rdsbanner
Роман Кузнецов

Red Bull: как энергетический напиток стал чемпионом «Формулы-1»

Все хотя бы раз в жизни после бессонной ночи «заряжались» энергетическими напитками. Конечно, самым известным из них является Red Bull. Но как компания смогла пройти путь от производства бодрящей газировки до чемпионского титула F1?

С 2022 года команда Red Bull впервые в своей истории начнет самостоятельно производить двигатели «Формулы-1», на базе специального подразделения Red Bull Powertrains. Достижение, немыслимое по своим масштабам для компании, не являющейся автоконцерном. Да, ей будут помогать мотористы из Honda, а еще Red Bull удалось переманить часть сотрудников из Mercedes.

Но вдумайтесь: команда-газировка после десяти лет сверхуспешных выступлений в самом элитном автоспорте выделяет абсолютно новый сегмент в своем производстве!

А ведь современные двигатели F1 — это гибрид. Технология, которую даже такие гиганты, как Renault или Honda, освоили не сразу. Чрезвычайно смелый шаг для компании, которая еще каких-то тридцать лет назад могла себе позволить только часть болида скромной команды Sauber для спонсорской наклейки.

Каким образом «Быки» преодолели такой сложный путь? Как неизвестный напиток сегодня стал почти нарицательным названием? И главное: как Red Bull удалось не просто прийти в Королевский автоспорт (в конце концов, и Marussia, и HRT тоже здесь выступали), но начать побеждать в нем? И даже стать чемпионами?

Постараемся дать ответ в нашей статье.

Глава первая. Red Bull – дебютант «Формулы-1»

Отмотаем время немного назад. Перед тем, как рассмотреть процесс «вхождения» Red Bull в F1, надо разобраться, как компания вообще получила такую возможность.

Начнем с того, что к моменту покупки Jaguar в 2004 году, Red Bull, разумеется, не были новичками в спорте. Еще в девяностых годах стартовали масштабные кампании по спонсированию и организации экстремальных видов спорта, к тому же Red Bull являлись титульным спонсором команды Sauber в «Формуле-1». Болельщики со стажем помнят, что команда называлась Red Bull Sauber Petronas с середины 1990-х годов вплоть до появления самостоятельной команды «Быков».

Здесь мы обязаны упомянуть о невероятном таланте маркетологов Red Bull и о даре основателя бренда Дитриха Матешица видеть возможности в самых невероятных обстоятельствах.

В восьмидесятых годах прошлого века Дитрих работал директором по маркетингу компании Blendax. Да, той самой, которая производит зубную пасту и другие полезные бытовые принадлежности. И однажды в очередной деловой поездке в Таиланд Матешиц понял, что его силы на исходе.

Тогда деловой партнер предложил ему местный напиток Krating Daeng, чтобы взбодриться. Как могут догадаться читатели, будущий Red Bull.

Дитрих настолько проникся напитком, что немедленно разыскал производителя, тайца по имени Чалео Йовидья. Как оказалось, за основу тайского напитка был взят японский рецепт фармацевтического гиганта Taisho Pharmaceutica.

К слову, владелец компании Таишо был признан самым богатым человеком Японии в 1983 году.

Матешиц и Йовидья потратили все свои деньги, чтобы открыть заводы по производству напитка в Австрии, Дитрих вложил все свои накопления — 500 тысяч долларов. Было принято решение слегка модернизировать оригинальный символ Krating Daeng, и так появился логотип Red Bull. Тогда же был придуман лозунг «Red Bull окрыляет», намекающий на бодрое состояние после напитка. И одновременно было принято решение использовать в качестве ёмкости алюминиевые банки (с 1987 года в форме большой «батарейки»), как удобные для использования, безопасные и предназначенные для «быстрого» образа жизни.

Десять лет клинических исследований, патентов, невероятного маркетинга, когда красивые полуголые студентки приезжали на вечеринки и раздавали напиток бесплатно, боль, слёзы, почти крах компании на старте продаж и… все-таки победа — сегодня стоимость Red Bull оценивается почти в 20 миллиардов евро, а может быть, уже выше.

Сам Дитрих Матешиц в юности увлекался экстремальными видами спорта, он даже был инструктором по горным лыжам и сноубордингу. Поэтому уже с девяностых годов компания стала вкладываться в экстремальные виды спорта, чтобы создать концепцию «Red Bull — образ жизни».

Перечислять можно бесконечно: ралли-рейды, клифф-дайвинг, серфинг, параглайдинг, маунтинбайк, горные лыжи, бейсджампинг, парапланеризм, мотофристайл, скоростной спуск на коньках… в самом деле, кто не слышал о Red Bull Flugtag?

