Уроки экстремального вождения: дорогое удовольствие или must-have?
Когда я была совсем маленькой и только начинала заглядываться на машины, то и представить себе не могла, что автомобиль — это не только внешняя красота, но и в некоторых случаях прямая связь со спортом, ведь с гражданским четырёхколёсным транспортом спортивные болиды не имеют. Ну разве что названия брендов, да и то не всегда. В обычной жизни у нас же всё проще и приземлённее: справа газ, посередине тормоз, слева сцепление. Если что, руль в сторону заноса — это панацея от всех бед, которые могут настигнуть в дороге. Ну и стандартные наставления: «по сторонам смотри, никого не убей, жёлтый знак повесь». Примерно с таким ценным багажом знаний начинающие автомобилисты оказываются на недружелюбных российских дорогах. На первых порах этих знаний действительно хватает с головой. Вспомните, как вы в первый раз самостоятельно выехали на дорогу. Думаю, подавляющему большинству было страшно, так что борьба с нервами и туннельным зрением не оставляла времени на анализ поведения машины. Да и какой там анализ, двигаясь со скоростью улитки по правому ряду нужно обладать недюжинной фантазией, чтобы предположить наличие характера у транспортного средства.
Но, поверьте, характер и особенности поведения есть у каждой машины. И проявляются они в самый неподходящий для этого момент. Учиться понимать и контролировать машину, конечно, можно на своих же ошибках, но последствия такого учебного процесса могут быть непредсказуемыми. А как на счёт суровых, но контролируемых условий? Так можно и машину «пощупать» и навыки управления подтянуть. Для этих целей и созданы они, школы экстремального вождения.
Здесь вас научат не бояться машины и управлять ей на самых сложных и коварных покрытиях. Вам покажут, как создать опасную ситуацию и, самое главное, как из неё потом выбираться. Вариантов обучения два:
Уроки экстремального вождения на арендованной технике
Такие занятия проходят на подготовленных полигонах и площадках с привлечением машин организатора. Это может быть индивидуальное занятие с тренером или целый выездной «спортивный лагерь», организованный представительством марки — так делают преимущественно немецкие бренды. Постигать азы контраварийного вождения начинают с теории: тут вам и физика, и механика, и психология. А после того, как теория усвоена, можно и за руль.
В школе водительского мастерства «уроки» проходят на технике, которая есть в распоряжении у самой школы или тренера. Чаще всего это достаточно мощные заднеприводные или полноприводные автомобили. Почему бы не начать с чего-нибудь попроще? Всё дело во времени, затрачиваемом на обучение. Потерять контроль на «заряженной» технике в разы проще, а значит особо напрягаться для того, чтобы отправить машину в занос, не придётся. Всё внимание и силы будут направлены как раз на работу с автомобилем внутри потенциально опасной ситуации, а не на её создание. Так что если вы смогли обуздать безумный заднеприводный 500-сильный седан на голом льду, то с самой обычной легковушкой должны справиться достаточно легко. Кстати, бороться с машиной вам придётся без помощи штатных ассистентов — не отключат разве что ABS. Ведь если электронным помощникам приходится вмешиваться в управление автомобилем, значит вы уже допустили ошибку.
Уроки экстремального вождения на своём автомобиле
Всё действо также происходит на площадке или полигоне, а вот главную роль играет уже ваша собственная машина. Суть мероприятия остаётся той же, но сам полученный навык более узконаправлен и специфичен. Вас научат управляться с конкретным автомобилем с учётом привода и особенности настроек систем безопасности. На какое-то время «помощников» попросят отключить, но в обычной жизни мы редко прикасаемся к кнопкам «усыпления» курсовой устойчивости, так что пределы самой системы и её влияние на поведение автомобиля в критических ситуациях тоже полезно изучить. Да, поначалу на собственной машине страшно ещё больше, да и жалко беднягу. Но от пары часов нагрузок ничего страшного с ней не случится, а вот достигнутое взаимопонимание уж точно прибавит вам уверенности и, возможно, поможет сберечь машину даже в самый тяжёлый «день жестянщика».
Чувство автомобиля и его поведения поможет вам не только справиться с потенциально аварийными ситуациями на дорогах, но и заранее предвидеть их. А понимание физики процесса и осознание эффекта (положительного или отрицательного) от действий водителя если не искоренит, то хотя бы уменьшит мандраж перед припорошенным снегом гололёдом.
К сожалению, такие тренировки — удовольствие не из дешёвых. Базовый курс экстремального вождения на арендованной технике стоит около 25 тысяч рублей, занятия на своей машине с грамотным инструктором обойдутся немногим дешевле. Стоит ли оно того? Однозначно, да. Ведь за эти деньги можно получить не только бесценный опыт, но и отлично повеселиться.
Углубляясь в тему «прокачивания» водительских навыков, можно встретить ещё парочку небезынтересных вариантов тренировок для тех, кто хочет прикоснуться к автоспорту. Да-да, с ростом автомобильной культуры и благодаря популяризации технических видов спорта это стало реально.
Дрифт
Дым из-под колёс, красивые машины, невероятно зрелищные соревнования — это целый маленький «дрифтовый» мир, сложенный из сожжённых покрышек и «свапнутых» моторов. На заднеприводных «монстрах» можно научиться «крутить пончики» и «восьмёрки», а для самых способных могут и целую трассу нарисовать. Вам расскажут про стадии полностью контролируемого заноса, посветят в тонкости работы с педалями и рулём. Если попросите, то и про настройки машины расскажут, и про подвеску, и про мотор — при ближайшем рассмотрении дрифтеры вообще оказались очень творческими натурами, так что про своё детище могут рассказывать часами, если, конечно, аудитория интересуется и вовремя соболезнует.
