rdsbanner
Роман Кузнецов

10 аварий «Формулы-1», в которых гонщики чудом выжили

«Формула-1» – это не только радость от победы и шампанское на подиуме, но еще человеческие трагедии и страшные аварии. Не всем повезло остаться в живых, но сегодня речь пойдет о тех, кто действительно «родился в рубашке».

«Формула-1» – это не только победы, шампанское на подиумах, слезы радости и самые быстрые гонщики в мире. «Формула-1» – это еще и скорость свыше 300 км/ч, лопнувшие покрышки, отказавшие тормоза и человеческие трагедии. Как здесь не вспомнить легендарную цитату из культового фильма об автоспорте «Гран-при» 1966 года, о тех временах, когда гонки были в несколько раз опаснее.

«Опасность? Да, она есть, но не забывайте, есть еще один важный момент: если бы каждый из нас представил себе, точнее, прочувствовал, что произойдет, когда он врежется в дерево на скорости 250 километров в час, то никто никогда не сел бы в гоночный автомобиль, ни один из нас».

Любой автоспорт по праву можно отнести к подвиду экстремальных видов спорта, потому что он сопряжен с огромным риском. Практически в каждом заезде пилоты попадают в аварии разной тяжести – от незначительного контакта с барьером до перегрузок в несколько десятков G, до риска повредить позвоночник или внутренние органы. К сожалению, не во всех инцидентах пилоты выжили. Но сегодня мы представим вам 10 историй счастливчиков, которые смогли выбраться живыми из страшных аварий.

Гран-при Италии 1952: Фанхио не выспался

На заре «Формулы-1» каждая гонка могла стать последней для любого пилота. Безопасность находилась на таком низком уровне, что перед некоторыми заездами гонщики подписывали специальные бумаги, в которых указывали, что в случае своей гибели не имеют претензий к организаторам. Да и сами они ездили без ремней безопасности, которые появятся на десятилетие позже.

Легендарный пятикратный чемпион «Формулы-1», аргентинский гонщик Хуан-Мануэль Фанхио, вспоминал, что у напарника по команде Бонетто во время одной гонки выпало несколько зубов от жуткой вибрации Maserati на кочках. Уже одного этого факта достаточно, чтобы иметь представление о тех суровых временах. Но мы могли и не увидеть легенду Фанхио, ведь его жизнь едва не прервалась на Гран-при Италии 1952 года в Монце.

Фанхио старался принимать участие как можно в большем количестве гонок. Из-за этого случилась накладка: Хуан-Мануэль никак не успевал на этап в Монце 1952 года. Но аргентинец клятвенно пообещал быть на гонке, и не мог нарушить свое слово. После заезда в Северной Ирландии на Dundrod Circuit, Фанхио спешно взял рейс до Лондона, надеясь там пересесть на самолет до Милана. Но погода оказалась нелетной, рейс до Милана был отменен, и Хуан-Мануэль полетел в Париж. Там он попытался сесть на поезд в тот же самый Милан, однако опоздал, и поезда уже не ходили в вечернее время. Тогда действующий аргентинский чемпион позвонил другу Луи Розье, и одолжил у него машину, чтобы в три часа ночи выехать на трассу Монца. Фанхио прибыл на автодром к самому началу гонки – около двух часов дня, и у него не оставалось времени, чтобы участвовать в тренировках.

Кроме того, аргентинец не спал больше суток, но все равно вышел на старт.

Воспоминания Фанхио: – «Я прибыл на трассу к двум часам дня, надеясь победить, а в конце дня благодарил Бога, что остался жив».

Маэстро стартовал с конца пелетона, но ко второму кругу Хуан-Мануэль уже успел обогнать несколько соперников. Он шел достаточно быстро, но стал чувствовать, что не может совладать с машиной из-за сильной усталости.

Maserati Фанхио входит в занос, вылетает с трассы и буквально прыгает к насыпи вдоль трассы. Затем переворачивается в воздухе, и аргентинский гонщик вылетает из кокпита на сухую траву. Фанхио теряет сознание…

Воспоминания Фанхио: – Я увидел верхушки деревьев, стремительно приближающиеся ко мне. Сильный удар, приземление на сухую траву. Помню сильный запах травы и привкус крови перед тем, как теряю сознание.