Сейчас Red Bull проникли даже уже в киберспорт, танцы и футбол. Команды «ногомяча» Red Bull Лейпциг и Red Bull Зальцбург успешно выступают в Германии, Австрии и на мировой арене.

На все эти маркетинговые кампании концерн каждый год тратит до 30% своей выручки, более полумиллиарда долларов.

К тому же Red Bull сотрудничает с различными известными спортсменами и экстремалами. Автор статьи уверен, что почти каждый читатель видел прыжок Феликса Баумгартнера 2012 года из стратосферы, с высоты в 39 километров.

Официальный YouTube-канал Red Bull

Поэтому, конечно, Red Bull и лично Матешиц не могли обойтись без самого популярного экстремального вида спорта на планете – «Формулы-1». Тем более Дитрих всегда был фанатом Королевского автоспорта. Уже в начале нулевых годов Red Bull начали продвигать своих протеже, с 2001 года заработала известная Red Bull Junior Team — программа поддержки молодых талантливых пилотов на пути к «Формуле-1». Себастьян Феттель, Макс Ферстаппен, Даниил Квят — тот факт, что мы знаем их имена в «Формуле-1», является заслугой Red Bull.

Такой комплексный подход и глубокое знание Королевского автоспорта, а также растущая прибыль компании (обороты за пять лет с 2002 по 2007 год возросли с 626 миллионов до почти 3 миллиардов евро, при этом было подсчитано, что в 2004 году употреблялось 60 банок Red Bull в секунду во всем мире) позволили, наконец, задуматься и о собственной команде.

Парадокс Матешица и Red Bull состоит в том, что им удалось совершить маркетинговое (рекламное) чудо. До сих пор нет данных об энергетическом влиянии напитка на организм в процентах, хотя, разумеется, сознание приходит в тонус. Более того, напиток неоднократно запрещали в различных странах мира, в 2008 году Red Bull даже пришлось скорректировать свою формулу во Франции, заменив компонент таурин на аргинин.

К тому же, большинство людей для бодрости все-таки предпочитают натуральный кофе. Но Дитрих стал первым, кто смог популяризировать малоизвестный азиатский тонизирующий напиток и медицинский препарат в единой формуле, массово распространив по всему миру.

Достаточно того «веселого» факта, что после первых успехов Red Bull по всему миру стали массово возникать компании по производству энергетических напитков, но они стали так же стремительно исчезать. Сам Матешиц признался однажды, что определенное время считал такие попытки повторить его успех, но когда «лопнул» 140 бренд по счету, перестал это делать. Red Bull оставались первыми, и хотели это демонстрировать в том числе в «Формуле-1».

В 2004 году команда Jaguar объявила об уходе из Королевского автоспорта после пяти неудачных сезонов. Red Bull приобрели их команду…за символический один доллар.

Разумеется, Ford (владельцы бренда Jaguar) наделили их обязательством инвестировать в команду более 400 миллионов долларов за следующие три года, но если опустить формальности, факт остается фактом: «Быки» заплатили за свою действующую команду F1 не больше, чем стоит проезд в метро. И вот, в 2005 году состоялся дебют команды Red Bull в «Формуле-1». Молодой Кристиан Хорнер у руля команды, за настоящим рулем болида — Дэвид «Впервые на Формуле-1» Култард. Присматривал же за ними друг Дитриха Матешица, бывший гонщик F1 доктор Хельмут Марко, который еще в девяностые годы как раз и посоветовал Дитриху создать команду «Формулы-1», а также курировал создание молодежной академии «Быков».

В 2005 и 2006 годах команда заняла седьмое место в Кубке Конструкторов F1, в 2007 и 2008 уже лучше – пятое место.

Неплохой результат — за четыре сезона Red Bull добыли три подиума, но команда явно хотела большего.

Как они этого добились? Переходим ко второй главе.

Глава вторая. Red Bull – чемпион «Формулы-1»

Главный дар руководства концерна Red Bull в автоспорте — видеть потенциал там, где остальные пройдут мимо. И понимание того, какие кадры нужны в команде на каждом этапе развития коллектива. Еще в ноябре 2005 года «Быки» смогли переманить конструктора и инженера Эдриана Ньюи из команды McLaren.

Пожалуй, это главная победа всего концерна – Ньюи является одним из лучших специалистов по аэродинамике в истории «Формулы-1». Williams – McLaren – Red Bull, в любой команде Эдриан создавал автомобиль, способный взять чемпионский кубок Королевского автоспорта.

