rdsbanner
Роман Кузнецов

10 самых скандальных дисквалификаций в «Формуле-1»

Даже Королевский автоспорт не защищен от бюрократии. Соблюдать правила в таком сложном техническом виде спорта не всегда просто, а самое суровое наказание — дисквалификация.

«Формула-1» всегда была вершиной технической мысли для инженеров и специалистов в области автомобилестроения и аэродинамики. Разумеется, такие талантливые люди во все времена находили серые зоны в любом регламенте, особенно если на кону стоит победа в самых престижных гонках на планете и возможность заработать очень большие деньги.

Как противостояние добра и зла, света и тьмы, на протяжении всей истории судьи «Формулы-1» и многочисленные комиссии Международной автомобильной федерации стремятся пресечь любые нарушения технического регламента для того, чтобы не дать командам и гонщикам получить незаконное преимущество в скорости.

Впрочем, дисквалификации в «Формуле-1» связаны не только с машинами: история знает и случаи шпионажа, и когда тот или иной гонщик просто не соответствовал по профессиональным качествам. И почти всегда любая дисквалификация сопровождается громким скандалом, ведь она перечеркивает все усилия гонщика и команды, и никто не хочет сдаваться без боя. Дисквалификации редко обходятся без громких интервью в СМИ и многочисленных апелляций. В нашей статье рассмотрим 10 самых скандальных дисквалификаций в истории «Формулы-1».

Эл Пиз 1969: слишком медленный

Начнем с самого абсурдного случая в истории «Формулы-1». Это единственный прецедент, когда гонщик Королевского автоспорта был дисквалифицирован…за слишком медленную езду. Да-да, в самом быстром спорте на планете.

Звучит как плохой анекдот, но мы вас не обманываем! На Гран-при Канады в 1969 гонщик Эл Пиз пилотировал болид команды Eagle. И возникла одна проблема: Пиз был очень медленным. И Пиза это разозлило.

Как мы знаем, в «Формуле-1» есть правило синих флагов, когда более медленный круговой пилот должен своевременно и без препятствий пропустить более быстрого. Но Пиз был не так прост.

Эл решил… блокировать всех гонщиков, которые пытаются обогнать его на круг.

Это был вопиющий прецедент: медленный пилот на трассе закрывал траектории и едва не выбивал тех гонщиков, которые пытались пройти его на более быстрых машинах. В итоге Пиз получил черный флаг и дисквалификацию с формулировкой «за слишком медленное движение по трассе». Но фактически его убрали, чтобы сохранить жизни других пилотов.

Хант и McLaren 1976: назад и обратно

Одна из самых известных дисквалификаций в истории «Формулы-1» со счастливым концом. В 1976 году в «Формуле-1» шло легендарное противостояние Ники Лауды на Ferrari и Джеймса Ханта на McLaren (в 2013 году по мотивам этой борьбы вышел известный фильм «Гонка»).

Дисквалификации всегда болезненно воспринимаются болельщиками, гонщиками и прессой, когда речь идет о борьбе за чемпионский титул. Особенно если два пилота идут бок о бок в чемпионате, и никто не хочет отдавать преимущество.

Джеймс Хант выиграл Гран-при Испании 1976, однако после гонки был дисквалифицирован. Выяснилось, что болид McLaren шире на 18 мм, чем это разрешено техническим регламентом. Казалось, очки безвозвратно потеряны, но спустя два месяца 5 июля 1976 судьи внезапно отменили дисквалификацию и вернули очки Джеймсу.

Оказалось, причиной несоответствия машины регламенту стала распухшая резина. Именно она увеличила ширину болида. В то время компания Goodyear как раз перешла на радиальные шины, нити корда не выдерживали, и боковины болида принимали выпуклую форму под нагрузкой, что и прибавляло ширину корпусу. Судьи согласились с доводами McLaren, приняли апелляцию и сняли дисквалификацию.

