Запланированные траты: как посчитать транспортный налог на автомобиль
Многие мечтают о собственном автомобиле, и когда дело наконец доходит до покупки, оценивают только стоимость самой машины, забывая при этом о сопутствующих расходах. Конечно, проигнорировать страховку ОСАГО не дадут при постановке на учет, а о необходимости приобрести резину по сезону напомнит сама погода, но есть и «отсроченные» платежи, о которых новоиспеченный автовладелец узнает лишь через год. Речь о транспортном налоге. Плата за обладание персональным средством передвижения зависит как от самого транспорта, так и от его хозяина, вернее — места его регистрации. Давайте разберемся, как посчитать эту немаловажную издержку и правильно оценить ее перед покупкой.
Фото: somanyhorses.ru
Из чего складывается транспортный налог
Размер ставок, как несложно догадаться, регулирует Налоговый кодекс РФ. Для владельцев ТС выделили целую отдельную главу 28. Алгоритм расчета в ней следующий: собственник транспорта просто платит за каждую лошадиную силу, притаившуюся под капотом. А вот то, сколько каждая из них стоит, зависит от «поголовья табуна», причем здесь принцип «оптом дешевле» категорически не работает.
Чтобы разбираться в многообразии автомобилей было проще, законодательно введена градация машин по мощности двигателя. Всего таких категорий пять. Получается, что чем мощнее транспорт, тем дороже он обходится, даже если «поправочный коэффициент» у моделей одинаковый. Но помимо самих лошадиных сил или киловатт, кому как привычнее, роль играет и время владения. Оно отсчитывается с того момента, как собственник зарегистрировал транспорт на себя в ГИБДД. Если это случилось до 15 числа текущего месяца, то он пойдет «в зачет», а если позже, в периоде владения его не учтут, а значит, и налог за месяц покупки не начислят.
Фото: somanyhorses.ru
Еще одна составляющая — региональная корректировка базовой ставки налога. Она, вероятно, окажется одной из самых существенных: по закону «поправка» может достигать десятикратного размера. Решение об этом принимают региональные власти, и в столице, например, в столице она именно такая.
Для примера возьмем Kia Stinger с двухлитровым мотором. У этой модели с таким ДВС в первом поколении было два исполнения — мощностью 197 и 247 лошадиных сил, для них и проведем расчет. Для удобства возьмем сначала московские базовые ставки.
197 (мощность) х 50 (ставка) = 9 850 рублей;
247 (мощность) х 75 (ставка) = 18 525 рублей.
Тот же автомобиль в регионе с базовыми ставками в год будет стоить:
197 (мощность) х 5 (ставка) = 985 рублей;
247 (мощность) х 7,5 (ставка) = 1 852,5 рублей.
Если же расчет нужен за неполный год обладания транспортом, придется добавить в него еще пару цифр. В общем случае он будет выглядеть так:
мощность х ставка х (количество полных месяцев владения/12).
Формулы простые, так что заранее рассчитать цифру несложно. Но без нюансов, конечно, не обошлось, и речь сейчас о еще одной составляющей автомобильного налога, которая касается обладателей дорогих и эксклюзивных ТС — налог на роскошь.
Фото: somanyhorses.ru
Что такое налог на роскошь и как его посчитать
Уже привычного нам термина, как это часто бывает, в налоговом кодексе не найти. Законодательство упоминает повышающий коэффициент, который применяется к тем, чьи автомобили стоят дороже установленного порога.
До 2022 года «роскошной» было принято считать машину, стоимость которой превосходила сумму в три миллиона рублей. С учетом современной политики ценообразования в автосалонах, подобная «тарифная сетка» подгоняла под повышенную ставку чуть ли не всех владельцев кроссоверов среднего ценового сегмента. Благо, понятие «роскошности» довольно оперативно пересмотрели, и с марта прошлого года под увеличение налога попадают транспортные средства стоимостью более чем в 10 миллионов рублей.
