rdsbanner
Анна Криворучко

Износ покрышек: выявляем неисправность по неравномерному стиранию резины

О том, почему важно следить за состоянием протектора и какие неисправности могут скрываться за неравномерным износом шин, расскажем в нашем материале.

Мягкое весеннее солнце смогло, наконец, согреть продрогшую за зиму землю. Снег бесследно растаял, а в воздухе уже отчетливо ощущается надвигающееся тепло. Массивные пуховики и сапоги с толстой меховой подкладкой уступили место более изящным и элегантным моделям. Вместе с метаморфозами владельцев преобразились и машины. Колеса больше не скалятся «зубастым» протектором и не гремят металлическими шипами. Кажется, зимние покрышки можно со спокойной душой упаковать и забыть о них на следующие полгода. Но не следует торопиться. Перед тем как окончательно избавиться от всяких напоминаний о зиме, стоит внимательно изучить свои только что демонтированные шины. Во-первых, имеет смысл проверить остаточную глубину протектора и оценить пригодность для использования в следующем сезоне. Помимо этого, нужно проверить еще и равномерность износа. Зачем? Сейчас расскажем.

Фото: basetop.ru

В процессе эксплуатации покрышка испытывает огромную нагрузку, но при этом и автомобиль, и резина сконструированы таким образом, что вес и передаваемые усилия распределяются равномерно. Поэтому полностью исправный автомобиль с заводскими настройками ходовой части будет расходовать резину равномерно. Если же на какая-то часть колеса «лысеет», в то время как остальные участки остаются практически нетронутыми, — это повод поискать неисправность. Мы немного облегчили задачу: собрали 5 самых распространенных видов износа протектора и выяснили, почему это происходит.

Симметричный износ боковой кромки

При таком сценарии рисунок на внешней и внутренней частях шины будет значительно стерт, в то время как центральный участок может практически не иметь серьезных следов эксплуатации.

Фото: www.drive2.ru | IvanD

Причиной с высокой долей вероятности стала даже не неисправность, а недосмотр владельца. Подобный износ характерен для шин, которые регулярно недокачивают. Это особенно актуально для тех, кто часто перевозит тяжелые грузы, при этом не корректируя давление по рекомендациям производителя. Из-за недостатка воздуха внутри шины она деформируется и вынуждена, не имея достаточной опоры, распределять вес на самые твердые участки. Ими как раз являются боковины, поэтому протектор, расположенный рядом с ними, принимает на себя весь удар. Центральная часть — самая мягкая и пластичная, поэтому она просто «проваливается» внутрь и почти не контактирует с дорожным полотном.

Повышенный износ центральной части

В этом случае по центру шины рисунок будет стираться значительно сильнее, чем по краям.

Фото: www.drive2.ru | IvanD

Эта ситуация полностью противоположна описанной выше. Подобный износ чаще всего свидетельствует о серьезном избытке давления в покрышке. Прочная боковая часть под повышенным давлением воздуха деформируется незначительно, а вот пластичная центральная часть выгибается наружу. Из-за этого пятно контакта уменьшается и локализуется там, где наблюдается «плешь».

Проблемы, связанные с неправильным давлением в колесах, можно предотвратить, используя обычный манометр, чтобы привести давление к рекомендованному.

Повышенный износ внутренней кромки

«Облысение» резины только по одной кромке не редкость. Чаще всего это происходит из-за сбившейся регулировки угла развала колес.

Фото: oilinmotor.ru

Если очевидно пострадала только внутренняя часть рисунка, можно сделать вывод о том, что на автомобиле выставлен отрицательный развал. В таком случае колесо находится не перпендикулярно дороге — его верхняя точка смещена от вертикальной оси в сторону центра машины.

Еще одной причиной может быть неправильно выставленный угол схождения. При этом колеса «смотрят» не четко вперед, а развернуты внутрь (положительное схождение) или наружу (отрицательное схождение). Внутренняя кромка страдает при отрицательном угле, причем помимо повышенного износа относительно всей остальной площади, на протекторе появляются еще и характерные «пилообразные» выступы.

Повышенный износ внешней кромки

Эта ситуация — полная противоположность износу внутренней кромки. Истирание внешней кромки также является следствием неправильного схождения и/или развала. Но в этом случае один или оба этих параметра будут положительными.

Фото: usedcars.ru

Исправить ситуацию со сход-развалом можно только на специальном стенде, так что при подобных «симптомах» на СТО все же придется съездить.

Стоит отметить, что подобная диагностика не работает на спортивных и тюнингованных автомобилях. Ряд моделей изначально выпускаются с углом развала, отличным от «нормального». Тогда без ущерба управляемости с износом сделать ничего не получится.

Волнообразный износ протектора

Образование на поверхности покрышки своеобразных «волн» появляется не так часто, как четыре предыдущих. Это связано с тем, что причинами «шторма» в рисунке протектора служат серьезные неисправности подвески, которые заметны и без анализа рисунка шины.

Фото: www.drive2.ru | IvanD

Но иногда изменения в поведении могут все же остаться незамеченными. Это происходит, если, например, постоянно ездить по заснеженным дорогам. Подобный износ может возникнуть из-за проблем с амортизаторами: когда они перестают должным образом «отрабатывать» неровности, вся нагрузка приходится на покрышки. Также это говорит о том, что из строя могли выйти ступичные подшипники. При их износе колесо начинает вращаться неравномерно, и трение на разных участках шины может отличаться. Еще один вариант неисправности — шаровая опора. При ее износе крепление рычага подвески к ступице перестает быть жестким. Из-за этого колесо при качении начинает люфтить, что и приводит к появлению характерного «узора» на протекторе. Диагностировать и устранять неисправность придется в сервисе.

Фото: zen.yandex.ru | «Миллионы Миль»

Такие визуальные проверки практически не отнимают времени и при этом помогают выявить собственный недосмотр или даже диагностировать неисправность на ранней стадии, пока она не успела существенно повлиять на состояние всей ходовой части. Следите за своими колесами и внимательно относитесь к состоянию резины, ведь она единственное связующее звено между автомобилем и дорогой, которую вы покоряете.


Анонсирующие фото: автоглобал.рф, carsweek.ru

rdsbanner