Уникальный в своем роде: три факта об автомобиле «МазЗил», которых вы могли не знать
Делимся интересными фактами об уникальном автомобиле «МазЗил», который не имеет аналогов ни в России, ни в мире
Вам не кажется, что раньше автомобили выглядели как будто добрее? Было, да и до сих пор есть в них что-то, что заставляет даже случайного прохожего, далекого от мира ретротехники, на минутку задержать взгляд на этом «динозавре». Готовы биться об заклад, что мимолетного визуального контакта хватит, чтобы почувствовать теплоту где-то в районе сердечной мышцы. И дело здесь вовсе не в редкости и эксклюзивности переживших десятилетия моделей. Скорее шарм кроется в том, что эти произведения автомобильного искусства вобрали в себя частичку души всех тех, кто приложил руку к их разработке и, конечно, запуску в серию.
Ни для кого не секрет, что современная автомобильная промышленность устроена несколько иначе: в машинах почти не осталось индивидуальности, а над их проектированием теперь бьются не в конструкторских бюро, а на бесконечных просторах маркетинговых и статистических данных. И чем меньше в транспорте «человеческого», тем большую ценность приобретают экспонаты, заставшие ту давно ушедшую эпоху рисковых авантюристов, претворяющих в жизнь свои самые смелые фантазии. Конечно, чудом сохранившиеся раритеты еще можно встретить и на обычных дорогах, но все чаще местом их пристанища становятся частные коллекции и музеи. Один из них — Музей Транспорта Москвы. В нем собрано более 250 образцов техники разных эпох и назначения. В коллекции представлены личный и городской транспорт, а также спецтехника. Все эти автомобили по-своему прекрасны, но есть среди них особые машины, существующие в единственном экземпляре. Как раз об одной из них мы сегодня расскажем. Встречайте, «МазЗил».
Уже из названия несложно догадаться, что этот красавец создан из двух крупнотоннажников советской эпохи: вездехода ЗИЛ, выпускаемого на заводе имени Лихачева, и грузовика МАЗ — выходца из Минского автомобильного завода.
Мы подробнее разузнали об этом «единороге» и нашли три факта о «МазЗил», которых вы могли не знать.
Факт 1. Происхождение
Симбиоз двух «тяжеловозов» появился не в стенах институтов и даже не в частной мастерской. Авторы «МазЗила» оказались сотрудниками самого обычного автобусно-троллейбусного парка. Самоделка сошла с условного конвейера в столичных Филях в 80-х годах прошлого века.
Запчасти, как это часто бывает, позаимствовали от списанной выше техники. Прародителями автомобиля стали видавший виды МАЗ-200 и не менее «уставший» ЗИЛ-157. Укороченная ходовая часть, подвеска, несущая рама и оперение достались автомобилю от МАЗа. Кабина, а также мотор и, как следствие, некоторые детали трансмиссии уже от ЗИЛа.
Поразительно, но машина, созданная, по сути, из двух единиц металлолома, справлялась со своими задачами еще без малого три десятка лет и окончательно ушла на покой только в конце прошлого десятилетия.
Факт 2. Мощность
Под капотом «МазЗила» прячется довольно внушительный двигатель. Этот мотор является эволюцией откровенно проблемного ДВС, который ставили на ЗИС-151. Но все «хронические хвори» к моменту запуска 157-го подлечили, да и над ремонтопригодностью потрудились. В итоге двигатель получился практически идеальным: рядный шестицилиндровый карбюраторный агрегат на 5,6 литра имеет чугунный блок и, что по началу может удивить, алюминиевую ГБЦ. Что примечательно, этот грузовик, как и все модели того времени, работает на бензине. Дизельные ДВС для тяжелой техники на момент создания ЗИЛ-157 только разрабатывались.
Было бы логично предположить, что, имея такие данные, этот автомобиль — настоящий маслкар среди тягачей, однако на деле все иначе. Изначально он выдавал лишь 104 лошадиные силы. После модернизации в 1978 году отдачу удалось поднять до 110 лошадиных сил. Но главное — это крутящий момент, который достигал 333 Нм.
Факт 3. Аппетит
А теперь ответим на главный вопрос: зачем вообще было сращивать две такие разные машины? Все просто: производственная необходимость. Дело в том, что колесный пассажирский транспорт, как и любой другой автомобиль, склонен ломаться и не всегда может самостоятельно добраться до места ремонта. В таких случаях приходится прибегать к помощи эвакуатора, коим в свою трудовую бытность и являлся «МазЗил». А что, короткая база имеется, осталось только смастерить «кран-укосину», и боевой Франкенштейн уже готов мчаться на помощь.
С «МазЗила» мы начинаем короткий экскурс в автоисторию, скоро мы расскажем еще о трех занимательных представителях эпохи 70-80-х годов. А если вы любите классические автомобили так же, как и мы, то SoManyHorses назначает вам свидание на фестивале «Ретрорейс», который состоится 9 июля в Москве на Воробьевых горах. Все подробности можно найти на официальном сайте мероприятия.
Фото: пресс-служба музея транспорта Москвы