Остается только гадать, сколько сил потратили журналисты, на протяжении двух месяцев выпуская статьи о бесчестной конкуренции команды…

Айртон Сенна 1989: иду на таран

Это известная история с достаточно абсурдным продолжением в 1990 году. Легендарный пилот Айртон Сенна на протяжении нескольких сезонов боролся с Аленом Простом за чемпионские титулы. В 1988 и 1989 годах они были напарниками по McLaren, в 1990 и 1991 Ален выступал за Ferrari.

После титула Сенны 1988 в следующем сезоне 1989 года Ален Прост уверенно шел к чемпионскому кубку. Бразильскому гонщику нужно было выигрывать оставшиеся этапы, чтобы вновь победить соперника, и на Гран-при Японии противостояние достигло своего апогея. Гонщики столкнулись!

Хотя это скорее выглядело так, будто они оба не вписались в поворот. Прост заглох, Айртон смог продолжить движение и выиграл гонку, однако позже его ждала дисквалификация и упущенный титул. Международная автомобильная федерация (FIA) посчитала, что именно Сенна таранил Проста, но главное — не имел права выезжать с трассы в неположенном месте. Честно говоря, в современной «Формуле-1» это посчитали бы за гоночный инцидент.

Ситуация подогревалась двумя факторами: по слухам, президент FIA недолюбливал Айртона, и таким образом ему отомстил. При этом команда McLaren уже прощалась с Простом, и всячески защищала Сенну. На апелляции руководитель Рон Деннис даже показал нарезку с аналогичными инцидентами других пилотов, обвиняя Алена. Но FIA были непреклонны: они дали дисквалификацию Сенне с формулировкой «регулярно опасная езда». А вот в 1990 году опять на Сузуке… Айртон действительно вынес Проста!

Причем бразилец даже не скрывал своих намерений, намекая на то, что пойдет на крайние меры. Но волшебным образом Сенну не наказали, и он выиграл чемпионский титул, хотя даже спустя пару лет признавался в том, что целенаправленно пошел на таран.

Как говорят болельщики в таких случаях, «вкратце о судействе». В 1989 году за гоночный инцидент и отсутствие вины Сенну дисквалифицировали и отняли титул, в 1990 году за явный таран никак не наказали. Возможно, таким образом соблюдается баланс во вселенной.

Михаэль Шумахер 1994: ты не станешь чемпионом

Символично, что самый великий гонщик всех времен и народов Михаэль Шумахер остается и тем пилотом, который получал самые скандальные дисквалификации в истории «Формулы-1».

В 1994 году после гибели Айртона Сенны казалось, что немецкий пилот Benetton без особенных усилий победит в чемпионате. За три этапа до конца сезона Михаэлю было достаточно набрать всего лишь 10 очков, чтобы стать самым молодым чемпионом в истории. Задача не самая сложная при хорошей машине. И тут стали происходить странные вещи.

Начнем с того, что на Гран-при Великобритании 1994 Михаэлю вывесили черный флаг и дисквалифицировали в весьма странных условиях. Шумахеру дали 5 секунд штрафа Stop&GO за обгон своего соперника по чемпионату Деймона Хилла на прогревочном круге. Команда Benetton, в которой выступал Шуми, велела ему продолжать гонку, потому что они мгновенно опротестовали решение. У судей было иное мнение: когда Михаэль в течение трех кругов не заехал отбыть штраф, ему вывесили черный флаг, после чего Шумахер должен был вернуться в боксы, как выбывший из гонки. Но пилот продолжал заезд, и лишь позже все-таки заехал отбыть свой штраф, в итоге финишировал вторым.

Судей не устроил такой расклад. Они дисквалифицировали Михаэля из Гран-при Великобритании, заодно решив дать дополнительную дисквалификацию еще на две гонки.

Немыслимое по своей суровости наказание! Разумеется, Benetton сразу же подали апелляцию. До ее рассмотрения Шумахеру разрешили участвовать в гонках.

