Пустые амбиции: непредвзято о новом Exeed RX
Модный, технологичный, яркий, комфортный, динамичный, а ещё — самый премиальный в линейке. Именно так описывают маркетологи Exeed новое кросс-купе RX. Что из этого правда, а что, мягко говоря, лукавство, расскажем в нашем тест-драйве
Ни для кого не секрет, что китайский автопром, не имея как таковых конкурентов, плотно обосновался чуть ли не на всех ступенях отечественного авторынка. Бюджетные модели и массовый сегмент комфорт-класса чуть ли не ежедневно пополняются новинками от брендов, о существовании которых мы ещё вчера даже не слышали. С ними соседствуют и более привычные нашему глазу марки, хоть и имеющие азиатское происхождение, но всё же «засветившиеся» на дорогах гораздо раньше, чем это стало мейнстримом.
Относительно свободным остаётся сегмент люксовых и премиальных авто, где клиенты уже куда более искушённые, да и запросы у них соответствующие. И если в категорию люкс активно целится Hongqi, о котором мы ещё обязательно расскажем, то в премиуме открыто о своих амбициях заявляет уже небезызвестный бренд Exeed. До недавнего времени в их ассортименте было лишь три модели — относительно доступный LX, промежуточный TXL и флагманский, во всяком случае по размерам, минивэн VX. Правда, свой статус VX удерживал недолго.
И вот теперь звание лидера должна гордо нести новинка — кросс-купе RX. Хотя прямо здесь и начинаются небольшие неувязки. Если изучить официальный сайт, «титул» у минивэна так и не отобрали, но при этом «новичок» уверенно обскакал его по стоимости и на данный момент является самым дорогим автомобилем среди представителей Exeed. Что ж, как бы то ни было, давайте разбираться, удалось ли RX избавиться от «болячек» предшественников и может ли он с гордостью носить имя настоящего премиального автомобиля.
И вот он перед вами: новый китайский купеобразный кроссовер во всей своей красе.
Экстерьер
С расстояния 10 метров принадлежность к марке, безусловно, читается — спасибо светодиодной полосе, замыкающей линии ходовых огней. Правда, теперь она перекочевала с низа декоративной планки с названием бренда на её верх. Давайте подойдём чуточку ближе. Отсюда уже можно разглядеть «пушки» оптики. Они новые и не слишком похожи на прошлые модели, хотя особо затейливыми их не назвать. Но готова поспорить, что основной блок фар — не то, на что в первую очередь падает взгляд. Всё внимание в передней части привлекают продолжающиеся вниз полосы ДХО и решётка радиатора. И отнюдь не потому, что это обворожительно и по-настоящему свежо.
Все, кто хоть изредка поглядывает на автомобили в потоке, не могли не заметить, что наиболее акцентные части — вертикальные изогнутые «клыки», и решётка радиатора уж точно не собственная разработка Exeed. С безрамочной решёткой всё более или менее ясно — её без зазрения совести срисовали с ещё одной «дочки» Chery — молодёжной и, что важнее, куда более бюджетной Omoda. Крайне схожий дизайн имеет кроссовер C5.
А вот с вертикальным продолжением ходовых огней всё ещё занимательнее — больно близкое по своей философии решение используют все модели Haval. Вот он, тот знаменательный момент, когда бренды из Поднебесной больше не в силах искать вдохновение на противоположной части континента и запустили кампанию по взаимному плагиату. К сожалению, якобы премиальная марка стала в этом деле амбассадором. Вам не кажется, что такое, как бы помягче сказать, «ухищрение» никак не вяжется с заявленным статусом? Да и с пропорциями вновь случилась какая-то беда. Блок головного освещения довольно узкий, а всё, что простирается под ним, в отсутствии рамки решётки выглядит чересчур массивным и топорным. И это днём, а ночью ситуация усугубляется хоть и яркой, но не очень уместной моноподсветкой, «стекающей» от линии капота на манер откровенно не самой удачной Pajero Sport.
А вот с вертикальным продолжением ходовых огней всё ещё занимательнее — больно близкое по своей философии решение используют все модели Haval. Вот он, тот знаменательный момент, когда бренды из Поднебесной больше не в силах искать вдохновение на противоположной части континента и запустили кампанию по взаимному плагиату. К сожалению, якобы премиальная марка стала в этом деле амбассадором. Вам не кажется, что такое, как бы помягче сказать, «ухищрение» никак не вяжется с заявленным статусом? Да и с пропорциями вновь случилась какая-то беда. Блок головного освещения довольно узкий, а всё, что простирается под ним, в отсутствии рамки решётки выглядит чересчур массивным и топорным. И это днём, а ночью ситуация усугубляется хоть и яркой, но не очень уместной моноподсветкой, «стекающей» от линии капота на манер откровенно не самой удачной Pajero Sport.