Несколько часов Хуан-Мануэль провел без сознания с сильнейшими повреждениями шеи. Как оказалось, жизнь Фанхио спас шлем – на нем осталась глубокая отметина, к тому же приземление аргентинца вышло слегка мягче, чем можно было ожидать. Диагноз: перелом шейного позвонка и повреждения внутренних органов, три месяца в гипсе, прежде чем началось внебольничное восстановление.

В «Формулу-1» Фанхио вернется лишь спустя год, в 1953. Он станет вице-чемпионом, победив на этапе в Монце, а затем с 1954 по 1957 год выиграет четыре титула подряд – рекорд, который через полвека сможет повторить и превзойти лишь Михаэль Шумахер…

Гран-при Германии 1976: Лауда в огне

Вероятно, самая известная авария в нашем списке, где гонщику удалось выжить. Да, о ней известно каждому болельщику «Формулы-1». Да, этой аварии в рамках противостояния Ники Лауды и Джеймса Ханта в 1976 году посвящен целый фильм «Гонка» 2013 года. Но ведь вы всерьез не думали, что мы не напишем о ней?

К 1976 году всем гонщикам было очевидно – Нюрбургринг в своем первозданном виде уже не подходит для автоспорта. Скорости значительно выросли, а вслед за ними увеличилось количество серьезных аварий со смертельным исходом. Оборудовать 22 с половиной километра леса всеми необходимыми мерами безопасности не представлялось возможным. И даже запущенная трехлетняя программа реконструкции не гарантировала сохранение автодрома – по слухам, Нюрбургринг уже стоял «в очереди» на лишение лицензии по соображениям безопасности.

Тем более символично, что австрийский чемпион Ferrari Ники Лауда, который в 1975 году установил рекорд трассы, впервые в истории выйдя из 7 минут за один круг (6:58’6, рекорд остался непобитым), перед стартом 1976 года решительно голосовал за бойкот и отмену гонки.

Однако Ники никто не послушался – ходили слухи о том, что австриец просто хочет пропустить этап, чтобы приблизить свой чемпионский титул, ведь к тому моменту у него было двукратное преимущество перед гонщиком McLaren Джеймсом Хантом. А вечером того же дня по местному телевидению и вовсе передали, что «Лауда – трус».

Воспоминания Ники Лауды: – «Я включил телевизор. Там диктор ругал меня, на чем свет стоит. В двух словах тирада сводилась к следующему: если Лауда такой трус, если ему страшно, пусть убирается из «Формулы-1».

Последующие события вошли в анналы всех энциклопедий по автоспорту. Собственно, 1 августа 1976 года и родилась легенда Ники Лауды, его знаменитое обожженное лицо и привычка носить бейсболку до конца жизни.

После моста «Аденау» Ники ошибся (хотя сам Лауда до конца жизни считал, что в Ferrari была некая скрытая поломка, которая не дала вписаться в поворот), и на выходе с апекса машина ударяется об отбойник. Мгновенное возгорание, и Ники оказывается буквально запертым в горящей ловушке. Кажется, сейчас его спасут, но гонщик Брет Ланжер только в последний момент замечает огненную Ferrari, и буквально «таранит» Ники еще сильнее. Пламя охватывает машину полностью, Лауда начинает задыхаться и теряет сознание, погруженный в огонь.

В итоге, когда его вытащат из машины, врачи диагностируют ожоги лица третьей степени, а легкие австрийца вот-вот перестанут функционировать, обожженные парами бензина…

Более 48 часов в коме, реанимация, критическое состояние, отказ легкого, отказ почек, отчаянная борьба организма с последствиями аварии, и Ники одержит главную победу в своей жизни, чтобы через 42 дня вернуться в «Формулу-1», а в 1977 году стать вновь чемпионом мира. Сам австрийский гонщик не любил вспоминать ту аварию, признаваясь, что у него отпечаталась в памяти «лишь огромная чёрная дыра, вот я сажусь в машину перед стартом гонки, и вот я уже очнулся в реанимации».

Своей жизнью Ники обязан трем гонщикам, которые вытащили его из пламени: Гаю Эдвардсу, Харальду Эртлью и Артуро Мерцарио. Как они вспоминали, никто не хотел лезть в огонь, но смотреть на медленно умирающего Лауду желания было еще меньше. Они полезли руками в то, что осталось от машины в пламени, что-то нащупали, напоминающее тело, и резко рванули вверх – это оказался Ники.

