Давление в шинах: какое оно должно быть и как его устанавливать
Выбор как летних, так и зимних колес — настоящий квест, который каждому автолюбителю предстоит пройти хотя бы раз в жизни. При изучении моделей разных производителей нужно учесть и состав каучуковой смеси, и показатели водоотведения, а еще шумность, экономичность, износостойкость и множество других мелких и не очень нюансов. Однако, даже подобрав самые лучшие из доступных покрышек, расслабляться рано.
Фото: somanyhorses.ru
Все дело в том, что при прочих равных автомобиль будет «сидеть» на дороге так, как задумано инженерами лишь в том случае, когда не только размер колес, но и давление в шинах будет в допустимых пределах. Эти показатели могут отличаться не только у разных марок, но и внутри модельного ряда одного производителя.
Как узнать, какое давление должно быть в шинах
Эту информацию изготовитель всегда указывает в инструкции. Но давайте будем честными, кто хоть раз прочел ее до конца? Поэтому такие важные параметры, как подходящие типоразмеры колес и давление в покрышках, всегда дублируются прямо на кузове. Это, конечно, не VIN, и гравировка для этого не используется. Обходятся специальным стикером, который чаще всего клеят на рамку переднего дверного проема. Но иногда «наклейку» прячут под лючком бензобака. Отыскав маркировку, нужно ее корректно расшифровать.
Фото: somanyhorses.ru
В физике давление измеряют в паскалях, но в автомобильной отрасли эта единица не прижилась — больно уж много нолей пришлось бы рисовать на приборах. Поэтому производители используют bar и psi — перевести одну единицу измерения в другую можно с помощью коэффициентов. Более привычная нашему слуху «атмосфера» в обозначениях не встречается, но она приблизительно равна одному bar, поэтому их можно считать «синонимами». На современных моделях давление чаще всего пишут в обеих единицах измерения, но автопром постарше не так лоялен — долгое время европейские бренды использовали только bar, а американские тяготели к psi. Разгадать саму «клинопись» совсем несложно. Для начала стоит взглянуть на размерность колес и понять, какая резина установлена на автомобиле. После этого аналогичный буквенно-цифровой код предстоит отыскать на стикере. Надпись может стоять особняком или вместе с другими размерами, это совершенно неважно. В любом случае справа от нее будет несколько граф с цифрами, а следом — пиктограммы, обозначающие загрузку машины.
Фото: somanyhorses.ru
Это один из множества примеров того, как может выглядеть табличка. У правой кромки есть указаны единицы измерения, обратите внимание: bar прописаны полужирным прямым шрифтом, а psi — тонким курсивом. Это стилистическое решение помогает интуитивно отличать показатели друг от друга. Мы нашли свою размерность шин, теперь из соответствующего блока цифр нужно выбрать подходящие. Самое время немного пофантазировать и решить, с каким количеством пассажиров и багажа вы ездите чаще всего. Если в багажнике преимущественно только пара сумок и задние сидения обычно свободны, можно смело ориентироваться на верхнее значение. Но в случае, когда автомобиль постоянно используется с полной загрузкой, ориентироваться нужно на нижнюю строку.
Самые внимательные успели заметить, что цифры расположены в два столбца, и это неспроста: левый указывает на давление в передних шинах, а правый — в задних. Это можно понять по схематичному рисунку машины, который расположен сверху. Отдельные манипуляции придется проводить тем, у кого установлена разноширокая резина. Цифры для передних и задних колес будут «разбросаны» по таблице. На «исследуемом» автомобиле часть допустимых размеров задних колес даже пришлось выносить отдельно. Что характерно, давление для передней оси в них не указано, это косвенно подтверждает, что устанавливать на нее их нельзя из-за конструктивных особенностей, а также компоновки и настройки узлов. Когда нужные значения найдены, осталось только подключить компрессор и накачать шины до нужного состояния. Главное — не забыть проверить, в каких единицах измерения размечена шкала или дисплей прибора.
Нужно ли менять давление в шинах
Выше мы уже выяснили, что нужное количество атмосфер напрямую зависит от загрузки машины, так что доставать насос необходимо каждый раз, когда «сценарий» поездки отличается от обычного — то есть загрузка либо существенно возрастает, либо наоборот. Если не скорректировать давление, никакого криминала не случится, однако «повадки» автомобиля и его управляемость ощутимо изменятся не в лучшую сторону, к этому нужно быть готовым. Корректировки могут потребоваться и на стыке сезонов, когда среднесуточная температура стремительно меняется. Воздух имеет свойство расширяться при нагреве и сжиматься при охлаждении, а это приводит к колебаниям давления внутри колеса. Получается, что если зимняя резина была смонтирована при температуре около 0°C, то давление в -10°C будет существенно меньше. В этом случае колеса нужно просто дополнительно подкачать. В летний период ситуация обратная, и нередко ближе к июню лишнее давление приходится стравливать.
