bagio-winter
Анна Криворучко

Нелегалы поневоле: почему машина может не встать на учёт

Выясняем, на каком основании ГИБДД может отказать в регистрационных действиях с автомобилем, и рассказываем, что делать владельцу в такой ситуации

Покупка машины всегда до безобразия ответственное мероприятие. Огромное количество неприятных нюансов может поджидать, даже когда автомобиль забирают от официального дилера абсолютно новым, что уж говорить о приобретении «железного коня» с пробегом. Помимо окрасов, скрученных показаний одометра, подмоченной (в прямом смысле этого слова) репутации или, например, обжигающе горячего прошлого, можно столкнуться и с куда более тонкой материей — ограничениями регистрационных действий.

Если проглядеть этот нюанс, наслаждаться приобретением новоиспечённому автовладельцу предстоит недолго — до окна приёма документов или, что ещё хуже, до площадки осмотра в МРЭО. Хотя, если уж совсем начистоту, отказ в постановке на учёт не всегда приговор. Зачастую проблему можно решить, однако на это, скорее всего, потребуется время.

Мы собрали для вас все причины, по которым автомобиль могут «развернуть» в ГИБДД, и подготовили короткие рекомендации о том, как быть в каждой ситуации.

Машину невозможно «опознать»

Усы, лапы и хвост, очевидно, не могут заменить транспорту паспорт. Но помимо самих документов, которые, случись что, можно восстановить, есть куда более важные опознавательные знаки. Это маркировки на кузове и основных узлах (в подавляющем большинстве случаев — двигателе). Гравировки с уникальными номерами — главная «метка» ТС. Их нельзя уничтожать, демонтировать и любым другим образом изменять.

Даже мелкие царапины и следы вторичного окраса вокруг VIN вызовут вопросы на осмотре, не говоря о более серьёзных основаниях полагать, что номер «не родной». Для того чтобы убедиться в том, что маркировку нанесли на заводе, может потребоваться дополнительная экспертиза. Если она выявит криминал, то об учёте почти наверняка можно забыть: с этого момента машина, скорее всего вместе с владельцем, станет фигурантом уголовного дела. Если же инспектор сомневался напрасно, придётся повторить процедуру регистрации вместе с заключением экспертов.

Отдельная история с экземплярами, у которых номер уничтожен по естественным причинам (коррозия) или безвозвратно замят в результате аварии. На такие машины наносят дополнительную маркировку — об этом должна быть сделана соответствующая отметка в документах, а на руках обязаны иметься бумаги из центров, которые занимаются такой гравировкой.

Проблемы с номером кузова или рамы — одни из самых неприятных. Избежать их можно единственным способом — придирчивой проверкой перед покупкой. Учтите, что ряд подделок можно опознать самостоятельно, но есть и исключительные случаи, которые пропускают даже некоторые инспекторы. Поэтому лучше обратиться к надёжным криминалистам и пригласить их на осмотр ещё до подписания ДКП.

За изменение регистрационных данных не заплатили

Нет, речь вовсе не о коррупции, с которой довольно успешно борются в последнее десятилетие. Разговор пойдёт о госпошлинах. Любое изменение в регистрационных документах, будь то смена владельца или цвета кузова, подразумевает оплату этого действия. Ставки едины по всей России и прописаны в статье 333.33 Налогового кодекса. В зависимости от выполняемой операции общий чек может разниться. Минимум 500 рублей — столько стоит свежее СТС, а максимум — 3 650 рублей. В последнюю цифру входят актуальное свидетельство, выдача регистрационных знаков (2 000 рублей), замена бумажного ПТС на новый (800 рублей) и внесение в него изменений (350 рублей).

С неоплаченными номерами, к слову, в учёте не откажут — таблички, если они нужны, просто придётся изготовить в другом месте. А если забыть о квитанции за СТС или ПТС, делать в МРЭО нечего.

Проще всего ничего не упустить при электронной записи через «Госуслуги» — там система сама считает финальную стоимость, формирует квитанцию и позволяет оплатить её онлайн. Раньше на этом можно было ещё и дополнительно сэкономить, но сейчас скидки отменили.