Настоящее чудо, что спустя 40 лет пилот стоял на капитанском мостике Mercedes и давал советы Льюису Хэмилтону. К сожалению, 20 мая 2019 года Ники Лауда ушел из жизни – полученные травмы сказались на чемпионе мира, в 1997 и 2005 году австриец пережил пересадку почек, а в 2018 году у него начались проблемы с дыханием из-за отказа легких. Мы помним тебя, Ники.

Гран-при Испании 1990: на пороге смерти

В конце сентября 1990 года в Испании было все еще жарко. До квалификации проводились пятничные заезды, и пока журналисты внимательно следили за Айртоном Сенной, на трассе случилось страшное: пилот Lotus Мартин Доннелли сорвался с траектории, и на скорости 230 км/ч врезался в отбойник. Машину разломило надвое, а пилота вместе с сиденьем выбросило на трассу.

Мартин получил многочисленные переломы обеих ног, кистей рук, сотрясение мозга и повреждения легких, кроме того, во время операций Доннелли пережил две клинических смерти, потому что сердце не выдерживало вмешательство в организм. Мартин провел огромное количество времени на аппарате ИВЛ – искусственной вентиляции легких – прежде чем смог дышать самостоятельно. Виной тому стала травма грудной клетки.

Воспоминания Мартина Доннелли: – «Удивительно, до аварии мне часто снились сны, и иногда было ощущение «дежавю». После аварии я больше не вижу снов. Просто ложусь в постель, выключаю свет, потом открываю глаза – и уже утро. И между этим нет абсолютно ничего».

Как оказалось, всему виной стала неисправная подвеска Lotus, и авария произошла по вине механика, который в итоге более трех месяцев лечился от депрессии и суицидальных мыслей, но зато первый примчался в больницу к Мартину.

Сам Доннелли восстановился чуть больше, чем через год, и, хотя в «Формуле-1» участие больше не принимал, в настоящее время периодически выступает в показательных заездах и входит в состав автогоночных стюардов.

«Черный уик-энд»: полет Баррикелло в Имоле 1994

Все знают Гран-при Сан-Марино 1994: в субботу в квалификации погиб Роланд Ратценбергер, а в воскресенье мир лишился одного из самых талантливых гонщиков в истории «Формулы-1» – Айртона Сенны. Но не все помнят, что «черный уик-энд» начался еще в пятницу, когда молодой бразильский пилот Рубенс Баррикелло, будущий напарник Михаэля Шумахера в Ferrari, оказался на волосок от смерти.

29 апреля 1994 года на пятничных заездах в повороте «Variante Bassa» пилот Jordan задел обочину, и на скорости 225 км/ч взлетел в воздух. Удар получился внезапным, кратковременным, но очень жестким – Рубенс пробил барьер из шин и несколько раз перевернулся. Это выглядело ужасно неестественно, будто Баррикелло специально с помощью какой-то неведомой силы взлетел с поребрика в ограждения.

В итоге бразильский гонщик получил перелом носа и ребра, а весь мир наблюдал кадры госпитализации Рубенса, у которого буквально реками шла кровь из носа.

Бразилец вспоминал – первое, что он помнит после аварии, это Айртон Сенна, который со слезами на глазах спрашивал врачей, все ли будет в порядке с Рубенсом. Айртон ворвался через чёрный ход в госпиталь, перемахнув через забор, лишь бы узнать, что с бразильцем все в порядке. Неудивительно, ведь Волшебник видел в лице Баррикелло не только своего соотечественника, но и преемника. Он еще не знал, что ему самому осталось жить всего два дня…

Сам Рубенс в скором времени восстановился, и уже через две недели на Гран-при Монако принимал участие в мероприятиях, посвященных памяти Айртона Сенны.

Гран-при Австралии 1995: спасительная трахеотомия

10 ноября 1995 года на трассе Аделаида финский гонщик и будущий двукратный чемпион McLaren Мика Хаккинен выходил из поворота Roundabout в следующий поворот на трассе Аделаида. Коварный поворот, где необходимо быстро перестроиться под крутую правую дугу. Мика готовился ударить по тормозам, когда машина внезапно и бесконтрольно ушла в занос. Хаккинен попытался компенсировать разворот движением руля, но было поздно – машина взлетела и «впечаталась» в отбойник, чтобы затем еще несколько раз удариться в стену и лишь потом замереть на трассе.

