Женщины за рулем: как начиналась дискриминация и возникали мифы
К счастью, в большинстве стран давно миновали времена, когда вождение автомобиля было исключительно мужской привилегией. Но до сих пор остались патриархально настроенные господа, свято верящие в то, что женщина за рулем — это неправильно. Обычно они еще уверены в том, что женщина неспособна разобраться в устройстве автомобиля, а если и оказалась за рулем, то права ей непременно купили. Но мы надеемся, что однажды и с их глаз упадут шоры, размер которых уже можно измерять гектарами.
Стоит заметить, что в западных странах и в России никогда не существовало прямого запрета на вождение автомобиля женщинами — просто это было не принято. Но всегда находились дамы, готовые на личном примере доказать, что все социальные условности о том, что может или не может делать женщина, не стоят и ломаного гроша.
Берта Бенц и ее большое путешествие
Берту можно назвать первой женщиной, совершившей большое авто-путешествие без мужчины. Это не только вдохновило всех девушек последовать ее примеру, но и дало толчок популярности изобретению ее мужа Карта Бенца — первому автомобилю, работающему на двигателе внутреннего сгорания.
Важно, что без участия Берты не было бы и самого изобретения! Она так верила в Карла, что вложила все свое приданое в компанию Бенца. В 1886 году Карл зарегистрировал первый патент на автомобиль. Публика поначалу была настроена скептически и не спешила покупать новшество. Но Берта, чтобы доказать, насколько классную вещь изобрел ее муж, тайком вывезла из гаража трехколесный авто, похожий на багги, и вместе с детьми проехала 65 миль от Мангейма до дома ее матери в Пфорцхайме. Внимание изобретению было обеспечено, а сомнения относительно женских умений сильно поубавились.
Право на права
Не во всем мире женщины могли так свободно распоряжаться собой и своим временем. До недавнего времени в некоторых странах существовал прямой запрет на вождение автомобиля представительницами слабой половины человечества, а где-то до сих пор в головах царят предрассудки. Вот несколько примеров.
Саудовская Аравия
На сегодняшний день в мире не осталось стран, где существует запрет на вождение автомобиля женщинами. Последним государством, отменившим эту форму дискриминации, была Саудовская Аравия, а само знаменательное событие произошло три года назад. До этого момента женщинам нельзя было ездить без сопровождения мужа и родственника-мужчины, правда, в сельской местности правило порой нарушалось.
Афганистан
Во время правления в Афганистане режима Талибан, одного из самых жестоких в истории, женщинам за вождение автомобиля грозила смертная казнь. Правда, говоря о введенных талибами ограничениях, проще перечислить то, за что женщинам смертная казнь не грозила. К счастью, фанатики уже почти 20 лет не управляют страной, так что афганские женщины могут управлять машиной.
Сомали
Схожая с Афганистаном ситуация была и в Сомали, когда радикальная террористическая группировка «Аш-Шабааб» захватила власть в Могадишо. Она ввела запрет на управление автомобилем для женщин, но в 2013 году, после двух лет господства исламистов, женщин перестали притеснять настолько сильно.
Йемен
Не очень хорошо дела обстоят и в Йемене. Хотя местное законодательство никогда не запрещало женщинам получать водительские права и управлять автомобилями, социальные нормы и традиции долгое время были серьезным препятствием. Но с 2011 года женщины стали все чаще открыто бросать вызов семейным и социальным ограничениям и критике для того, чтобы получить большую мобильность и автономию. Интересно, что сотрудники ДПС не останавливают женщин на дорогах из-за традиционных ограничений на взаимодействие между людьми разного пола, не связанными родственными или семейными узами.
Немного статистики
Проблема дискриминации женщин медленно но верно решается по всему миру. Женщины не только все чаще водят автомобили (например, в России с 2017 года их число выросло в 6,5 раз), но и чаще работают в автоиндустрии. Так, в 2019 году в Соединенных Штатах женщины занимали 23,6 процента рабочих мест в автомобилестроении и производстве оборудования для машин. То есть почти четверть! Примерно такие же показатели в странах Евросоюза, в Японии — немного ниже.
Но согласно данным опросов самих женщин в различных отраслях промышленности, автомобильная индустрия не входит в число наиболее привлекательных сфер для самореализации.
Почему же так происходит? Среди основных причин, по которым женщины избегают карьеры в этой отрасли — непривлекательная среда для представительниц «слабого пола» (65%), невозможность баланса между работой и личной жизнью (59%) и отсутствие гибкого графика работы (46%). Нередко женщины отказываются от карьеры в индустрии авто из-за страха предвзятого отношения и сексуальных домогательств.
Пусть законодательные ограничения давно сняты, проблема репрезентации женщин в автомобильной сфере еще не до конца решена. Во многом этому мешают прочно засевшие в головах бессмысленные стереотипы, которые давно пора разрушить. Так что будем надеяться, что и в автомобильной индустрии, и за рулем с каждым годом будет все больше женщин.