К виду сбоку вопросы, естественно, тоже есть, и они опять связаны с неуёмной тягой к плагиату. Похоже, Exeed решил надеть всё лучшее сразу и просто натянул на свою платформу кузов тёзки от Lexus, не забыв полюбившиеся китайцам выдвижные ручки, как у Range Rover. Действительно, зачем нам функционал? Главное, чтобы было дорого и богато, а зимой можно и через багажник залезть, не сахарные ведь.
Сзади никаких абсолютных новшеств тоже нет. Пока основной свет выключен, в глаза бросается подсмотренная у Porsche глянцевая чёрная вставка, объединяющая фонари. Правда, не удивлюсь, если на этот кроссовер она перекочевала с Voyah Free, где нечто подобное «нарисовалось» задолго до презентации RX. Но как только в автомобиле включится внешнее освещение, сама по себе вставка уже мало кого заинтересует, ведь перед нами шикарный рисунок с вертикальными сотами, «подрастающими» по мере приближения к крыльям. Прям как на Omoda… Разве что на младшем брате светящиеся секции ещё и 3D-эффект создавали.
Нет, не подумайте, если напрочь стереть себе память, то машина будет выглядеть вполне нормально и даже хорошо. Но главная загвоздка RX в том же самом, за что уже ругали китайский автопром и теперь снова начинают делать это — отсутствие свежих, а главное — оригинальных идей. Бездумное копирование работает тогда, когда вы пытаетесь наверстать отставание от марок с именем, но никак не в случае презентации недешёвой «премиальной» машины, рассчитанной на серьёзную аудиторию. Тем более мы точно знаем, что в Exeed умеют думать если не самостоятельно, то хотя бы с точечной оглядкой на признанных лидеров рынка, так что внешность RX в этом плане стала двойным разочарованием.
Может, хоть в салоне получилось по-хорошему удивить?
Интерьер
Что ж, открываем двери и устремляем взгляд в «недра» RX.
Интерьер кросс-купе доступен в трёх цветовых исполнениях: чёрном, белом и красном. И чем он светлее, тем более стойкое ощущение, что перед глазами простирается салон Mercedes. Разве что без планшетообразного экрана на центральном тоннеле. Немного забегая вперёд, отмечу, что у породистого «немца» подсмотрели немало идей.
Правда, пересказ получился хоть и относительно близкий к тексту, но всё же вольный. Давайте по порядку. Кожи и её имитации здесь в изобилии, и даже строчка в них настоящая, только её получилось даже слишком много — излишне витиеватые линии всё ещё на месте и отдают, на наш вкус, лёгкой цыганшиной. Центральный тоннель нарочито массивный и высокий, что вроде и симпатично, но, с другой стороны, может вызвать у рослых и крепких людей лёгкое чувство клаустрофобии. В нём классические два яруса, причём нижний, несмотря на наличие в нём USB-разъёмов и прикуривателя, годится разве что для хранения редко используемых вещей — на ходу подключить провод просто невозможно. За объёмной горизонтальной шторкой прячется пара подстаканников, а в подлокотнике находится распашной ящик для мелочей. Вам не кажется, что чего-то не хватает? Верно, здесь нет селектора коробки передач. Классическому рычагу или хотя бы аккуратной шайбе тут места не нашлось, и теперь передачи придётся выбирать с помощью рычажка под рулём. Бывалые владельцы Mercedes это нововведение оценят, а вот все остальные вряд ли.
Несмотря на всю современность и технологичность, аналоговые шайбы в интерьере тоже присутствуют — целых три. Правда, их функционал немного обескураживает. Поворотные рычаги собраны в композицию из трёх штук. Самый «нарядный» из них отвечает за выбор режимов движения, левый — за климат водителя, а правый — за интенсивность обдува. Да-да, пассажиру придётся постоянно лазить в «недра» цифрового меню и подстраивать микроклимат через экран. Почему там нет температуры второй зоны климата, пресловутого селектора и громкости музыки — загадка. Венчает всё это «великолепие» объединённый одним стеклом комплекс из двух одинаковых экранов. Один взял на себя функции приборной панели, а другой — мультимедийной системы.
На первый взгляд, графика очень достойная, да и быстродействие на высоте, но как только мы касаемся логики, всё уже не так здорово. Казалось бы, панель цифровая и стилей для неё можно нарисовать несметное количество, было бы желание. Такового у дизайнеров не нашлось, так что довольствоваться придётся единственно возможной комбинацией приборов. Спасибо, что хоть дневной и ночной режимы предусмотрели. На поверку большую часть экрана занимает абсолютно бесполезная визуализация автомобилей вокруг, а все по-настоящему важные цифры мало того что теряются в обилии информации, так ещё и разглядеть их можно разве что через лупу, выглянув из-за обода руля, перекрывающего часть безуспешно выискиваемых данных.