Воспоминания Мики Хаккинена: – «Совсем не помню, как я попал в аварию. А вот первые минуты после столкновения помню хорошо. Сижу и понимаю, что не могу пошевелить рукой. Приходит понимание, что это серьезно, стараюсь не впадать в панику, но в следующие секунды понимаю, что не могу дышать…».

Мике крайне повезло – медицинская бригада находилась менее, чем в ста метрах от места аварии. В итоге работники скорой помощи прибыли менее, чем за 15 секунд – и эта быстрота спасла Хаккинену жизнь. Оказалось, в момент аварии финский гонщик ударился об руль и раздробил себе основание черепа. Кислород перестал поступать в мозг, потому что Мика проглотил свой язык и не мог разжать рот. Всего пара минут, и серое вещество Хаккинена могло получить необратимые последствия, однако быстрые действия бригады медицинской помощи и трахеотомия прямо на трассе – наружное вскрытие трахеи и введение трубки для доступа воздуха – спасли пилота от серьезных травм или нарушения мозговой деятельности.

Финскому гонщику пришлось восстанавливаться почти месяц – он с трудом учился снова говорить, и мог сидеть, лишь наклонив голову под определенным углом. Пилот скоро вернулся в гонки, но только к 1997 году у Хаккинена перестал дергаться и косить левый глаз после курсов продолжительной терапии…

Гран-при США 2004: овалы и Шумахер-младший

Овальные гонки – одни из самых опасных мире. Постоянные огромные скорости, отсутствие широких зон безопасности и гравия, риск налететь на замедлившийся автомобиль на скорости более 350 км/ч или же влететь в отбойник под прямым углом. «Формула-1» в своей истории предпочитала держаться подальше от овалов, и даже многие современные гонщики не горят желанием менять трассы в Европе на американские овалы. Например, Роман Грожан или Нико Хюлкенберг прямо заявляли, что их пугают гонки NASCAR или IndyCar из-за огромных скоростей и слабых мер безопасности.

Однако с 2000 по 2007 год, в целых привлечения американской аудитории и расширения зоны влияния «Формулы-1», руководство приняло решение проводить еще один этап Королевских гонок на легендарной трассе Индианаполис. При этом конфигурация была фактически разделена на две больших секции: ряд среднескоростных поворотов с несколькими серьезными торможениями, и овальная часть непосредственно от основной части американской трассы.

По несчастливому стечению обстоятельств, чаще всех в серьезные аварии на этом треке попадал младший брат Михаэля, Ральф Шумахер. И самый серьезный инцидент произошел в 2004 году.

20 июня 2004 Ральф Шумахер не совладал с машиной в овальной секции, и под прямым углом врезался в отбойник.

По словам пилота, сам момент аварии он не помнил. Медицинская бригада, подоспевшая к болиду Williams, обнаружила признаки контузии у немецкого пилота. В этот момент Михаэль, проезжавший мимо обломков машины своего брата, обеспокоенно спросил, все ли в порядке с Ральфом.

Как оказалось, не все – Шумахер-младший получил переломы двух позвонков, сильное сотрясение мозга, и выбыл из гонок до конца сезона. Можно сказать, что Ральф «родился в рубашке» – перед аварией его машину занесло, и удар пришелся в заднюю часть машины после замедления. Если бы Шумахер-младший влетел на полной скорости передней частью машины на выходе в овальную часть, то почти наверняка бы погиб.

В официальном видео YouTube-канала F1 этот момент можно увидеть на 1:05: YouTube F1

Символично, что и в следующем году Ральф Шумахер попадет в серьезную аварию опять на Индианаполисе, но уже в составе команды Toyota. Авария спровоцирует шинный скандал и тот самый печально известный Гран-при США 2005, на старт которого выйдут лишь шесть машин во главе с Михаэлем Шумахером.

Гран-при Канады 2007: ноги Кубицы из кокпита

На старте Гран-при Канады 2007 польский гонщик BMW Sauber Роберт Кубица сохранил свою восьмую позицию, на которой и шел до 23 круга, но затем случилась авария Адриана Сутиля. Немецкий гонщик оставил свою машину в стене, и польский пилот потерял много позиций, не успев заехать на пит-лейн. Вернувшись после пит-стопа на четырнадцатом месте, Роберт начал свой путь обратно в очки. Но прорыв поляка прервала страшная авария, едва не стоившая ему жизни.

