут неплохими. И я верю в то, что мы с командой сможем добиться больших успехов.

Никита Мазепин: «Если я что-то делаю, то исключительно с целью быть первым»

Фотограф: photoscreator

Вам будет интересно

Случайные материалы