Соседний монитор тоже перегружен, но на этот раз количеством пунктов в меню. Тут в очередной раз хочется похвалить мощный процессор, иначе на поиск нужного раздела ушли бы годы — к сожалению, даже развитой интуиции не хватит на то, чтобы догадаться, какая пиктограмма за что отвечает, так что только удача, только хардкор.
Пока я разбиралась с запрятанным от водителя функционалом развлекательного комплекса, меня не покидало чувство, что чего-то снова не хватает. Оказалось, кнопки аварийной сигнализации. Не установить её не могли, да и в цифровое меню поместить тоже. Пропажа нашлась аж на потолке! В одном блоке с вызовом экстренных служб, как вам? Хочешь — «аварийкой» моргнул, а не попал, не беда — пожалуешься на тяжёлую судьбу владельца китайского премиума диспетчеру. Единственный случай, когда клавиша будет в лёгком доступе, — если автомобиль лежит на крыше.
Хотя что-что, а переворот, во всяком случае из-за слишком активной рулёжки, RX не грозит, и вот почему. «Баранка» здесь сделана на манер Skoda: спицы только горизонтальные, правда, их не две, а четыре. Лишняя пара расположена прямо под информативными «лучами» и несёт чисто декоративную функцию. К сожалению, правильно располагать руки при интенсивном повороте руля с такой конфигурацией практически невозможно.
И раз уж мы взялись за руль, то можно и место водителя оценить. Регулировки здесь полностью электрические, основные клавиши в стиле идейного вдохновителя вынесены на дверную карту. Короткая подушка компенсируется дополнительной регулируемой по вылету секцией, и даже поясничный подпор положили! Про вентиляцию и полноценный обогрев тоже не забыли, а вот массажа водителю не положено. Вместо него в подголовник интегрировали пару динамиков аудиосистемы, что, впрочем, не смогло замаскировать откровенно плохое звучание хвалёного Sony. На этом приятности для водителя заканчиваются, зато переднего пассажира решили дополнительно порадовать. Его избавили от бесполезных колонок и вместо этого снабдили подголовником с изменяемой геометрией, массажем и даже полноценной оттоманкой! Правда, в полностью разложенном виде её имеет смысл использовать, только чтобы переночевать прямо в салоне. Сзади это смотрелось бы куда уместнее. Второй ряд, особенно на фоне переднего правого места, выглядит куда аскетичнее, хотя пространства здесь с запасом.
Попутчикам доступны регулировка спинки по углу наклона, подогрев подушек сидений (без спинки) и их вентиляция. Ещё можно настроить скорость работы вентилятора, а вот выставить температуру — нет.
С салоном получилась та же история, что и с экстерьером. Если не задумываться и не начинать эксплуатировать, всё выглядит довольно ладно, но как только дело доходит до взаимодействия с машиной, магия рассеивается и на смену вау-эффекту приходит постоянное раздражение. Вы этого ждёте от автомобиля такого класса?
Забавно, но даже выбраться из него не так-то просто. Привычные механические ручки здесь исключительно дублирующие, так что пользоваться ими на повседневной основе неудобно. Главная функция отпирания замков возложена на кнопку, которая слишком смещена вперёд и «призывает» открывать дверь чуть ли не плечом.
Раз уж я оказалась здесь заперта, придётся всё-таки проехаться. Может, новая платформа сгладит не самое радужное первое впечатление?
Динамика и управляемость
Итак, по паспортным данным RX имеет 249 «лошадок» и 385 Н*м крутящего момента, а разгон до «сотни» должен составлять внушающие уважение 7,6 секунды. Двигатель при этом всё тот же — знакомая нам двухлитровая турбированная «четвёрка», работающая в паре с семиступенчатым «роботом». Впору задуматься, почему же, если эта пара может похвастаться подобной отдачей, тот же пресловутый TXL не такой задорный, как цифры в ТТХ кросс-купе? Ответ на этот вопрос до смешного прост: в реальных условиях неидеальной температуры и неподготовленного дорожного полотна нам так и не удалось добиться разгона, сколько-нибудь близкого к заявленному. Понятно, что специальную аппаратуру для точных замеров мы с собой не возим, но по простому секундомеру едва удалось выехать из 10 секунд. Тоже достойно, но ни о какой «гонке» речи не идёт. Похоже, всё дело в настройках коробки передач, которая традиционно «подвисает» на старте, а на скоростях чуть за 90 км/ч и вовсе заставляет планировать ускорения для обгона с непомерным запасом, напрочь лишая уверенности за городом.