Настоящий кошмар случился на Гран-при Бельгии 1994. Михаэль одержал уверенную победу, но после гонки судьи пришли к команде и заявили, что доска под днищем стерта более чем на 10%. Пикантности ситуации придавал тот факт, что судьи целых четыре часа осматривали машину, пытаясь найти хотя бы какое-то нарушение. При этом доска оказалась стертой только в передней части, а ведь Шуми мог просто повредить ее на поребрике.

И сразу новый удар: судьи после дисквалификации Михаэля на Гран-при Бельгии объявляют, что отложенная дисквалификация с Великобритании на две гонки вступает в силу. Таким образом, Шумахер получил ноль очков за три гонки подряд.

В итоге Шуми все же возьмет титул в 1994, причем тоже неоднозначным маневром, столкнувшись с Деймоном Хиллом. Хотя учитывая все обстоятельства, Михаэля можно понять — когда тебя пытаются лишить чемпионства, ничего не остается, как идти на крайние меры. Как тебе такое, Льюис Хэмилтон?

Михаэль Шумахер 1997: вновь иду на таран

Известная ситуация, которую мы описывали и в других наших статьях. Но нельзя не упомянуть эту дисквалификацию, ведь она стала одной из самых известных в истории «Формулы-1».

Пилот Ferrari Михаэль Шумахер и гонщик Williams Жак Вильнев боролись за чемпионский титул до последней гонки. На Гран-при Европы 1997 в Хересе пилоты схлестнулись в схватке, в итоге Михаэль протаранил болид Вильнева. И — да, это было сделано намеренно, об этом свидетельствовали и телеметрия, и анализ столкновения болидов.

В итоге Шумахера лишили второго места в чемпионате и всех набранных очков, фактически вырезав его из карьеры Михаэля. В Италии немецкого пилота Ferrari осудили за этот инцидент, местная пресса его буквально уничтожила.

Как Шуми восстанавливался после такой непростой ситуации, вы можете посмотреть в фильме Schumacher от Netflix, рецензию на который мы недавно публиковали.

Williams 2004: неудачное турне

В 2004 году доминировали команда Ferrari и Михаэль Шумахер, однако позади кипела ожесточенная борьба за вице-чемпионство между командами BAR, Renault и Williams. Каждое очко было на вес золота, и любая мелочь могла сыграть свою роль в распределении итоговых мест.

Именно поэтому дисквалификации пилотов Williams в двух гонках подряд, на Гран-при Канады и Гран-при США в 2004, стали особенно болезненными. Как это случилось?

В Канаде выяснилось, что Williams и Toyota проводили махинации с системами охлаждения передних тормозов. Гонщиков этих команд лишили очков после финиша, причем Ральф Шумахер (младший брат Михаэля) получил дисквалификацию после блестящей гонки и второго места.

Более того, таким образом прямой конкурент из команды BAR Honda Дженсон Баттон оказался на третьем месте, завоевав подиум. Williams приняли решение не подавать апелляцию, признав, что нарушения имелись, однако утверждая, что «никакой выгоды команда не получила, т.к. отверстия в воздуховодах остались прежних размеров».

На Гран-при США 2004 Ральф Шумахер попал в тяжелую аварию, которая едва не стоила ему жизни. Надежда оставалась на его напарника по команде Хуана-Пабло Монтойю, но его дисквалифицировали по весьма необычной причине.

В 2004 допускалось брать запасную машину, но только в определенный промежуток времени. Колумбийский гонщик прыгнул в запасной болид после отказа трансмиссии на прогревочном круге, но к тому моменту «окно» смены машин уже закрылось, и судьи приняли решение дисквалифицировать пилота. Вот такой неудачный тур на американском континенте для Williams в 2004.

McLaren против Ferrari 2007: шпионская сага

Шпионский скандал между конкурентами по чемпионату 2007 и заклятыми историческими соперниками Ferrari и McLaren известен многим любителям автоспорта. Мы не будем писать о нем в полном объеме, потому что автор статьи однажды потратил около сорока страниц формата A4, разбираясь во всех хитросплетениях.