На деле оказывается, что полностью контролировать такую машину и её положение в пространстве не так-то и просто, а уж повторять образцово-показательные проезды из «Форсажа» вообще из области фантастики. Это — невероятные ощущения и действительно непростая работа за рулём, но спустя пару сожжённых комплектов покрышек и часов, у вас получится выполнить связку элементов именно так, как нужно, и тогда эмоции, конечно, будет сложно передать словами. Тут и удовольствие, и адреналин, и чуть подросшее чувство собственной важности, и найденное взаимопонимание с ещё недавно чужим и неприветливым автомобилем, и атмосфера со всеми визуальными и звуковыми эффектами, конечно.
Это всё сплетается в один большой эмоциональный клубок, и первое время после такого опыта сложно анализировать и выдавать что-то кроме дурацкой улыбки. Но получаем ли мы нечто помимо эмоций от такого рода «развлечений»?
Через денёк-другой можно попытаться «поймать дзен» и проанализировать, насколько осознаннее вы начали работать с педалью газа и рулём в своём автомобиле. Не важно сколько в вашей машине лошадиных сил и какой у неё привод, важно совсем другое — осознание и поиск «грани» в управлении, точное дозирование тяги в поворотах, молниеносное распознавание даже самого незначительного ухода с траектории и реакция на него. Таких «флешбеков» может быть ещё много, и они говорят нам об одном и том же — вы учитесь слышать и чувствовать свой автомобиль так же, как и прочувствовали недружелюбную и агрессивную спортивную технику. И раз уж подход сработал со «спортивным снарядом», то и с вашей «ласточкой» осечки быть не должно, тем более, что гражданские машины всё-таки прощают ошибки пилотажа.
Правда, доступным такой досуг не получится даже с натяжкой. Например, Академия Sport&Safety берёт по 14 500 рублей за час тренировки на самой простой технике. А если посмотреть в сторону действительно боевых агрегатов, то ценник можно смело умножать на три.
Трек-дни на автодромах
Рёв моторов и визг резины, бешеные скорости и опасные повороты — гоночный трек вобрал в себя всё лучшее, что есть в кольцевых автогонках и из этих кусочков создал ни с чем не сравнимую атмосферу. Находясь на гоночной трассе даже в роли зрителя, кажется, что время течёт совсем по-другому, что уж говорить о том, когда заезд смотришь «от первого лица». Чувство времени и пространства немного (или много) искажается, а скорость и чувство опасности становятся чем-то эфемерным. На треке нет времени думать и взвешивать каждое своё действие. Приходится слепо довериться тренеру и инстинктам. Драйв и азарт накрывают только тогда, когда догонят, то есть после окончания гоночной сессии. А в процессе лишь сосредоточенность и работа над собой каждую десятую долю секунды. И нет, это не подготовка к очередному этапу DTM, вообще ничего общего с настоящими гоночными сериями. Это — обычный трек-день на «боевом» автодроме. Ну что, уже захотелось в кокпит? На трассу можно явиться и на своей машине, но куда логичнее и безопаснее воспользоваться услугами по прокату машин на самом автодроме. Тут вам и инструктаж, и тренер на пассажирском сиденье, и за съеденный комплект тормозов можно особо не переживать. А резина для них так, «расходник»… Список доступных подготовленных машин внушителен и рассчитан на разную толщину кошелька и уровень базовой подготовки, так что если всегда хотели посмотреть, как там дела в кольце, милости просим.
Сложно, весело, необычно… Да много эпитетов можно перебрать, и они все подойдут. Но неужели можно не только развлечься, но и научиться чему-то за пару-тройку сессий? Конечно, немалую роль сыграет изначальный подход и уровень подготовки. Для новичков открытием станут фазы поворота и «быстрые» траектории. Для тех, кто с задатками опыта — с новой стороны покажутся апексы и точки торможения. Хочется верить в то, что все понимают очевидную вещь: трек — это не дорога. Но навыки, полученные на автодроме, все же могут быть очень полезны в городском потоке. В первую очередь, «кольцо» учит чувствовать баланс машины и его (баланса) критическое смещение. Вместе с балансом явится и точное взаимодействие с педальным узлом, а вишенкой на торте станет абсолютно новое ощущение и, если повезёт, понимание работы резины и тормозов в разных температурных режимах. На выверенной до миллиметра «петле» даже гражданский суперкар может заиграть совсем другими красками и не только подарить пару вёдер адреналина, но и дать возможность понять вождение в совсем другом смысле этого слова.
Сколько стоит сессия на «кольце»? Зависит от автодрома и машины, которую вы выберете. Например, на Moscow Raceway цена за одну тренировочную сессию с инструктором варьируется от 18 000 до 80 000 рублей. Но за 15 минут заезда вы не успеете ни трек изучить, ни машину прочувствовать. Так что если вы собрались не только за эмоциями, но и за навыками, рассчитывайте на 2-3 заезда.
Уже пакуете шлем? Правильно, ведь лучше один раз увидеть. Можно поехать за эмоциями, или за навыками, или получить всё в одном флаконе — выбирайте тренировку по душе и давайте вместе становиться лучшими версиями самих себя за рулём.