bagio-winter
Яков Фрудгарт

История стеклоочистителей: как пассажирка трамвая изменила мир автомобилестроения

Вы, наверняка, не знали, но одну из самых маленьких, но значимых деталей автомобиля — стеклоочиститель, изобрела девушка. Обыкновенная пассажирка трамвая. Рассказываем, как это произошло.

Уже сложно представить, как бы мы передвигались за рулем автомобиля без работы щеток стеклоочистителя. Да что там автомобиль — они устанавливаются и на самолёты, и на водный транспорт — без них в современном мире никуда. А как они появились? Время истории!

Минутка истории

Давным-давно, в начале прошлого века, любому автомобилисту было весьма тяжело передвигаться в условиях грязи и снега, ведь машину нужно было останавливать, протирать стекло и лишь после этого продолжать движение. А, между прочим, запустить автомобиль было намного сложнее, чем сегодня. Самым популярным решением тех лет были скребки, которые оснащали резиновой пластиной. Таким способом водитель мог очищать стекло не покидая автомобиля, и многие считали это нормой, ничего не желая придумывать, но…

Мороз и женщина

Но на мировой Олимп автомобилестроения всходит женщина. В 1903 году Мэри Андерсон, молодая американская женщина, врывается в мир автомобилей, патентуя стеклоочистители. Именно этот прибор барышня решила придумать во время своего путешествия из Алабамы в Нью-Йорк. Правда, путешествовала она не на автомобиле. Она заметила, что машинист трамвая, в котором она ехала, вынужден был «морозить» пассажиров открытыми окнами, потому что ему нужно было чистить своё стекло от снега. В итоге, в одних из дождливых дней, во время поездки в трамвае, Мэри Андерсон пришла идея стеклоочистителя для лобового стекла трамвая. По словам историков, Мэри начала рисовать схему устройства для очистки стёкол прямо на боковом стекле трамвая. Далее девушка целый год создавала прототип первого реального работающего стеклоочистителя, и, после нескольких неудачных попыток, Мэри все-таки удалось сделать первое в истории автопромышленности устройство для очистки стекол. Первое было сделано из дерева и каучука (непосредственно щетка стеклоочистителя). Щетка крепилась к специальному рычагу, который находился со стороны водителя и управлялся им вручную при необходимости очистки стекла. Так, с помощью пружины щетка прижималась к стеклу. Далее, водитель, поворачивая рычаг, удалял снег и лишнюю воду со стекла, улучшая обзорность.

Первые мазки по стеклу

Первое время это устройство использовалось на трамваях только в зимнее время. В весенне-летний период щетка легко демонтировалась. К сожалению, изобретение Мэри Андерсон многие восприняли не лучшим образом. Различные критики и эксперты высказались, что подобное устройство будет сильно отвлекать водителя от дороги, что, в итоге, будет приводить к несчастным случаям. Многие скажут, что такие устройства уже были на рынке в то время, однако именно у женщины из Алабамы получилось создать эффективное устройство.

Отметим, что у Мэри появились и конкуренты, подавшие заявку на патент в то же время. Роберт Дуглас и Джон Апджон, причём Дуглас подал заявку раньше — на стеклоочиститель для паровоза, а вот Апджон смог получить приоритетный патент для территории Англии.

Развитие

Дальнейшее развитие стеклоочистителей пошло семимильными шагами, в сторону улучшения средств управления щётками и поиска их оптимального привода. Так, например, в 1910-е года ХХ века появились первые стеклоочистители с вакуумным приводом от впускного коллектора. Такой тип автоматического привода имел существенный недостаток: изменение положения дроссельной заслонки существенно влияло на скорость работы «дворников» и, при увеличении оборотов двигателя, скорость «дворников» заметно уменьшалась. В разное время на автомобилях использовались гидравлический, вакуумный и пневматический тип привода.

К середине 1940-х гг., появилась новая серьезная проблема. Благодаря стараниям автомобильных дизайнеров изменился профиль ветрового стекла – стёкла стали выпуклыми. Вопрос очистки таких стекол пытались разрешить, используя щётки небольшого размера, уменьшая площадь очищаемой поверхности. Ведь и на выпуклом стекле можно найти подходящие участки с минимальной кривизной, и чистить их небольшой прямой щёткой. Это решение позволило снять остроту проблемы, но не могло стать основным, так как привело к значительному уменьшению зоны видимости, а значит, и безопасности.

Модернизации и модификации

Стоит отметить, что вплоть до конца 1950-х годов во многих автомобилях устанавливались дворники с ручным управлением. И только ближе к 60-м годам в автопромышленности обратили внимание на систему автономной работы дворников. С тех пор появилась система автоматического движения щеток стеклоочистителя с определенной задержкой. Электрическая система автоматического движения дворников питалась от электросети автомобиля. Впервые этот способ очистки лобового стекла предложил в 1923 году Раймонд Андерсон.

Движение дворников с определенным интервалом было изобретено профессором Университета «Wayne State University» (США) Робертом Кернсом в 1963 году. Свое изобретение он показал компании Ford и предложил ей сотрудничество. Руководство компании приняло решение внедрить устройство в систему всех своих автомобилей. Именно с тех пор дворники стеклоочистителей стали похожи на те, какими и остаются по сей день.

Впервые стеклоочистители с интервальной системой работы устанавливались в качестве опции на автомобили Mercury. Затем, в 1970 году компания Citroën впервые предложила устанавливать на автомобиль специальную систему стеклоочистителей, которые меняли свой режим работы в зависимости от влажности стекла. Система работала очень просто. Если стекло было сухое, то для движения дворников необходимо было больше энергии. Далее специальный электрический датчик определял затраченную силу на движение щеток. Если выяснялось, что для движения щеток необходимо было затрачено не много электричества, то система определяла, что ветровое стекло мокрое, и при следующем цикле движения дворников электромотор увеличивал скорость движения щеток, сокращая паузу между движениями. По сути, это первый в истории автопромышленности своеобразный датчик дождя. Впервые датчик дождя был установлен на модель Citroën SM.

Как сегодня?

На сегодняшний день большинству автолюбителей известны два типа щеток: каркасные (арматурные) и бескаркасные.

Каркасные щетки представляют собой наиболее старый и известный тип автомобильных дворников, которые состоят из, так называемого, металлического каркаса, обеспечивающего прижимание к стеклу резиновой ленты в определенных точках упора. Подобная конструкция имеет множество недостатков. Во-первых, не обеспечивается достаточная прижимная сила резиновой ленты к стеклу, а, во-вторых, шарнирные соединения механизма склонны застывать на морозе, особенно при попадании туда воды, либо снега. Популярность данного типа дворников объясняется их дешевизной. Однако все большее количество современных автомобилистов делает свой выбор в пользу бескаркасной конструкции.

Бескаркасный дворник представляет собой металлическую пластину, покрытую резиновой оболочкой. Конструкция лишена указанных выше недостатков. Таким образом, обеспечивается плотное прилегание щетки к лобовому стеклу. Механизм скрыт под оболочкой, тем самым исключается вероятность попадания воды. Такие дворники заметно дороже своих устаревших собратьев, однако потраченные деньги с лихвой окупаются радостью от прекрасного обзора через лобовое стекло в любую непогоду.

Послесловие

Надеемся, что мы смогли коротко, но интересно донести до вас частичку истории одной из важнейших вех в автомобилестроении. А заодно и рассказать вдохновляющую историю об обычной девушке, которая, замерзая в трамвае, не пошла ругаться на водителя, а решила самостоятельно изменить ситуацию и сделать мир чуточку лучше.

bagio-winter