Оценка, кстати, довольно нетривиальная. В разрезе формирования политики налогообложения никого не волнует цена, указанная в договоре купли-продажи. То есть все дополнительные опции, имеющиеся на момент приобретения машины, в расчет не принимаются, единственное, что играет роль — каталожная стоимость модели. При этом самостоятельно ее можно не искать, за вас это каждый год делает Минпромторг. До 31 марта каждого года на своем официальном сайте Министерство публикует список моделей, «награжденных» повышенной ставкой. Для тех, кто обнаружил там свой транспорт, новости не самые утешительные — повышающий коэффициент на транспортный налог будет равен 3. Это соотносится со Статьей 362, которая предусматривает утроение транспортного налога для легкового транспорта с ценой 10-15 млн и возрастом до 10 лет, а также движимого имущества стоимостью больше 15 млн и возрастом до 20 лет.
Фото: somanyhorses.ru
Основное веселье начинается тогда, когда на российские просторы просачиваются эксклюзивные модели, ускользнувшие от внимания авторов таблиц. Самым показательным примером в прошлом налоговом периоде стала Tesla, которая хоть и стоит внушительных денег, ни в один перечень не попала, зато утилитарный дизельный Kia Mohave там есть. Понятно, что из года в год списки обновляют, но повезти владельцам все же может. Правда, шансов на фортуну больше, если в перечень не попала марка целиком, а вот если от внимания ускользнуло только определенное исполнение, сослаться на утвержденный документ может и не получиться. Верховный суд рассматривал несколько схожих случаев и во всех них вердикт был один — технически представленное ТС практически идентично «роскошному», а значит, и налогу на него быть вопреки всем спискам.
В какой срок нужно заплатить транспортный налог
Важно помнить, что налог начисляется за предыдущий период, то есть в 2023 году автомобилисты будут платить за 2022-й. Все расчеты задолженностей налоговая служба должна произвести до 1 ноября, но на деле они обычно справляются на пару-тройку месяцев оперативнее. При этом у водителей есть время смириться с цифрами — срок оплаты установлен не позднее 1 декабря. Просрочка чревата пенями, а затем штрафами и принудительным взысканием.
Узнать о начислении можно разными способами. Наиболее очевидный и привычный — квитанция в почтовом ящике. Однако напомним: отсутствие бумаги не означает освобождение от обязательств по своевременной оплате. Иногда даже самые важные письма теряются, так что уповать на одну только почтовую службу не стоит. У ФНС есть прекрасный современный портал, где за пару кликов можно получить доступ ко всей необходимой информации, в том числе и задолженностям. Схожим функционалом обладает и всеми любимый портал «Госуслуги». Если учетная запись подтверждена должным образом, а среди персональных данных есть ИНН, начисление можно будет увидеть в графе «Платежи» как в web-версии, так и в приложении. Данные о неоплаченных квитанциях есть даже в приложениях банков, так что пропустить такую информацию в наши дни довольно сложно.
Кому не нужно платить транспортный налог
Как и с любыми другими обязательными платежами, у транспортного налога есть свои обозначенные льготные категории граждан. На федеральном уровне от уплаты освобождаются:
- герои СССР;
- герои РФ;
- участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- испытатели ядерного оружия;
- инвалиды I и II групп;
- многодетные родители;
- родители детей-инвалидов, нуждающихся в спецтранспорте;
- владельцы электромобилей.
При этом есть важные ограничения — мощность двигателя автомобиля не должна превышать 150 л. с., и количество единиц «льготной» техники ограничено одним ТС.
Региональные власти вправе вводить дополнительные льготы, они могут отличаться в зависимости от дислокации и быть привязаны не только к социальному статусу собственника, но и к техническим характеристикам ТС. Полную информацию всегда можно найти на сайте ФНС. Есть и еще одна причина, по которой собственник может быть освобожден от уплаты налога, правда, с ней вряд ли кто-то захочет столкнуться — угон. На период проведения следствия можно приостановить учет и подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление.
Фото: somanyhorses.ru
Использование личного транспорта всегда сопряжено с ощутимыми расходами, поэтому транспортный налог — просто еще одна статья трат, как, например, ТО, мойки или сезонная резина. Стоит ли каждая конкретная машина тех средств, которые будут потрачены на ее содержание, владелец решает для себя самостоятельно. Но только взгляните на наши дороги. Кажется, все больше и больше людей на вопрос «А надо ли?» отвечают утвердительно.
Анонсирующие фото: somanyhorses.ru