rdsbanner
Анна Криворучко

Шины Run Flat: что это такое?

Рассказываем о технологии работы шин Run Flat, а также выясняем, какие у них есть преимущества и недостатки.

Кто не ругался самыми отборными непечатными выражениями, когда вставал посреди дороги с пробитым колесом, тот пусть первым бросит в меня камень. Действительно, проколы всегда происходят в самый неподходящий момент и ассоциируются только с ненужными тратами как времени, так и денег. И хорошо, если «под боком» оказался шиномонтаж или до него можно «дохромать» на трёх колёсах, с регулярными остановками на проведение «искусственного дыхания» (лучше при помощи компрессора) для раненого колеса. А если ЧП случилось где-то на трассе, и до ближайшей цивилизации ещё ехать и ехать, то происшествие из разряда неприятности плавно переходит в состояние «Беда!».

С учётом плачевного состояния наших дорог, внеплановый визит на шиномонтаж —скорее вопрос времени, поэтому лучше заранее продумать план действий на случай такой неприятности. И если «танцы с бубном» вокруг компрессоров, домкратов и неоткручивающихся гаек абсолютно обоснованно навевают на вас праведный страх, то, возможно, в поисках «волшебной таблетки от всех недугов» вы уже натыкались на шины с технологией Run Flat.

Но что же это такое и как оно работает?

Технология Run Flat — это конструктивная особенность покрышки. Благодаря своему строению шины такого типа позволяют некоторое время безопасно продолжать движение в ограниченном диапазоне скоростей.

Для того, чтобы понять, как работает Run Flat, нужно разобраться в строении автомобильной шины. На первый взгляд, покрышки — это обычные «резиновые бублики», что может быть проще? Но на самом деле современные автомобильные шины крайне сложны и высокотехнологичны. Они состоят из множества слоёв и сочетают в себе разные материалы. В их производстве используются разнообразные каучуки, металлические тросы и даже кевларовые нити. Для понимания работы, к счастью, не обязательно «лезть» в «самые дебри» и разбирать назначение каждого слоя. В первую очередь за «твёрдость» покрышки отвечает боковина и борт.

Что же случается при проколе колеса?

Через образовавшееся отверстие постепенно выходит воздух и боковина начинает прогибаться под весом автомобиля. Она не рассчитана на то, чтобы выдерживать такой вес без «поддержки» воздуха внутри колеса. После того, как боковина достаточно сильно деформируется, возникает следующая опасность — разбортирование колеса. Это значит, что борт перестаёт плотно прилегать к диску и начинает свободно перемещаться окончательно нарушая целостность колеса. В таком состоянии накачать его, скорее всего, уже не получится. Так ваша машина из «боевого скакуна» может неожиданно превратиться в Золушку. Звучит неприятно, не так ли?

Производители покрышек давно нашли решение проблемы безопасного передвижения после повреждения покрышки. Первым автомобилем с «безопасной шиной» стал Mini ещё в далёком 1974 году. Это было скорее экспериментом, но технология продолжала развиваться. Сейчас проблему потери давления и нарушения геометрии колеса решают усилением боковины. Попробуйте взять в руки одну ветку и немного её согнуть. Получилось достаточно просто. Но если сложить вместе хотя бы 5 одинаковых веток и снова попробовать согнуть их с той же силой, то у вас вряд ли получится. Технология усиления борта работает примерно так же. С помощью дополнительных жёстких элементов её делают прочной настолько, что даже при существенной потере давления покрышка выдерживает вес автомобиля, несущественно деформируется и позволяет безопасно продолжать движение на скоростях до 80 км/ч. К сожалению, ресурс у такой шины после прокола не бесконечен. Проехать на ней можно от 50 до 240 км в зависимости от производителя. Этого должно хватить чтобы добраться до ближайшего шиномонтажа и подлечить колесо.

Но так ли всё безоблачно?

Конечно, нет. У покрышек с технологией Run Flat есть как плюсы, так и минусы.

Начнём с плюсов:

  1. Безопасность движения;
  2. Возможность не возить с собой запасное колесо в городских условиях;
  3. Сохранение мобильности при повреждении колеса;
  4. Большая устойчивость к боковым порезам и грыжам.

Ну и о минусах тоже не стоит забывать:

  1. Стоимость (шины с технологией Run Flat на 15-30% дороже аналогичных без неё);
  2. Вес (за счёт усиленной боковины такие шины весят ощутимо больше, что может сказаться не только на вашей спине при перекладывании колес, но и на динамических характеристиках автомобиля);
  3. Жёсткость (из-за большей прочности покрышка меньше поглощает неровности на дороге и подвеске приходится работать «за двоих»);
  4. Управляемость (жёсткие покрышки просто не могут обеспечить такого же сцепления с дорогой, как их более «хрупкие» собратья).

Есть ли какие-то ограничения на установку шин Run Flat?

Прямых запретов эксплуатации вы не найдёте, но при выборе такого типа шин стоит помнить о нескольких нюансах:

  • Не всегда удаётся вовремя распознать момент прокола и соблюдать рекомендованный для таких случаев скоростной режим, поэтому ваш автомобиль должен быть оснащён либо датчиком давления в шинах, либо другой системой предупреждения о падении давления;
  • Если вы всё таки прорезали боковину, то она практически неремонтопригодна (боковые порезы не рекомендуется ремонтировать и на обычных покрышках, однако, такая возможность существует).
  • Суммируя, желаем вам заезжать на шиномонтаж только для балансировки колес и сезонной смены резины.

    rdsbanner