Неудивительно, что в недавнем прошлом Ньюи даже издал книгу «Как построить машину», к тому же по-прежнему является одним из самых высокооплачиваемых сотрудников всей компании Red Bull. Есть данные о том, что в 2010 году Ньюи уже получал 10 миллионов евро, поэтому остается только догадываться, сколько он зарабатывает сейчас. Вполне возможно, Эдриан получает больше гонщиков «Формулы-1». Его много раз пробовали переманивать остальные команды, в том числе Ferrari, но Ньюи уже более 15 лет трудится именно в команде Red Bull. Как раз Эдриан проектирует для команды лучшие болиды в пелотоне F1 с точки зрения аэродинамики.

Даже доминирование Mercedes с 2014 года объясняется лишь неудачами Red Bull с мотористами Renault. В 2021 году Honda смогли построить конкурентный двигатель, и, как мы видим, все многомиллионные затраты Mercedes не позволяют им оторваться от соперников в чемпионате. Настоящий «взрыв» результатов Red Bull произошел в 2009 и 2010 годах, на фоне скандалов в «Формуле-1» и кардинальной смены технического регламента, когда были запрещены дозаправки, появилась система открытия заднего крыла DRS и многое другое. Но стоит помнить о том, что первую победу именно концерну принесла дочерняя команда Toro Rosso в 2008.

И здесь мы отмечаем комплекс факторов успеха и результаты инновационного подхода Red Bull во всех аспектах своей деятельности. В 2006 году они выкупили слабую команду Minardi, чтобы первыми в современной истории F1 выставить на старт дочерний коллектив. Фактически, с 2006 на старт выходят две команды Red Bull, большой и младший брат, Red Bull и Toro Rosso (AlphaTauri с 2020). Да, это довольно затратно, зато Red Bull имеют возможность обкатывать любые новинки, тестировать различные решения, к тому же сажать гонщиков из академии Red Bull Junior.

И первую победу всему концерну принес именно воспитанник академии и один из главных талантов — Себастьян Феттель на Гран-при Италии 2008 за рулем Toro Rosso. Все факторы сложились воедино.

Уже в 2009 году команда могла брать титул. Если бы не феномен двойного диффузора и гениальное решение Росса Брауна в команде Brawn GP (за свой единственный год существования коллектив выиграл чемпионат «Формулы-1» и был продан действующим чемпионам Mercedes), то именно Red Bull отпраздновали бы успех. Себастьян Феттель на фоне ослабленных Ferrari и McLaren стал вице-чемпионом, открывая новую эру Red Bull.

В 2010 году, как мы написали ранее, технический регламент кардинально поменялся, и мы увидели борьбу трех команд: Ferrari, McLaren и Red Bull. «Быки» смогли лучше всех приспособиться к новым условиям, и результатом их многолетней работы, селекции, инноваций и смелых решений стал чемпионский титул Себастьяна Феттеля.

А потом еще один. И еще один. И еще один. Всего четыре чемпионских кубка подряд с 2010 по 2013 год.

Так Red Bull и стали командой-легендой, встав на одну ступень с лучшими из лучших, а Дитрих Матешиц исполнил мечту своей юности — создал бренд, который смог побеждать в Королевских гонках.

Отметим, что Red Bull всегда были сильны именно коллективной работой, их путь нельзя назвать легким. В 2010 и 2012 годах команда смогла вырвать титулы лишь на последних гонках сезона, в обоих случаях в борьбе с Фернандо Алонсо из Ferrari. Их многие технические решения были запрещены Международной автомобильной федерацией FIA, их подозревали в использовании traction-контроля, их презрительно называли «чемпионская газировка». Но эта «газировка» заставила уважать себя Mercedes, Ferrari и McLaren.

Кто бы мог подумать, что малоизвестный тайский напиток, которым более двадцати лет назад угостили австрийского маркетолога из компании по производству зубной пасты, в итоге приведет к таким результатам.

С 2014 по 2018 год Red Bull испытывали трудности с гибридными двигателями Renault, с 2019 года они перешли на Honda. И вот, в текущем сезоне 2021 они вновь борются за титул «Формулы-1» — между Максом Ферстаппеном и Льюисом Хэмилтоном считанное количество очков в битве за чемпионский кубок.

Но Red Bull пошли еще дальше, и со следующего сезона начнут производить… собственные двигатели. Фантастическая эволюция бренда, триумфальное развитие идеи стать больше, чем газированным напитком. Стать больше, чем спортивной командой. Стать чем-то большим.