В борьбе с Ярно Трулли на Toyota Роберт налетает на заднее правое колесо итальянского гонщика, который слегка выдавил Кубицу. У машины Роберта ломается переднее антикрыло, и он больше не управляет болидом. На скорости более 240 км/ч Кубица подлетает на гравийной ловушке, и по касательной врезается в бетонное ограждение, ломая колеса и разрывая свой болид на части. Угол движения машины меняется, и в следующий момент Роберт на скорости чуть меньше 230 км/ч получает еще один сильнейший удар.

Кубица переворачивается вдоль своей оси и в своих же обломках пересекает трассу, врезаясь в рельс безопасности на другой стороне. От болида остается лишь монокок, а зрители видят, как из разорванной машины торчат ноги Роберта Кубицы, потому что передняя часть полностью оторвана.

Воспоминания Роберта Кубицы: – «Меня часто спрашивают о той аварии в Монреале. Честно говоря, я даже не успел понять, что произошло – увидел небо, трибуны, несколько сильных ударов, и в глазах потемнело. Смешно, что точно помню, как говорю маршалам – со мной все в порядке, а затем осознаю, что не могу вспомнить, где нахожусь. Но страха не было».

В итоге у Роберта врачи диагностировали сильное сотрясение мозга, и он был вынужден пропустить следующий Гран-при США 2007, где за рулем BMW Sauber впервые в «Формуле-1» дебютировал молодой немецкий пилот Себастьян Феттель, заменив Кубицу на одну гонку…

Гран-при Венгрии 2009: пружина Фелипе Массы

Сначала никто ничего не понял: пилот Ferrari Фелипе Масса, едва не выигравший в прошлом сезоне чемпионский титул, атаковал на Хунгароринге в квалификации, когда внезапно вместо того, чтобы повернуть в поворот, он поперек трассы по прямой линии неторопливо поехал точно в отбойник. Странности добавлял тот факт, что за спиной Массы не осталось никаких следов, и он вылетел на относительно небольшой скорости. На телеметрии не отражалось, что Фелипе пытался затормозить, или напротив его нога жала педаль газа до упора. Может быть, что-то стряслось с рулевым управлением? На команды из боксов бразильский пилот не реагировал, оставаясь неподвижно стоять у отбойника.

Сначала журналисты и сотрудники команд подумали, что у Фелипе случился солнечный удар или подскочило давление в кокпите от жары, и он просто потерял сознание. И только когда медицинские работники подоспели к месту аварии, они увидели – шлем пробит, а из-под левой брови сочится кровь…

Несчастный случай – как оказалось, впереди Массы ехал его соотечественник Рубенс Баррикелло на болиде Brawn GP, когда пружина от машины Рубенса отскочила назад, прямо в шлем Фелипе. Несколько сантиметров ниже – и Масса лишился бы глаза, или вовсе получил бы повреждения мозга, не сопоставимые с жизнью. Маленькая деталь на такой скорости превращается в страшное оружие – шлем Фелипе треснул от такого повреждения, а гонщик мгновенно потерял сознание, вжав педали газа и тормоза одновременно, от этого на месте вылета остался подобный странный след.

Фелипе пришел в сознание, но не мог разговаривать и вертеть шеей. Бразильский гонщик был срочно госпитализирован в Будапеште, и вечером того же дня введен в состояние искусственной комы – медицинская бригада констатировала пролом лобной части черепа. Масса был успешно прооперирован, но сезон 2009 года пропустил полностью. Мы не узнаем, повлияла ли авария на скорость пилота, но с тех пор Фелипе так и не смог одержать ни одной победы в «Формуле-1».

Гран-при Монако 2011: перегрузка Серхио Переса

В третьем сегменте квалификации Гран-при Монако 2011 дебютант команды Sauber Серхио Перес потерял машину на выходе из туннеля, подскочив на кочке. Удар об рельс безопасности – и разбитая машина в боковом скольжении на огромной скорости прилетает в отбойник.