В ГИБДД обратился человек, не имеющий отношения к автомобилю

Регистрация машины — юридически весомое действие, а значит, совершать его может либо собственник ТС (человек, на которого оформлен ДКП), либо его доверенное лицо (на основании нотариальной доверенности с соответствующими полномочиями). Все остальные люди, даже если они являются близкими родственниками, не имеют никакого отношения к движимому имуществу, то есть и в ГИБДД обращаться не могут.

Есть несколько вариантов решения данной проблемы. Во-первых, найти время и доехать до отделения самостоятельно. Сама процедура, если транспорт не вызвал вопросов, обычно занимает около часа. За 10 дней, отведённых на регистрацию, выкроить окошко в своём плотном графике вполне реально. Если же деваться некуда, оформляйте доверенность на того, кто готов взять эти хлопоты на себя, но не забудьте, что услуги нотариуса придётся оплатить отдельно.

На проверку сданы подозрительные документы или бумаг не хватает

Перечень документов для регистрации за последние годы претерпевал минимальные изменения. С собой в МРЭО нужно захватить:

  • ПТС (если он не электронный);
  • СТС (если ТС с пробегом);
  • ОСАГО. Полис всё ещё обязателен, хотя в Госдуме рассматривают законопроект о его исключении из перечня;
  • удостоверение личности;
  • доверенность (если в ГИБДД обращается не собственник);
  • диагностическая карта (для тех автомобилей, чей возраст перевалил за четыре года);
  • договор купли-продажи (или другой документ, устанавливающий права собственности заявителя на ТС).

 Все бумаги должны быть подлинными, не содержащими следов исправлений и читаемыми. Если чего-то из списка не достаёт или документы настолько ветхие, что разобрать текст в них невозможно, в регистрации откажут. Аналогичный исход ждёт тех, кто сдаст комплект с «подчищенными» символами или другими ухищрениями.

Советы здесь, кажется, излишни. Просто заранее проверьте состояние носителей информации и соберите их в папку по списку.

Отсутствует действующий электронный ПТС

ЭПТС повсеместно ввели в России в 2020 году. Правда, требование о его наличии в качестве обязательного «аксессуара» коснулось только новых и впервые ввозимых в страну ТС.  Соответственно, и этот пункт относится лишь к указанным категориям. Если цифровой документ не имеет активного статуса, это значит, что либо процедура растаможки не закончена, либо не соблюдены другие формальности. Понятно, что такая машина — своего рода «нелегал», поэтому и СТС с номерами ей не положены.

Разбираться с этой проблемой предстоит скрупулёзно. Если авто приехало из другой страны, задайте вопрос таможне, сотрудники расскажут, чего недостаёт для выпуска ПТС. Если же ТС куплено в РФ, спрашивать нужно непосредственно у продавца. Но куда проще сберечь свои нервы и заблаговременно проверить статус документов (ещё до сделки). Это можно сделать через систему электронных паспортов (СЭП).

Машина не появилась на площадке для осмотра

Этот пункт, пожалуй, самый забавный в законодательстве. Согласитесь, немного странно приехать регистрировать машину и не взять её с собой или сбежать через пять минут после начала процедуры. Тем не менее прецеденты, видимо, случались.

По правилам, при смене собственника осмотр на площадке обязателен. Там проверяют маркировку, общее состояние и соответствие конструкции ТР ТС. Если сличить данные или убедиться в безопасности ТС невозможно, то и учёта новоиспечённому владельцу не видать.

Собираясь в ГИБДД, не забывайте взять ключи и заранее убедиться, что автомобиль сможет добраться до площадки.

У транспортного средства есть запрет на регистрационные действия

Эта неприятность способна стать настоящей неожиданностью. Дело в том, что запрет может свалиться как снег на голову — ещё вчера его не было, а сегодня, например, задолженность прошлого собственника попала к приставам, и все манипуляции с автомобилем поставили на паузу. На месте разобраться с этим не получится. Максимум, который нужно сделать, — узнать конкретную причину, а именно какое ведомство выступило инициатором подобной карательной меры. Когда информация будет на руках, предстоит связаться с госструктурой и выяснить у ответственного лица алгоритм действий. Чаще всего дело оказывается в долгах, поэтому перед получением СТС их придётся закрыть. Можно сделать это и самостоятельно, но корректнее попросить об этом продавца. После устранения проблемы необходимо предоставить подтверждение этого, а взамен взять справку о снятии ограничений. Учтите, что всё может упираться не только в деньги, поэтому последовательность действий придётся корректировать в зависимости от ситуации.

