rdsbanner
Анна Криворучко

Вспыхнула как спичка: признаки горевших машин и их последующие проблемы

Рассказываем, как распознать горевшие автомобили, с какими проблемами чаще всего сталкиваются потом их владельцы, и главное, выясняем, стоит ли их покупать.

Покупка машины на вторичном рынке всегда была сопряжена с риском. Битые, «скрученные» и даже угнанные автомобили под видом идеальных музейных экспонатов были раньше и, к сожалению, всё ещё регулярно поступают в продажу. Кустарный ремонт становится дешевле с каждым годом, и это подстегнуло нечестных продавцов к восстановлению таких машин, которые раньше утилизировались сразу же.

Пожалуй, чаще всего умельцы воскрешают «тотал». К этому морально готовы многие покупатели, и скрыть аварийное прошлое становится всё сложнее. Но нетипичные повреждения — совсем другое дело.

Машина, пострадавшая при пожаре — скорее, редкость. Именно поэтому многие детали могут остаться без должного внимания. Но так ли плохи автомобили, побывавшие в огне? Давайте разберёмся.

Что происходит с автомобилем при возгорании

Важно понимать, что не всё воздействие огня одинаково опасно. Если автомобиль находился достаточно далеко от очага возгорания и от этого пострадали только пластиковые элементы, например, бампер и фары, то ничего страшного в таких повреждениях нет. Можно просто заменить их на новые и забыть об инциденте. А вот если горела сама машина или непосредственный сосед по парковке, то всё серьёзнее.

При возгорании автомобиля температура пламени растёт очень быстро. Это происходит из-за большого количества поролона, ковровой обшивки и пластиковой изоляции проводов. Материалы отдают очень много тепла, и это «подстёгивает» пламя. Только представьте, машине нужно меньше 10 минут для того, чтобы полностью выгореть. За это время будет уничтожен салон и проводка, сгорит ЛКП и, возможно, расплавится часть кузовных элементов. Последнее может случиться с алюминиевыми деталями. Температура плавления этого металла составляет около 660 градусов Цельсия, а пламя может быть и горячее. Сталь более устойчива к высокой температуре, она начинает плавиться примерно при 1500 градусов Цельсия, так что несущие части кузова и стальные панели в виде обугленного скелета будут на месте.

Но даже с уцелевшими деталями дела обстоят не лучшим образом. При воздействии экстремально высоких температур и резкого быстрого охлаждения металл меняет свою структуру. Из-за этого он перестаёт быть пластичным, а это значит, что при ударе он начнёт ломаться и крошиться. Такое его поведение никак не было запланировано конструкторами при проектировании машины. Детали кузова обязаны быть пластичными, только так они могут правильно деформироваться и тем самым погасить большую часть энергии в случае удара. А что случится, если кузов не примет все шишки на себя? Правильно, импульс «докатится» до водителя и пассажиров, а это уже не имеет ничего общего с безопасностью.

Если автомобиль выгорел не целиком, то в нём осталась часть проводки. Под изоляцией кроются медные жилы, а медь, как известно, тоже металл. Она очень пластичная и благодаря этому свойству (помимо отличной токопроводимости) отлично подходит для того, чтобы делать из неё провода. При нагреве ей свойственно такое же изменение структуры, как и у стали, то есть она становится хрупкой. Если проводку не заменить, это грозит скрытыми обрывами и, как следствие, перебоями в работе электроники или даже возгораниями.

Коррозионная стойкость кузова тоже серьёзно страдает. Защитные покрытия и напыления, призванные защитить металл от ржавчины, выгорают вместе с ЛКП. Если металлические панели не заменить или не покрыть новым слоем защиты после воздействия высоких температур, они будут открыты к воздействию окружающей среды. Это грозит появлением огромного числа очагов коррозии и в итоге очень скоро автомобиль будет выглядеть почти так же, как те экземпляры, которые пару лет простояли в глубокой луже.