Сама по себе авария стала одной из самых серьезных в современной «Формуле-1» – у мексиканского пилота диагностировали сотрясение мозга и вывих бедра, а сам Чеко на короткое время потерял сознание, напугав всех зрителей в телетрансляции, потому что первые секунды после удара Перес оставался неподвижным, угрожающе свесив голову в кокпите, что бывает при травмах шеи.

Заезд был немедленно остановлен красными флагами, а Серхио срочно доставлен в больницу.

В итоге гонщик провел всю ночь в госпитале, так и не приняв участие в самой гонке – врачи опасались за состояние головного мозга пилота. Вдобавок можно сказать, что Серхио повезло – накануне Чарли Уайтинг распорядился убрать «лежачие полицейские» в районе места вылета Переса, иначе последствия аварии вполне могли быть летальными. Но самый главный итог той аварии зафиксировал журналист Адам Купер: непосредственно в момент удара Чеко испытал перегрузку в 80 G. Со времени внедрения бортовых датчиков эта перегрузка стала самой большой в истории «Формулы-1».

Остается догадываться, какое потрясение испытал организм Переса, и как ему повезло выбраться невредимым из такой тяжелой аварии на одной из самых опасных трасс в мире, где на скорости свыше 200 км/ч пролетаешь между отбойниками по кочкам обычных улиц.

Гран-при Австралии 2016: «гармошка» Алонсо

Вероятно, последняя известная авария, где гонщик чудом остался жив, случилась чуть больше четырех лет назад. Болельщики вспоминают статьи в газетах на следующий день после гонки, где журналисты писали о том, что «Фернандо Алонсо чудом остался жив, ведь от машины ничего не осталось».

На 19 круге первой гонки сезона 2016 года испанский чемпион, пилот McLaren-Honda Фернандо Алонсо предпринял попытку обогнать гонщика Haas Эстебана Гутьерреса перед третьим поворотом. Но чего точно не мог ожидать испанский пилот – что Эстебан затормозит намного раньше обычного.

Фернандо наезжает передней частью машины на заднее колесо Гутьерреса, в свою очередь ломая свое правое колесо, импульс откидывает его в отбойник, где Алонсо оставляет уже левую покрышку. Фернандо летит по направлению к гравийной ловушке, и на страшной скорости, будто на трамплине, взлетает над травой, делая полное сальто вдоль оси своей машины.

Первый кульбит, второй, два сильнейших удара – и машина замирает у дальнего отбойника.

Испанский пилот выползает из машины, и остается сидеть рядом с останками болида, пребывая в шоковом состоянии. Сама машина оказалась буквально сложенной в «гармошку».

Воспоминания Фернандо Алонсо: – «У меня возникло ощущение, что я побывал в стиральной машине. В глазах потемнело, и тело на несколько секунд ничего не чувствовало. Мне повезло, что сейчас машины такие безопасные – думаю, благодаря работе наших парней и стечению обстоятельств я остался в живых».

Испанский пилот получил легкое сотрясение мозга, и пару дней проходил восстановление. Лишь современные стандарты инженерии и широкие зоны безопасности спасли гонщика от неминуемых травм.

Чтобы понять, насколько могут быть серьезными аварии в «Формуле-1», достаточно посмотреть нарезку самых «больших» аварий 2019 года, представленную официальным YouTube-каналом F1: https://www.youtube.com/watch?v=pyD1stt6LSA

«Формула-1» остается одним из самых опасных видов спорта на планете. В попытках спасти жизни гонщиков Международная Автомобильная Федерация «ФИА» совместно с лучшими специалистами в области здравоохранения каждый год старается усовершенствовать и без того беспрецедентные меры безопасности. Внедрение системы «HANS» для фиксации шеи во времена Михаэля Шумахера спасло многих пилотов от перелома позвонков, внедрение системы «HALO» – «нимба» над кокпитом – спасло жизнь Леклеру на Гран-при Бельгии 2018, когда болид Алонсо буквально пробил верхнюю часть Alfa Romeo. Но, к сожалению, достичь 100% безопасности не удастся никогда – и мы вспоминаем трагедию Антуана Юбера в «Формуле-2» на Гран-при Бельгии 2019, когда болид французского гонщика разорвало надвое, и он не выжил в аварии.

Каждый гонщик в «Формуле-1» – герой, потому что знает – каждая авария может стать последней.

Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.
rdsbanner