bagio-winter
Анна Криворучко

Под пресс: как оформить утилизацию автомобиля в 2023 году

Рассказываем, куда отправляются автомобили, которые невозможно больше эксплуатировать, и как избавиться от непригодного к поездкам транспорта.

Не знаю как у вас, но у меня буквально перехватывает дыхание при одном только взгляде на ретромашины. Конечно, в них нет ни грамма высоких технологий, за которыми так активно охотятся современные потребители, зато у каждой есть свой уникальный характер и, кажется, душа. При этом «старушки» могут себе позволить выглядеть совершенно по-разному. Одни кокетливо переливаются отреставрированным хромом и «хвастаются» сияющей краской под полированным лаком, а другие не стыдятся прожитых лет и даже нарочито небрежно «накидывают» на крылья рыжеватый плащ в стиле rat rod. Каждая из них по-своему прекрасна, но с одной оговоркой: если она хотя бы в теории способна передвигаться. Это «ограничение» не касается тех счастливиц, которые преображаются в заботливых руках реставраторов или нашли свой уютный дом в музеях. Оно распространяется только на экземпляры, оказавшиеся «в забвении» и обреченные на совершенно бесславный конец в покинутых гаражах, безлюдных полях и на задворках жилых кварталов.

Фото: pikwizard.com

Применять термин «гуманность» по отношению к остовам транспортных средств довольно сомнительная затея, но он, пожалуй, максимально точно может охарактеризовать один из мотивов сдачи давно непригодного к эксплуатации транспортного средства на утилизацию. А для тех, кого меньше всего интересует такая своеобразная романтика, есть и более материалистичный аргумент — деньги. Речь сейчас не о призрачной выгоде, а скорее об экономии и оптимизации затрат, ведь если ТС стоит на учете, за него в любом случае приходится платить транспортный налог. Можно, конечно, рассмотреть ситуацию, когда регистрация приостановлена, но в таком случае машина лишится госномера, а оставлять такую в открытом боксе, а тем более на улице чревато эвакуацией, которая в ряде случаев обойдется владельцу чуть ли не дороже суммы ежегодного налогообложения.

Фото: pikwizard.com

Еще ненужный по тем или иным причинам транспорт можно продать целиком или хотя бы по запчастям. В первом случае вопрос решается максимально просто — грамотным оформлением ДКП, а вот при «частичной» реализации нюансов и сложностей будет куда больше. Чаще всего, когда речь заходит о полностью исчерпавшим свой ресурс автомобиле, такие варианты если и реализуемы, то с немалым трудом, поэтому есть легкий выход — утилизация.

Что такое утилизация автомобилей

Утилизация — синоним полного уничтожения транспорта. В процессе машину не просто разберут — все ее части будут отсортированы и классифицированы в зависимости от того, годятся они для использования в качестве вторсырья или нет. Условно годные «остатки», такие как металл, стекло и некоторые виды пластика отправятся за «новой жизнью» на переработку, а остальные элементы лишат любого товарного вида и вывезут на специальный полигон.

Фото: pikwizard.com

С юридической же точки зрения, утилизация — способ избавиться от любых прав на движимое имущество. С момента оформления соответствующих документов собственник автомобиля перестает иметь к нему какое-либо отношение.

Как сдать автомобиль на утилизацию

В течение довольно длительного промежутка времени алгоритм был следующим: собственник обращался с соответствующим заявлением в ГИБДД, на основании которого транспорт снимали с учета, и лишь после этого машина отправлялась под пресс. В целом процедура было логичной — в пункт утилизации пребывала машина в статусе металлолома, а не полноценного ТС. Но был в этой цепочке и существенный просчет. Недобросовестные автолюбители окольными путями восстанавливали документы и преспокойно продолжали ездить на «призраках», избегая штрафов с камер, налога и прочих «радостей». Подобных «автомобилей Шредингера» развелось довольно много, и серую зону регламента искоренили самым радикальным образом — сменив порядок сдачи на утилизацию. Сегодня последовательность действий следующая.

Выбор утилизационной компании

Просто оставить машину на свалке или в ближайшем пункте приема металлолома не выйдет. Дело в том, что, забирая ТС, компания предоставляет владельцу акт об утилизации, который потом пригодится в ГИБДД. Его могут выписывать только фирмы, имеющие лицензию на «сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности», которую выдает Росприроднадзор. Копию этой лицензии обычно размещают на сайте или предоставляют потенциальному клиенту по первому запросу.

Фото: zakon-auto.ru

Автомобиль может «добраться» до выбранной локации своим ходом, а если способность перемещаться уже утрачена, на помощь придет эвакуатор. Ряд утилизаторов, кстати, предоставляют услуги по перевозке самостоятельно. Отдельно на этом этапе имеет смысл обговорить комплектность утилизируемого транспорта. Проблемой может стать даже отсутствие салона, не говоря уже, например, о двигателе.

Доставка ТС на место и оформление бумаг

Когда ТС «доберется» до места, нужно не забыть всего о двух важных пунктах — получить акт об утилизации (его выпишут, когда автомобиль проверят и заберут), но перед этим необходимо самостоятельно снять государственные регистрационные знаки. Номера нужно будет впоследствии сдать в ГИБДД.

С собой придется захватить не только отвертку, но и документы: паспорт, доверенность (если необходимо), ПТС и СТС.

Визит в МРЭО

Когда владелец «избавился» от автомобиля, самое время поставить об этом в известность ГИБДД. Действовать нужно так же, как и при обратной процедуре — постановке на учет. Для начала подается заявление на регистрационное действие, это можно сделать онлайн. Когда удобное время и подразделение будут выбраны, останется только приехать в назначенный день со всеми документами и номерами в подразделение. Там проверят все бумаги, заберут ГРЗ и прекратят учет. С этого момента машины официально не существует.

Сколько стоит утилизация

Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уже оплачен производителем или импортером, а если ПТС выдан раньше 2012 года, то такие ТС и вовсе попадают в «льготную» категорию — их утилизируют бесплатно. Правда, все это имеет значение, только если пункт приема государственный. Но помимо таковых есть немало частных фирм, и там ситуация напрямую зависит от самого автомобиля. Его могут как выкупить (обычно примерно по цене лома), так и наоборот — попросить владельца оплатить услуги. Всю эту информацию можно уточнить во время первого звонка в компанию.

Фото: penzavzglyad.ru

Берегите свои автомобили и не позволяйте им превращаться в «недвижимость», ведь машины — это не просто средство передвижения, а маленькая частичка истории и культуры.


Анонсирующие фото: pikwizard.com

bagio-winter