Как видите, «фениксы» несут в себе достаточно большую опасность для всех, кто находится внутри такой машины. Но выбор: купить такой автомобиль или нет должен оставаться за покупателем. Для того, чтобы принять взвешенное решение, нужно для начала опознать подгоревшее авто.

Как понять что машина горела

  • По запаху. Вывести запах гари полностью практически невозможно, так что если вам кажется, что машина пахнет странно, прислушайтесь к этим ощущениям.
  • По оплавленной декоративной обшивке. В первую очередь, это касается ковровой отделки на полу и на спинках/боковинах сидений заднего ряда.
  • Нужно сложить спинки сидений и внимательно осмотреть те места, которые не видно из салона. Используемый в автомобилях материал очень капризный и даже при коротком контакте с открытым огнём моментально оплавляется. Видимые участки ковров меняют часто, но на то, чтобы перестелить весь пол и переклеить обшивку спинок сидений, идут единицы.
  • По состоянию швов на обшивке. Поролон в сидениях очень легко загорается, но даже если огонь не добрался до салона, обшивка могла оплавиться (если она из искусственной кожи или ткани) или лопнуть (если она кожаная). После этого салон обычно перешивают, так что неоригинальные материалы/нитки и качество стежков может рассказать о том, что с машиной не всё в порядке.
  • Следы оплавления пластика. Их нужно искать на пластиковых деталях и изоляции проводов. Они деформируются и приобретают желтоватый/сероватый оттенок. Если вы видите что-то похожее, то можете не сомневаться, перед вами горевший автомобиль. Это касается не только деталей интерьера и экстерьера. Загляните в арки, под днище и капот — подкрылки, клипсы, заглушки, крышки. Всё это пластиковое и может намекнуть на прошлое автомобиля.
  • По следам коррозии. Ржавчина должна смутить потенциального покупателя в любом случае, но очаги коррозии в тех местах, где их обычно не наблюдается, или кардинально разное состояние кузова по правой и левой/передней и задней части автомобиля может подсказать, что эта машина знает, что такое «по-настоящему жарко».
  • По зазорам. При чрезмерном нагреве металл имеет свойство искривляться. Если вы не видите следов аварии, а зазоры кузовных панелей местами кривые, это может свидетельствовать о пожаре.
  • Новые герметики. Гадание по герметикам имеет почти 100% точность. Если машина загорелась, герметики на швах «уплывут» одними из первых, так что если они явно уложены не на заводе, а следов аварии по-прежнему не находится, скорее всего, перед вами «феникс».
  • Новые уплотнители. Уплотнительные резинки без следов эксплуатации и с признаками недавнего монтажа должны вызывать сомнения. Кому придёт в голову менять их «по кругу»? Стоит обратить внимание также на то, ровно ли они установлены. После съёма уплотнители часто забывают хорошо заправить, а снимать их без необходимости не принято ни в одном сервисе.
  • Новые стёкла. Если вы не видите следов ДТП, а в автомобиле установлено новое остекление, это должно вызвать вопросы. Замена лобового легко объясняется прилетевшим камнем, одно разбитое боковое можно списать на хулиганов.

Но если заменили всё «в круг» или только по одной стороне, то это может быть последствием пожара. При резком и сильном нагревании стекло имеет свойство лопаться, отсюда, и может появиться необходимость в замене.

Восстановление автомобиля — всегда достаточно затратный и трудоёмкий процесс. Если машина делалась «на продажу», не ждите качественного ремонта. Поэтому если вы смогли определить, что машина горела, но всё ещё думаете о её покупке, просчитайте возможные финансовые затраты и смиритесь со временем, которое машина проведёт в сервисе. Если вы уверены в этом проекте и собственных силах, можете попробовать. Но если есть хоть доля сомнения, лучше пройти мимо такого авто. Предупреждён — значит вооружён.

rdsbanner