Тест-драйв Ora 03: мужской и женский взгляд на электрический хэтч
Мы такие разные, но оба ездим на Ora. Возможно ли такое изречение в реальной жизни? Мы решили проверить, как 03 приживётся у разных водителей с разными режимами эксплуатации.
Мифическая грань между «мужскими» и «женскими» машинами наконец практически стёрлась. Надеемся, совсем скоро никому вообще не придёт в голову оправдываться за выбор своего транспортного средства. А пока мы находимся в ожидании этого светлого и, скрестим пальцы, близкого будущего, концерны не дремлют и подкидывают автолюбителям лишний повод пересмотреть свои устоявшиеся взгляды.
Давайте поразмышляем вместе. Ещё каких-то пять лет назад мало кто из серьёзных производителей рискнул бы вывести на мировой рынок по-настоящему эпатажную модель. Тогда можно было лишь с сожалением констатировать, что все смелые эксперименты остались где-то на рубеже нулевых, но история, как мы знаем, циклична. В погоне за недостижимым совершенством модели обрастали не только полезными «фишками», но и безумным количеством «мишуры», которая не могла не избаловать даже неискушённых водителей. Некогда модный строгий и аскетичный дизайн приелся, внутреннее убранство без изюминки перестало радовать, а внедрить что-то революционное некоторое время никто не решался. Пока на арене массово не появились «электрички».
Электрический тяговый мотор, который в состоянии «протащить» полноценный автомобиль на существенное расстояние, сам по себе стал чем-то невероятным, и раз уж вау-эффект обеспечен, почему бы окончательно не развязать наиболее креативные руки? Похоже, этот вопрос исконно был риторическим, потому как с конвейера наконец начали сходить броские, яркие и запоминающиеся модели. Да, унификацию и некоторую бережливость производства не отменить, но даже с учётом видимой глазу «родословной» какой-то конкретной машины органы зрения всё равно заставляют организм поднапрячься и выработать дозу-другую эндорфинов. Но во всём этом внезапно нахлынувшем разнообразии один экземпляр особенно привлёк наше внимание. Как вы наверняка догадались, это детище концерна Great Wall — Ora 03.
Да, мы уже знакомились с этой машиной почти год назад. Но одно дело испытать электрическую красотку в условиях мини-отпуска и совсем другое — в реальной жизни. Этим и займёмся.
Ora 03 по-девичьи
«Какая же ты прелесть!» — вот первые слова, которые поневоле вырвались при взгляде на машину. Забавно, что эпитет именно этот, потому как назвать её (а как по мне, «Ора» — «девочка») милой язык не поворачивается. Дизайн хоть и эффектный, но всё же довольно сдержанный и никакими излишними «рюшечками» не раздражает. Сквозь достаточно массивное остекление прекрасно просматривается салон, который — о чудо! — ни разу не спорит с экстерьером. Вот оно настоящее и на удивление удачное воплощение лёгкого автомобильного «средневековья» в современной интерпретации.
«Как только забираешь ключи, первое, что хочется сделать: срочно надеть платье в белый горошек, завить кокетливые локоны, расчертить глаза острыми стрелками и достать наконец ту самую красную помаду! Нужно же «Оре» соответствовать».
Несмотря на отсылку к классике, Ora выглядит свежо и действительно притягивает взоры. Поверьте, редкий автомобиль получает столько внимания в городском потоке. Но я ведь не за чужим восторгом гонюсь, хотя и это приятно, не поспоришь.
Одна из главных задач моего «железного коня» — обеспечить максимальную мобильность в городе. Так уж сложилось, что на природу я выбираюсь пару-тройку раз в год, длинными марш-бросками от одного «миллионника» до другого на постоянной основе не промышляю, а для редких дальних путешествий есть другой автомобиль. Сотня сумок в багажнике не трясётся, да и компания в салоне не предусмотрена. Максимум — один человек, для всех остальных существует общественный транспорт и службы такси. Здраво оценив собственные запросы, не забыв про любовь к динамичной езде и наплевав на повальное увлечение такими практичными, удобными и далее по списку кроссоверами, я пересела на MINI. До недавнего времени чуть ли не единственный приличный (по моему мнению) современный хэтч.
Да, 03-ю с экс-«британцами» не сравнил разве что ленивый, но я из уважения к обоим автомобилям обойдусь без аналогий, хотя они, безусловно, напрашиваются.
Итак, стиль жизни примерно понятен: городские променады, рабочие «вояжи», периодические «налёты» на магазины и прочие радости жизни в мегаполисе. Хватает ли для этого «Оры»?