Фото: krylovmedia.ru
Колеса в сборе нельзя назвать полностью герметичными, воздух может понемногу уходить из них через золотник воздушного клапана и даже через стык диска с резиной, что вполне нормально. Поэтому перед поездкой рекомендуется вооружиться манометром и проверить давление. Процедура простая и занимает совсем немного времени, но при этом помогает не только сохранить ощущения от вождения на должном уровне, но и сберечь сам автомобиль. Важно помнить, что цифры будут точными только тогда, когда автомобиль стоит на ровной поверхности и измерения проводятся «на холодную», то есть тогда, когда резина успела остыть до температуры окружающей среды. Особенно аккуратными нужно быть владельцам гаражей, температурный режим которых существенно отличается от уличного — доставать манометр имеет смысл только в тот момент, когда колеса станут той же температуры, что и воздух на улице.
Что будет, если ездить с неправильным давлением в шинах
Самая очевидная проблема — неравномерный износ покрышек. Резина может локально прийти в негодность буквально за сезон, и эксплуатировать ее дальше будет невозможно. При этом пониженное давление в целом негативным образом сказывается на ресурсе шины, приводя к ее перерасходу. К неприятным «симптомам» низкого давления в колесах также относится повышенный расход горючего и потеря стабильности при перестроениях. В крайних случаях существует риск того, что колесо может разбортироваться, что в подавляющем большинстве случаев приводит к ДТП. Кроме того, есть шанс, что пострадают и сами диски — при проезде препятствия может не хватить амортизационных свойств. Тогда удар придется на диск, который может погнуться, и подвеску.
Фото: tires1.ru
Избыток давления тоже не идет на пользу управляемости. Колеса превращаются в мячик, и ни о какой продольной стабильности говорить уже не приходится. Со сцепными свойствами тоже случается метаморфоза — пятно контакта с дорожным полотном становится меньше и «держится» за покрытие получается хуже. Вместе с этим, кстати, увеличивается и тормозной путь. При таком сценарии с амортизацией также могут возникать проблемы, и если диски остаются в относительной безопасности, то подвеске приходится «трудиться» за двоих, отрабатывая мелкие неровности, которые в обычной ситуации «сглаживаются» резиной. Наиболее печальные последствия избытка давления — взрыв колеса при проезде препятствия на высокой скорости. Это — самый непростой тест контраварийных навыков водителя. К сожалению, чаще всего этот экзамен проваливают.
Как автомобиль «следит» за давлением в шинах
Современный транспорт пытается максимально облегчить жизнь своему владельцу, поэтому система мониторинга давления уже далеко не редкость. Но, как и у любого технологичного решения, имеется несколько вариантов его реализации. Самое «умное» из всех — датчики давления, которые интегрируются непосредственно в колесо и «считывают» давление, приходящееся на воздушный клапан. Показатели передаются на головное устройство, и автолюбитель видит реальное давление практически в режиме онлайн. Это позволяет избавиться от регулярной беготни с манометром, но добавит головной боли в случае замены дисков на неоригинальные — датчики либо придется докупать, а затем «прописывать» в систему, либо смириться с их отсутствием и постоянно возникающим предупреждением о потере давления. Менее продвинутая система лишена датчиков в колесах и «делает выводы» на основании информации, получаемой от ABS. Компьютер анализирует скорость вращения колес, и, если одно из них ощутимо затормозилось (такое происходит при потере давления), это повод просигнализировать водителю о возможной проблеме. Никаких точных цифр при таком методе «измерения» получить, конечно, невозможно, так что подобный функционал хоть и полезен, но от манометра в бардачке не избавит.
Фото: thestuffofsuccess.com
Колеса — единственное, что связывает автомобиль с дорогой, поэтому они заслуживают самого пристального внимания и максимально педантичного отношения. Не жалейте времени на лишнюю проверку автомобиля, и тогда он не подведет даже в самый ответственный момент.
Анонсирующие фото: somanyhorses.ru, proaveo.ru