По этому скандалу можно снимать фильм или выпускать отдельную книгу, и это не шутка. Постараемся в сжатом объеме рассказать суть.

Сотрудник Ferrari Найджел Степни обиделся в конце 2006 года на свою команду. Она не дала ему очередное повышение, и Найджел решил заработать «грязные» деньги, слив всю техническую информацию команде McLaren. Для этих целей он связался с сотрудником британской команды по имени Майк Кофлэн.

За счет этого трюка уже в начале сезона McLaren получили значительное преимущество в скорости, пока Скудерия никак не могла понять, как их удачные решения смогла скопировать команда соперника. Более того, против новаторских решений Ferrari были поданы протесты, и красные болиды не могли показать конкурентную скорость. Скорее всего, сезон так и завершился бы победой британского коллектива, но в дело вмешалась судьба.

Возможно, это всего лишь миф, но его пересказывают все крупные издания, а значит, расскажем и мы. Вот в чем соль всего этого скандала.

Найджел подготовил шпионский отчет о Ferrari размером в 780 страниц и прислал его Майку. Но Кофлэну нужно было каким-то образом распечатать отчет на бумаге, и он послал жену в ближайший копировальный центр. И как же иронично, что британский сотрудник, которому попала информация на распечатку… оказался страстным фанатом Ferrari. Он сохранил себе отчет, сразу заподозрив что-то неладное.

К июлю 2007 года Ferrari вычислили и уволили Найджела Степни, одновременно подав иск против команды McLaren. Международная автомобильная федерация FIA вызвала руководителя британской команды Рона Денниса, а полиция устроила обыск в доме Кофлэна, где они нашли множество материалов и технических подробностей о машине Ferrari. Дело уже сильно пахло «уголовщиной».

И здесь еще один фантастический твист истории: Ferrari никак не могли доказать вину соперника, и дело начало понемногу рушиться, но вмешался пилот McLaren Фернандо Алонсо, который на тот момент выступал за них.

Дело в том, что у них с Льюисом Хэмилтоном, дебютировавшим как раз в 2007, шла ожесточенная борьба за титул, при этом Рон Деннис благоволил именно Льюису.

После очередного скандала внутри команды Алонсо просто плюнул и сказал McLaren, что если ему не дадут первенство в коллективе, то он расскажет всю подноготную этой истории. Кстати говоря, это и станет причиной ухода Фернандо по окончании сезона.

Рон Деннис сначала попробовал даже угрожать Алонсо, но затем узнал, что FIA получили данные, которые неопровержимо свидетельствуют о вине McLaren. В итоге Рон пришел с повинной в федерацию, чтобы предотвратить еще более ужасные последствия.

Итог: команда McLaren была дисквалифицирована из Кубка Конструкторов. Очки в личном зачете оставили, но и Льюис, и Фернандо проиграли титул Кими Райкконену из Ferrari.

По общему мнению, британская команда легко отделалась — за подобный шпионский инцидент их могли и вовсе дисквалифицировать пожизненно или на очень долгий срок. Но знаете, кто в итоге остался во всех смыслах в плюсе?

Сотрудник копировальной конторы, которому жена Кофлэна принесла на блюдечке весь шпионский материал. По слухам, Ferrari подарили этому сотруднику машину красного цвета, потому что именно он первым сообщил все подробности «слива» информации.

А Найджел Степни, предавший Ferrari, погиб 2 мая 2014 года. Он остановил свой Volkswagen на обочине шоссе, заподозрив поломку, и его на огромной скорости сбила машина…

Роман Грожан 2012: мистер Авария

Роман остается неоднозначным гонщиком в истории «Формулы-1». С одной стороны, у французского пилота всегда была скорость, он завоевал ряд подиумов и набирал очки во всех своих командах. С другой — его психологические проблемы, неуверенность в себе и ряд курьезных, а иногда и опасных ситуаций не позволяют включить Грожана в ряд лучших пилотов в истории F1. Недаром болельщики дали ему прозвище «Крашан», от английского слова «crash» («авария»).