Сомнение №1: его величество электричество
Каюсь, это мой полуторный опыт с «батарейками», поэтому пришлось провести непростительное количество времени на просторах Всемирной паутины за изучением дислокации зарядных станций и типов разъёмов. На счастье, в относительной близости от дома есть не только несколько ЭЗС, но и торговые центры, разжившиеся всей необходимой инфраструктурой.
Вот тут меня ждал один из немногих неприятных сюрпризов: в багажнике отыскался зарядный кабель, но лишь с вилкой для обычной розетки, так что здесь либо докупать оснастку для «быстрых» станций, либо отправляться к «пауэрбанкам» с интегрированными «хвостами». Правда, каждый день этим заниматься не потребуется: не особо меняя стиль вождения, я смогла разряжать Ora не больше чем на 11% за сутки.
Понятно, что в комфортном режиме без оглядки на экономию энергии заявленные 500 километров на ней не проехать, но на 300-350 км батареи точно хватит. Это примерно недельный пробег, так что дискомфорта я ощутить не успела.
Сомнение №2: управляемость
Да, низкий центр тяжести — это всегда плюс, но и вес «электричек» обычно достаточно внушительный, так что на обещанный задор от этой «обаяшки» я не особо рассчитывала. На деле же управляется 03 на удивление хорошо. Она бодро входит в повороты, достойно (хоть и неидеально) реагирует на руль и ведёт себя максимально предсказуемо. Честно говоря, временами я забывала о том, что за мотор установлен в машине, напоминанием служили разве что моментальное ускорение от лёгкого касания правой педали и практически полное отсутствие необходимости жать на тормоз: рекуперация — великая вещь. К «клевкам», безусловно, нужно привыкнуть, но даже с максимальным уровнем «возобновления» энергии ездить одно удовольствие.
Поначалу показалось, что вопросы могут появиться к подвеске — больно уверенно она сглаживала даже разбитые трамвайные пути, да и посадка, пожалуй, чуть высоковата даже с учётом всех возможностей электрорегулировок, но запредельных кренов от кузова добиться так и не удалось, что тоже огромное преимущество. Нервничает машина разве что в колее, но за покрытие в целом цепляется надёжно, а если шины поменять на менее «разговорчивые» и более «породистые», то, уверена, Ora позволит водителю ещё больше.
Сомнение №3: электроника
При всём многообразии ассистентов в современных автомобилях работают они зачастую неточно и слишком навязчиво. Здесь в салоне на удивление царила уютная тишина, не нарушаемая постоянными попискиваниями невменяемых систем, лишь руль периодически оживал, стремясь отшатнуться от приблизившейся к колёсам разметки.
Если Ora и вмешивается в процесс, то довольно деликатно: с ней не нужно бороться за право управлять транспортом и упорно доказывать свои компетенции. Тут электроника всё же на вторых ролях: она призвана просто предупредить, и, как по мне, это правильно.
Сомнение №4: тактильность
Я не особо избалована люксовой отделкой, так что здесь речь скорее об общем впечатлении от убранства салона, а не о том, что шпон недостаточно благородный. За что можно однозначно похвалить «Ору», так это за то, что, несмотря на скромную по меркам электромобилей цену, внутри у неё всё очень даже симпатично. Да, от «дубового» пластика тут никуда не деться, но он распределён так, что при ежедневной эксплуатации его практически не задеть. Остальные элементы либо в коже (конечно, эко), либо выполнены под замшу с мягкой подложкой. Некоторая искусственность на руле немного напрягает, но за сутки привыкаешь и к этому. И даже отсутствие «ушек» и излишняя «худоба» ему не вредят, а лишь подчёркивают ретрофлёр.
Конечно, если говорить о «трогательных» моментах, нельзя не упомянуть и метод общения с машиной. Как и во всём современном транспорте, большую часть команд отдавать придётся через экран мультимедийного комплекса. Там и настройки двухзонного климата, и память сидений, все ассистенты и прочие радости жизни. Но часть ключевых функций всё же осталась доступна в формате кнопочного управления. Это «экстренные» обдувы стёкол, включение/выключение кондиционера, аварийная сигнализация, а также круиз-контроль и, что в последнее время считается роскошью, регулировка зеркал. К слову, мимикрирующие под сенсоры пиктограммы на «штурвале» тоже вполне себе физические. Странные «прицелы» в количестве двух штук адаптируются под ваши пожелания, для себя я выбрала подогрев и вызов 360-градусной камеры (машина только кажется субкомпактом, на деле же она довольно крупная для своего класса). Не хватает разве что шайбы громкости, но эту неприятность можно пережить. Благо на руле позволительно и звук прибавить, и трек сменить. Правда, выкручивать магнитолу «на всю» не стоит. Чего-чего, а хорошего качества воспроизведения «Оре» не достаёт, хотя для ненавязчивого фона и штатная музыка сгодится.