Глава третья. Red Bull — моторист «Формулы-1»

Представьте, что завтра вы проснулись, а «Растишка» стали производить спортивные автомобили, «Ролтон» строит двигатели космических кораблей, а Red Bull начали производить моторы для «Формулы-1». О, подождите…

Да, это исторический момент. Бренд, который производил газированные напитки и спонсировал спортивные мероприятия, теперь занимается моторостроением. И это огромный шаг для всего концерна — это революция в восприятии гибкости различных отраслей промышленности.

В 2020 году все шло к тому, что Red Bull и японские мотористы из Honda продолжат свое сотрудничество, когда внезапно высшее руководство Honda заявило о том, что они сворачивают свою программу в «Формуле-1».

Матешиц и весь коллектив «Быков» словно получили удар под дых — вместо гарантированного будущего и устойчивого развития они оказались перед полной неопределенностью. В Honda решили двигаться по пути производства серийных электромобилей, и Королевский автоспорт больше не входил в долгосрочные планы.

У Дитриха Матешица и его подчиненных был скудный запас времени в полгода, потому что двигатель F1 на следующий сезон надо начинать строить заранее. Honda заявили о том, что уйдут в конце 2021 и помогут Red Bull со всеми наработками, однако на момент осени 2020 это лишь немного упрощало ситуацию. В итоге, выбор был следующий: или опять у кого-то закупать двигатели (Mercedes, Ferrari или Renault), откатываясь назад и снова принимая статус клиента, а не заводской команды, или второй вариант: рискнуть всем и начать… самим производить двигатели, чтобы ни от кого не зависеть.

Здесь проблема заключалась в том, что ресурсы Red Bull всегда были ограничены, и им надо было понять, случится ли «заморозка» регламента моторов на сезоны 2022-2024. Причина простая: «Быки» никак не могли «разорваться» и на разработку новых двигателей каждый сезон, и готовиться к будущей смене регламента с 2025. Если бы «заморозки» не произошло, они или ушли бы из «Формулы-1», или опять стали чьим-то клиентом.

Но команды F1 и Международная автомобильная федерация приняли положение о том, что двигатели «Формулы-1» не будут меняться с 2022 по 2024. Проще говоря, та модель двигателя, которую создает команда на 2022, действует три сезона подряд. Именно поэтому Red Bull все-таки приняли решение стать самостоятельным мотористом. Какие шаги они предпринимают, чтобы воплотить задуманное в жизнь?

Ведь это очень сложный процесс. Например, руководитель чемпионской команды F1 Mercedes Тото Вольфф прямо заявил, что эта затея Red Bull «выглядит утопией», и сам концерн просто не осознает, во что они ввязались.

Red Bull действительно взвалили на свои плечи нелегкий груз. Они узнали о «заморозке» только в начале 2021 года, и только зимой начали активное формирование своей базы, в то время как конкуренты уже вовсю делали двигатели. Они до сих пор собирают кадровый состав — в частности, удалось перекупить часть специалистов из моторного подразделения Honda, а также к ним пришел Бен Ходжкинсон из Mercedes.

Бен — один из тех, кто разрабатывал революционный чемпионский двигатель-гибрид V6 к старту сезона 2014, когда наступила новая эра в «Формуле-1». Все последние годы Ходжкинсон работал главой отдела «механической инженерии» в немецкой команде, в Red Bull же станет главой всего моторного подразделения. Успех или провал ждет Red Bull? Пока трудно делать выводы.

Несмотря на всю ауру успеха бренда, построить собственный двигатель в сжатые сроки –—задача почти невозможная. Да, Honda действительно помогают всем, чем могут — они даже задействовали свой научно-исследовательский центр «Сакура» для разработок нового двигателя Red Bull на период 2022-2024. Но сможет ли смелый концерн тягаться с такими гигантами, как Ferrari или Mercedes?

Подводя итог

Red Bull прошли огромный путь, и эта компания заслуживает уважения вне зависимости от своих дальнейших результатов в «Формуле-1». Она уже доказала окружающим, что даже при относительно небольших затратах способна побеждать всех и везде. Ее футбольная команда добралась до полуфинала Лиги Чемпионов, ее команда F1 завоевала четыре чемпионских трофея.

Если у «Быков» получится создать лучший двигатель в «Формуле-1» и вновь стать чемпионами, можно будет с уверенностью сказать: мир изменился. Поправка: Red Bull его изменили. Изменили в тот момент, когда одному мужчине сорок лет назад понравилась газировка в Таиланде, и он поставил на карту всю свою жизнь. Все или ничего. Хороший девиз для Red Bull.

Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.
rdsbanner