От таких случаев, к сожалению, не застрахован никто. Однако минимизировать риски можно. Достаточно просто проверить ограничения по онлайн-отчётам и базе ГИБДД — эта информация есть в свободном доступе.

По документам автомобиль утилизирован

Утилизация — необратимый процесс. Во всяком случае так изначально было задумано, да и регламент скорректировали таким образом, что избежать пресса и при этом продолжать ездить за рулём практически невозможно. Но даже с учётом изменений, предполагающих прекращение регистрации после предоставления документов от организации, расщепившей машину на атомы, нашлись те, кто придумал, как обмануть систему.

Если покупателю не повезло и у него теперь есть машина, которой по факту как бы и не существует, в одиночку он с этим не разберётся. Дело в том, что восстановить учёт может только тот, кто его аннулировал. Так что единственный путь — искать «негодяя», который перехитрил всех вокруг, и заставлять его актуализировать регистрацию.

А обезопасить себя от таких ситуаций просто: пользуйтесь отчётами и внимательно относитесь к документам — после утилизации их аннулируют и, как минимум, ставят соответствующие штампы. 

В конструкцию ТС внесены незарегистрированные изменения

Все ведь помнят, что тюнинг у нас практически под запретом? Причём это касается не только монструозных обвесов и подпиленных пружин. На деле любые отклонения от заводского состояния ТС считают потенциально опасными. Бывали случаи, когда машину «разворачивали» даже за незначительные вольности в размерности колёс, не говоря о более серьёзных изменениях.

Любые модификации, не соответствующие норме, должны быть внесены в ПТС после длительной процедуры согласования. Если перед вами машина с очевидными доработками и без кипы дополнительных заключений, от её покупки лучше отказаться (если на ней планируется ездить по дорогам). Если же вторжение в конструктив оказалось скрытым от глаз и распознать его не получилось, придётся за свой счёт возвращать всё в исходное состояние.

Подстраховаться поможет техосмотр. Его лучше пройти до оформления ДКП, причём нелишним это будет даже для тех, кому он по закону не нужен для учёта.

Машина оказалась в розыске

Даже с учётом стремительно развивающейся системы видеонаблюдения кража автомобилей и их деталей всё ещё не редкость. Понятно, что ради забавы этим уже практически не промышляют. Основная цель угонщиков — заработок, поэтому спустя время ТС чаще всего «всплывает» на вторичном рынке в виде цельного изделия или запчастей. Комплектная машина при этом будет иметь подложный ПТС и, вероятно, изменённую маркировку. Это хотя бы можно попытаться распознать, а вот с агрегатами дела обстоят чуть сложнее — их обычно продают как есть, но отдельной базы для, например, краденых двигателей не существует, поэтому покупку приходится оформлять на свой страх и риск.

К сожалению, даже если покупатель максимально добросовестный, он в такой ситуации, вероятно, останется как минимум без автомобиля, а как максимум — ещё и без денег, отданных за него. С агрегатами история аналогичная, просто масштаб финансового бедствия на порядок меньше. Сначала незаконно присвоенное имущество арестуют, потом восстановят истинного собственника, у которого оно было похищено, затем все сделки по продаже признают ничтожными. По итогу пропажа вернётся к хозяину, если он этого захочет, а все остальные потерпевшие будут разбираться со злоумышленниками (если их удастся найти) в суде.

Избежать подобных неприятностей поможет только комплексная экспертиза всего, что вы видите при покупке машины: документов, собственника, истории регистрации и прочего, что может прийти в голову. Что касается частей и узлов, подстраховаться можно лишь правильно оформленным договором и проверкой личности продавца. От потенциальных финансовых рисков это не спасёт, но репутацию перед правоохранителями вы в случае чего сохраните.

Соблюдать все эти пункты может показаться излишним, но не забывайте, что от бдительности покупателя напрямую зависит возможность дальнейшего использования автомобиля. Не пренебрегайте проверками и при наличии хоть малой доли сомнений откажитесь от покупки. Помните, машин много и «своя» найдётся для каждого. 


Анонсирующие фото: somamyhorses.ru

bagio-winter