footer
Анна Криворучко

Как и где продать автомобиль на запчасти

Рассказываем о подводных камнях при продаже машины по запчастям и выясняем, когда имеет смысл разбирать транспорт на отдельные детали.

У автомобилей, как и у людей, бывает совершенно разная судьба. Одни без проблем ездят до глубокой старости и встречают на своем жизненном пути лишь заботливые руки владельцев да уютные сервисные центры. Другие же работают на износ, напрочь разбиваются в ДТП или просто оказываются забытыми своими хозяевами на долгие годы.

Первая категория автомобилей по-настоящему ценна, и собственники такого транспорта об этом прекрасно знают. Подобные ТС без проблем реализуются на вторичном рынке, причем за вполне достойную цену. А вот с менее «привлекательными» машинами дела могут обстоять чуть сложнее. Если экземпляр все еще может носить гордое звание автомобиля, его, вероятнее всего, приобретут целиком, но уж точно не по средней рыночной стоимости. А если транспортное средство по той или иной причине можно именовать исключительно набором запчастей, его реализация доставит еще больше хлопот. В случае когда продать автомобиль в существующем виде не представляется возможным, обычно прибегают к реализации отдельных его комплектующих. Так собственник может попытаться минимизировать свои убытки и избавиться от изрядно поднадоевшей груды железа. Но на деле все не так просто, так что давайте по порядку.

Почему автомобиль может потребоваться продавать по запчастям

Наиболее распространенная причина — удручающее техническое состояние. Это могут быть машины после ДТП, а также стихийных бедствий: наводнений или пожаров. Стоит понимать, что любые повреждения не приговор. Даже условные «годные остатки» могут выкупить полностью, но, если этого все же не случилось, пути всего два: утилизация и продажа сохранившихся частей автомобиля.

Похожая участь может ждать низколиквидные авто, которые не представляют особой ценности. Такие «аппараты» целиком можно пытаться реализовать годами, однако запчасти на подобный «эксклюзив», возможно, будут иметь спрос на рынке. Отдельная категория — «криминальные» ТС. Машины с «темным прошлым» нередко попадают на «разборку», причем отдают их туда как злоумышленники, так и жертвы недобросовестных продавцов.

В чем проблема продажи машины на запчасти

Любой автомобиль, передвигающийся по дорогам общего пользования, по законодательству нужно ставить на государственный учет. Регистрацию можно приостановить по запросу собственника, но полностью прекратить ее допустимо только в исключительных случаях. Понятно, что желание избавиться от ТС к таким не относится. Получается, что даже если транспорт превратился в груду железа и не в силах ездить, он все равно будет числиться за последним хозяином. Изменить это можно, только утилизировав остатки или продав хотя бы кузов, который идентифицируется по VIN. При последнем сценарии ТС без проблем снимется с учета через 10 дней после совершения сделки.

С номерами на агрегатах и кузове есть еще один нюанс. Если транспорт числится за собственником, а, например, двигатель от него установили на другой автомобиль, разузнать исконную принадлежность мотора не составит труда. В целом ничего страшного в этом нет, но ровно до того момента, пока «реципиент» не имеет проблем с законом. В противном случае бывшему владельцу придется потратить уйму времени, чтобы доказывать свою непричастность к действиям нарушителей или даже преступников.

Если продажа по запчастям все еще выглядит привлекательным вариантом, необходимо озаботиться местом для хранения «донора». Дело в том, что условно брошенному автомобилю вряд ли удастся остаться в заводской/полной комплектации. Даже с разбитой машины могут легко «снять» салон, части ходовой и вообще все, что продается или сдается на металлолом. Кроме этого, внешняя среда не щадит обломки техники — металлические части ржавеют, элементы интерьера пачкаются и покрываются плесенью, патрубки рассыхаются и трескаются. Чем больше времени транспорт проводит под открытым небом без движения, тем меньше шансов сохранить товарный вид и ценность даже изначально целых запчастей. Во избежание подобных неприятностей придется подыскивать крытый паркинг.

Не стоит забывать и про собственное время — даже если место для стоянки найдено, автомобиль потребуется разобрать, а после — отсортировать пригодные детали и организовать их хранение. Без должных опыта и сноровки сделать это будет непросто.

Фото: Christer Andreasson/Pixabay

Куда можно продать машину на запчасти целиком

Несмотря на все трудности, рынок бывших в употреблении запчастей огромен. Практически в каждом городе есть так называемая «разборка», а то и не одна. Некоторые подобные организации — «брендовые» — занимаются поиском деталей от определенного числа марок. Но чаще можно встретить менее «привередливые» сервисы, которые не имеют узкой специализации. У первых цена выкупа обычно выше, зато вторых проще отыскать, да и дефектовка у них займет куда меньше времени. Альтернатива «разборкам» — скупщики. Это могут быть как частные лица, так и целые компании и даже аукционы. Их существенный плюс в том, что они куда охотнее осуществляют выездной осмотр. Это будет очень кстати, если автомобиль не на ходу.

Но никто не отменял и уже знакомый многим автолюбителям способ — привычные онлайн-доски объявлений. В таком случае процесс ничем не будет отличаться от самой обычной продажи машины с пробегом.

Только не забудьте составить ДКП. Он будет аналогичен договору на целую машину. Этот документ — главное основание для снятия ТС с регистрации.

Как продать автомобиль по частям

Если автомобиль уже разобран, сути это особо не меняет. В продаже помогут все те же «разборки», скупщики и объявления. Единственное, что будет отличаться — количество договоров, которые придется подписывать. Оформлять бумаги лучше на любой крупный узел и агрегат, которые можно впоследствии идентифицировать как составную часть исходного автомобиля. В общем случае это кузов (с документами на него), двигатель и коробка передач. Но учтите, что в ряде моделей маркируют и другие элементы, в том числе и навесные панели. Тогда на каждую из них тоже лучше составить дополнительную бумагу.

Перед тем как принять решение о таком способе реализации, учтите, что от 100% компонентов избавиться вряд ли получится — неликвидные детали могут остаться лежать «мертвым грузом», и их придется утилизировать отдельно. Не исключено, что это будут довольно объемные фрагменты, для перевозки которых могут потребоваться наемный транспорт и, возможно, даже погрузчик.

С продажи автомобиля по частям есть шанс выручить больше средств. Это в теории должно перекрыть все неудобства, но это не аксиома, особенно когда речь идет про массовый и средний сегменты. Поэтому прежде чем принять окончательное решение, изучите рынок и оцените свои силы. А лучше — берегите свою машину и старайтесь сохранить ее в хорошем состоянии. Так ей будет проще обзавестись новым домом, когда придет время расставаться.


Анонсирующие фото: Christer Andreasson/Pixabay

footer