Конечно же, на ум сразу приходит Гран-при Азербайджана и знаменитое Ericsson fault (когда пилоту и команде показалось, что пилот Эрикссон задел сзади болид, однако Роман просто развернулся на ровном месте за Safety Car). Мы же вспомним тот случай, когда Грожан получил дисквалификацию.

Это случилось на заре его карьеры в F1, Гран-при Бельгии 2012 года. Роман весь сезон устраивал много аварий, а на трассе Спа эта тенденция достигла своего апогея: на старте Грожан врезался в толпу гонщиков, перелетел через всех них и едва не снес колесом голову Алонсо.

Учитывая, что тогда еще не появилась система Halo, только чудо спасло ряд пилотов от серьезных травм. Судьи не стали этого терпеть и дисквалифицировали Романа на одну гонку за опасную езду. В современной «Формуле-1» это уникальный случай, чтобы гонщика отстраняли за инициирование аварии. За самые серьезные инциденты дают штрафные баллы, и только если накопится 12 баллов — гонщика отстраняют. Но в случае с Грожаном судейская комиссия не колебалась ни на секунду.

Даниэль Риккардо 2014: дома и стены… не помогают

Одна из самых обидных дисквалификаций в современной «Формуле-1». В 2014 году Даниэля Риккардо перевели из младшей команды Toro Rosso в старшую Red Bull, в напарники к действующему на тот момент чемпиону «Формулы-1» Себастьяну Феттелю.

И Даниэль в первой же своей гонке на родном Гран-при Австралии 2014 заехал на подиум! Потрясающее достижение для молодого пилота, но уже после финиша выяснилось, что замеры топлива не соответствовали регламенту, и потребление в гонке превышало 100 килограммов в час. Можно только догадываться, как досадно было Риккардо — представьте, что Никита Мазепин приехал бы вторым на Гран-при России, а его лишили подиума.

Есть небольшая ложка мёда в этой бочке дёгтя: руководитель Red Bull Кристиан Хорнер оставил премиальные в силе за аннулированный подиум для Даниэля. Сам Риккардо был тогда в восторге и признавался, что это была его первая большая зарплата в «Формуле-1». И Риккардо все равно стоял на подиуме, эти впечатления он не забудет никогда.

Себастьян Феттель 2021: куда дели литр?

И закончим наш рейтинг одной из самых последних дисквалификаций, которая случилась в текущем сезоне «Формулы-1» 2021. Касается она четырехкратного чемпиона Королевского автоспорта Себастьяна Феттеля.

На Гран-при Венгрии, который проходил в конце июля, он смог прорваться… на второе место! Отметим, что Феттель в текущем сезоне уже стоял на подиуме в Баку.

Однако в данный момент каждое достижение команды – историческое, ведь Aston Martin не были в «Формуле-1» почти 60 лет. К тому же Феттель со скандалом перешел в зеленую команду из Ferrari, и для болельщиков было очень важно видеть его положительные результаты в гонках.

К сожалению, уже после гоночной сессии выяснилось, что у Себастьяна не сохранился литр топлива в бензобаке, который требуется на финише по правилам Королевского автоспорта.

Aston Martin подали несколько апелляций, и даже пытались найти капли горючего в других местах болида, но Международная автомобильная федерация была непреклонна: бензин должен остаться именно в баке, не меньше литра, иначе — дисквалификация.

Многие эксперты и сам Себастьян были недовольны таким решением, потому что в самой гонке они не смогли отследить свой перерасход топлива, и наказание вышло довольно жестким.

Закон суров, но это закон. Желаем пилотам всем гонок без дисквалификаций.

Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.
rdsbanner