А как обстоят дела с новой платформой T2X? К слову, это инновационная разработка китайцев, благодаря которой бренду впервые удалось оснастить кроссовер подвеской с адаптивными амортизаторами. По задумке ходовая должна дарить комфорт при обычной езде, становиться мягче на бездорожье, для которого отведено сразу четыре режима движения, и «зажиматься» в спорте, позволяя минимизировать крены и задорнее проходить повороты. А что же на деле? В целом новый Exeed оставляет приятные впечатления — он предсказуемый, тихий и вполне собранный: адекватно реагирует на руль и не грешит заметными кренами или раскачкой. Но всё это работает как надо ровно до того момента, пока не съедешь с обкатанной магистрали. Как только на пути начинают появляться дефекты покрытия, всё меняется. В салон просачивается разнокалиберная мелочь, да и в целом автомобиль ощущается жестковатым даже в самом комфортном режиме. На ямах подвеска и вовсе «капитулирует», сообщая об этом звонкими отбоями. Конечно, ничего критичного, но породы уж точно не добавляет. Занимательно, что существенной разницы между двумя «городскими» режимами работы практически не видно. Очевидно, «пневма» справилась бы лучше, но до неё Exeed ещё не дорос.
Что насчёт бесконечных внедорожных режимов? «Снег», «грязь» и «песок» на поверку опять оказались максимально одинаковыми. Но это объяснимо — их специфика схожа при первом приближении, но на бездорожье же мы возлагали на них большие надежды, ведь здесь и муфта приличная, и имитация межколёсных блокировок на месте. Только вот даже на безобидном, чуть рельефном полюшке стало понятно, что ходы подвески неприлично коротки. Впрочем, тем лучше — не придётся тратить много времени и искать место, где можно диагонально вывесить колёса. Нашли, оторвали одну «конечность» от земли, и… весь момент устремился туда, куда и положено — именно на неё. Теперь ведь должна сработать блокировка… или нет?! Ладно, подождём… и ещё потерпим… Бесконечность спустя электроника наконец среагировала, и из не самой сложной ситуации мы выбрались, но почему же так долго? Понятно, что косогоры и топи не стихия RX и он вообще с радостью никогда не съезжал бы с трассы. Но этого мы и не требуем, всё куда прозаичнее.
Периодически у нас настаёт зима, а вместе с ней появляются сугробы и лёд, причём попасть в снежную западню можно в любом дворе, не говоря уже о загородных поездках. Получается, что, если одно колесо угодило в небольшую заледеневшую ямку, в ней придётся какое-то время посидеть. Не исключено, что вращающаяся покрышка сможет растопить корку раньше, чем компьютер её наконец остановит.
Допускаем, что электроника не очень талантлива в плане оффроуда и всего, что хоть отдалённо на него похоже, зато у неё есть и другие куда более значимые функции — управление ассистентами вождения и системами безопасности. Здесь лукавить не будем — всё с работоспособностью бесконечных «помогаторов» в норме, разве что качество картинки с камер хотелось бы получше, но это мелочи. Вот только длинный список «фантастических» навыков отслеживать, предупреждать и предотвращать в середине 2023 года уже не выглядит чем-то эксклюзивным — практически всё то же самое умеют делать модели и побюджетнее, причём не только «премиального» Exeed, но и более «народных» марок. Так что в качестве плюсика в карму их рассматривать можно, но как безоговорочное преимущество над конкурентами вряд ли.
То же можно сказать и о впечатлениях за рулём новинки. RX просто нормальный: без изюминок и каких-то характерных черт, по которым можно узнать модель с закрытыми глазами. Нюансы эргономики в расчёт брать не будем — по ним этот Exeed сложно с чем-то перепутать.
А хотя нет, подождите минутку, одну подсушенную виноградину мы всё же нашли — машина умеет, не поверите, создавать светомузыку не только атмосферной подсветкой в салоне, но и снаружи. Как вам тяжёлый люкс для пятилеток? Полагаем, с таким перфомансом у соседской детворы владелец прослывёт главным модником и авторитетом.
Выводы
Премиальный сегмент — сложное поле для игры, потому и выбор в нём не так велик. Когда стоимость автомобиля приближается к цене скромной недвижимости в столице, покупатели стремятся получить нечто большее, чем просто средство передвижения. Китайский RX на данный момент стартует от 5 400 000 рублей, а что он даёт взамен? Возможно, нам просто не повезло, но за эти немалые деньги мы получили лишь неоригинальный дизайн, неудобный салон, а на десерт — полное разочарование. Выходит, что прайс на этот Exeed подкреплён лишь непомерными амбициями производителя, который просто решил назвать сырой продукт премиальным. Вы готовы за это заплатить? Мы нет.
Фото: Пресс-служба Exeed