footer
Анна Криворучко

Три факта о компактной рабочей лошадке ТУМ-975, которых вы не знали

Рассказываем о палочке-выручалочке советских коммунальщиков: субкомпактном чистюле ТУМ-975

Недавно мы уже познакомили вас с уникальным ретроавтомобилем «МазЗил» и ретрогрузовиком Star 28, а сегодня в центре нашего внимания оказался другой представитель советской эпохи — ТУМ-975. Это своеобразный харизматичный предок столь популярных сегодня Caterpillar. Появление таких машин ознаменовало начало технологического прогресса в сфере поддержания чистоты в пешеходных зонах.

Чистить проезжую часть с использованием отдельных видов техники начали еще в 30-е годы 20 века, но одно дело — вывезти подготовленные автомобили на широкие проспекты, и совсем другое — придумать изящное решение для узких улочек и оживленных площадей. Существующие технологии для этого не годились, и советская промышленность приступила к созданию опытных образцов компактных уборщиков, которые чувствовали бы себя комфортно в ограниченном пространстве.

Хотя ТУМ-975 — одна из наиболее удачных и совершенных тротуароуборочных машин своего времени, известно о ней совсем не много. Но кое-что интересное нам все же удалось разузнать.

Факт 1. Количество колес

Блюститель чистоты был разработан на Заводе автомобильных кузовов Минавтопрома СССР, и, похоже, в КБ этой малютке уделили особое внимание. Особенно привлекает маневренность 975-го. Нет, дело не в бесконечных оборотах руля или дрифтовом вывороте колес, все куда проще. 

Сзади у ТУМа целых две оси, правда, сходятся они в одну линию, образуя по центру кузова колесную пару. Это позволяет обеспечить минимальный радиус разворота и визуально роднит эту технику с трициклами. Если не брать в расчет массивный для такой длины кузов. Однако в реальности покрышек на машине столько же, сколько и на обычном седане — четыре.

Факт 2. Комфорт водителя

Большинство предшественников модели создавались на базе мотоциклов и тракторов, но этот экземпляр имел базу, частично позаимствованную у «Москвича». Отчасти это помогло сделать акцент непосредственно на рабочем месте водителя. Безусловно, люксовым убранство не назовешь, зато в кабине было тепло и сухо в любую погоду.

Кстати, приводы навесных элементов также доставляли работникам минимум проблем: они работали на гидравлике и были не так капризны, как их «собратья» с шестернями и цепями.
 

Факт 3. Срок производства

Жизненный путь ТУМ-975 начался с десяти тестовых образцов, и очень скоро машина была запущена в серию. Со временем производство передислоцировали на завод «Красный путь»,  который и создавал технику до момента ее замены более современными версиями.

Первый экземпляр появился в 1963 году, а последний — новый 975-й — аж в 1980 году. Солидный срок для небольшого, но очень ценного помощника коммунальщиков. Всего за это время увидели свет около 750 автомобилей.

Если вы хотите узнать больше о необычных автомобилях эпохи 70-80-х годов, SoManyHorses ждет вас на фестивале «Ретрорейс», информационными партнерами которого мы являемся. Мероприятие состоится 9 июля в Москве на Воробьевых горах. Все подробности можно найти на официальном сайте.


Фото: пресс-служба музея транспорта Москвы

footer