footer
Юлия Кожевникова

«А ты точно гонщик?»: о том, какие колоссальные нагрузки переносят пилоты «Формула-1»

Многим кажется, что быть пилотом F1 — это быть спортсменом в сфере автогонок. Мы решили развеять данный миф и рассказать вам о том, как на самом деле живут и тренируются гонщики — через что они проходят перед заветным пьедесталом.

Не все знают, что F1 имеет неофициальное название «Королевские гонки», так как по праву считается высшим пилотажем среди гонок на болидах. Тогда логично, гонщиков, участвующих в F1, называть королями. Но для того, чтобы тебя считали голубых кровей в автогонках, мало родиться в семье гонщика (хотя такие примеры тоже есть) — нужно быть фактически космонавтом, супергероем или «железным человеком». Потому что гонщик должен быть натренированным технически, физически, психологически и ментально.

Болиды

Для начала обратите внимание на то, как именно сидит гонщик в болиде — само его положение не назовешь удобным и безопасным, позиция гонщика F1 в машине считается самой неудобной из возможных. Что касается конструкции болида — это кузов (цельная капсула) с несущим шасси, который по уровню оснащения и вложения инженерного таланта сопоставим с ракетой у космонавта. При этом у болидов отсутствует АБС и усилитель руля, что не облегчает задачу гонщику. К тому же, пилоты имеют ограничения под размеры своего болида — конструкцию, конечно, изначально строят точно под каждого спортсмена, подстраиваясь под его длину ног и рук, рост, но затем уже нельзя набрать пару килограммов или просто чуть сильнее раскачаться в объёмах, так как будет невозможно влезть в собственный болид.

Не все знают, но сидя в кокпите, гонщик испытывает невероятно огромную нагрузку на плечевой пояс и шею, не забывайте, что шлем весит около килограмма. И во время гонки приходится прикладывать много усилий для поворота головы или руля. При этом голова гонщика считается самой не закреплённой частью тела спортсмена в болиде — на поворотах шея сильно напряжена, треки с обилием поворотов считаются еще и поэтому сложными и опасными для пилотов. И не забываем, что педаль тормоза на бешеных скоростях становится предельно жесткой — сила нажатия достигает 100 кг. Вдобавок ко всему, в кокпите мучительно жарко, особенно невыносимо там становится, если гонка проходит в жарком и влажном климате.

Физическая подготовка

Теперь вы понимаете, что сесть просто так в болид и поехать — не выйдет. По уровню специальной подготовки гонщики могут сравниться с космонавтами, которых готовят к сложным миссиям в космосе. Причем, космонавты испытывают перегрузки до 3-4g, а пилоты болидов во время гонки до 5g, а в моменты аварий эти цифры у гонщиков и вовсе могут быть пугающими – 180g. Так, например, в 2003 году пилот Кенни Брак установил на сегодняшний день рекорд, когда выжил после перегрузки в 214g. Поэтому-то гонщиков так тщательно и серьезно готовят, ведь выжить после таких перегрузок во время тренировок, гонок и аварий мало, кто способен.

Конечно, у гонщиков есть свои тренеры-физиотерапевты, которые, учитывая индивидуальные особенности спортсмена, местность, где будет проходить будущая гонка и другие детали, разрабатывают комплексную программу подготовки. Для гонщиков F1, в отличие от многих других спортсменов, важна работа над всеми группами мышц, поэтому дополнительно они еще любят заниматься скалолазанием, триатлоном, горными лыжами и другими видами спорта. Для пилотов F1 важно, чтобы было развитие силы, чтобы мышцы выдавали свой максимум, но при этом не увеличивались в массе и объёме. Но, к сожалению, даже при работе в союзе с тренерами, проблем не избежать — гонщики страдают из-за высоких нагрузок на спину, у кого-то проблемы с бедрами и с тазовыми костями из-за асимметрии (гонщики давят сильнее на педаль тормоза левой ногой, чем правой, когда добавляют газ), из-за положения в кокпите страдает и осанка. Над всем этим тоже приходится работать и держать баланс.

Особенно сложно, конечно, спортсменам держать форму сейчас, во время карантина, но пилоты F1 так просто не сдаются и продолжают тренировки в домашних условиях. Так, Роман Русинов делится, что каждое утро делает комплекс упражнений, а вечером проезжает на велотренажере в среднем 34 километра.

Также гонщики отводят отдельное внимание развитию концентрации, быстроте реакции и координации. Что касается тренировок шеи, то многие думают, что гонщики качают ее без остановки, но это не совсем так. В зимний сезон без гонок спортсмены уделяют ей внимание и дают нагрузки, но в летний сезон уже после первых тестов она быстро приходит в тонус и они практически не выполняют на неё упражнения.

Питание

Конечно, вес гонщика — это важный фактор. Но главное здесь всё же его комплексная физическая готовность. При этом лучше, если гонщик от природы будет небольшого роста, потому что высоким сильнее других приходится следить за своим весом и зачастую на протяжении всего сезона они испытывают непрерывный голод. И это при постоянном воздействии влажности, высокой температуры, угарного газа и жженой резины — вечной перегрузки организма во время подготовки и самой гонки. Считается, что идеальный гонщик — это худощавый от природы парень, не очень высокий, со средним процентом жира в организме — 4-10%. И конечно, без правильного питания в автоспорте не обойтись, одним из первых гонщиков в свое время, заметивший прямую связь питания с победным результатом был Айртон Сенна. А в наши дни диетологи подбирают для пилотов особый рацион, который поможет укрепить мышцы и выносливость, а еду, замедляющую обмен веществ (жирную и тяжелую пищу) исключают совсем. Чаще всего на завтрак у гонщика будет каша и яйца, на обед может быть немного углеводов (макароны и овощи), на ужин протеин — рыба или мясо.

Сергей Сироткин, российский автогонщик, питается правильно и считает, что лучше съесть полезные продукты и получить от них удовольствие

Многие гонщики сейчас пробуют для себя вегетарианство, например, Льюис Хэмилтон и Роман Русинов, и отмечают, что такая диета помогает им побеждать.

Также пилоты F1 употребляют много жидкости, особенно если гонка проходит в жарком климате. Специалисты следят за уровнем потери воды у пилотов и готовят график пополнения жидкости в организме. В день важной гонки спортсмены могут выпивать до 5 литров воды, которая практически вся выйдет с потом, но такое количество жидкости всё же поможет избежать полного обезвоживания.

Психологическая подготовка

Как и у всех спортсменов, работа с психологом у гонщиков F1 играет ключевую роль. Ведь, как признаются пилоты, главный соперник для нас — это мы сами. И именно психологи в свое время посоветовали гонщикам тренироваться в гоночном костюме и шлеме, не только на треке, но и на велотренажерах, например. Таким образом, у спортсмена образуется крепкая психологическая связь между его выступлениями и тренировками. Гонщиков также учат техникам дыхания, которые в итоге помогают им сохранять спокойствие, ясность ума и возможность трезво оценить ситуацию во время гонки.

И не забывайте про огромное давление на гонщиков со стороны команды, фанатов, прессы — особенно, если вы, например, пилот Ferrari. С таким стрессом надо тоже уметь справляться, и эта борьба всегда отнимает очень много сил. Так, некоторые пилоты признавались, что выходя из состава Ferrari немного выдыхали, потому что тут же лишались огромного стресса в своей жизни.

footer