Сомнение №5: зачем мне это нужно
Оставить скепсис относительно «жизнеспособности» чистокровных электромобилей в условиях эксплуатации в России за скобками не получится. Да, я по-прежнему сомневаюсь в том, что инфраструктура готова к более или менее массовой электрификации машин, но если перейти от общего к частному, то вот что получается. Без необходимости каждый день мотаться на дальние расстояния «Оры» мне с избытком. Лучше, если бы на парковке была своя зарядка, но даже без неё этот вариант показался мне вполне адекватным. Автомобиль не заставляет гипнотизировать шкалу заряда, не требует повышенного внимания и никоим образом не усложняет будни. Он просто даёт насладиться дорогой, ни в чём не ущемляя владельца. Необходима ли такая «игрушка»? Скорее нет. Рассмотрела бы я её в качестве машины на каждый день? Скорее да.
А вместо итогов хочется сделать реверанс смельчакам, «выкатившим» довольно резвый и не соответствующий устоявшимся канонам хэтч на современный рынок. Харизматичный, максимально дружелюбный, универсальный и, что особенно удивительно, вместительный. Он в состоянии закрыть практически все потребности городских обитателей, которые, я надеюсь, уже пресытились брутальными внедорожниками, едва отличимыми один от другого.
«Безусловно, Ora 03, на первый взгляд, машина нишевая, но присмотритесь к ней получше, и тогда она с большой долей вероятности похитит ваше сердце так же, как украла моё».
Ora 03 по-мужски
Поскольку все подводки за меня уже сделали, на моё знакомство с машиной ссылку оставили, я поделюсь своим видением автомобиля, но не в разрезе передвижений по городу, а в стиле «уехали за город и существуем там».
Вместо вступления
Начинается всё очень даже прекрасно. Автомобиль, не особо смущаясь, проползает по всем просёлочным дорогам, лесным тропкам и закоулкам. А поскольку он действительно маленький и юркий, то пробираться через дебри не доставляет никаких проблем, а ветки не испортят лакокрасочное покрытие. Можно смело форсировать буш!
Да, скромный багажник сперва вызовет у вас вопросы, однако в него всё же помещается несколько пакетов с продуктами. При погрузке учитывайте, что крышка багажника выпуклая изнутри и, если она упрётся в ваши покупки, то откажется закрываться. Ну или помнёт поклажу — это как повезёт. Справедливости ради, со мной она себе такого не позволяла.
Главное, что вам нужно знать при эксплуатации подобного автомобиля: изучайте торговые центры на вашем маршруте на предмет оснащённости быстрыми зарядными станциями. Или не быстрыми, но только, чтобы лишний раз «подкрепиться».
Про инфраструктуру
До момента перехвата ключей и автомобиля у коллеги я был уверен, что у нас буквально везде установлены зарядки: разные, хорошие, места на них есть, а вежливые владельцы электромобилей с радостью помогут припарковаться и «покормить» свой автомобиль альтернативной энергией. На самом деле это не так. На своём ежедневном пути зарядных станций я не встретил, а в районе городской квартиры их оказалось всего две. И если одна была занята перманентно в вечернее и ночное время (медленная, на 11кВт), то у быстрой просто стояли хвалёные «Теслы», брошенные своими владельцами на неопределённый срок.
Благо именно на этой неделе я сменил «фарватер» и наткнулся на один из московских торговых центров с вожделенными стелами на парковке — медленными и быстрыми. Учитывайте, что у автомобиля в комплекте идёт только кабель для включения в обыкновенную розетку, что существенно сокращает список доступных станций. Однажды мне повезло, я успел попасть на быструю «кормушку» на 60 кВт с уже интегрированным проводом и зарядил полный аккумулятор за скромные 800 рублей. К слову, этого объёма энергии мне хватило практически на 400 километров. Да, в режиме без резких ускорений и торможений, без городских пробок — дорога в основном пролегала по платным трассам. Думаю, если сложить все «губительные» факторы, получится проехать как раз 300-350 км до остатка 20% батареи.
Отдельно нельзя не упомянуть приложения. Их множество, практически под каждого оператора ЭЗС. И если это не городские зарядные станции, то никакого бесплатного электричества вам не положено. Но ещё забавнее ситуация обстоит с парковкой. Все нам известные и, кажется, удобные «Парковки России» без проблем добавляют «электричку» в список ТС, но не намекают, что я молодец — купил экологичный электромобиль и теперь могу оставлять его на платных городских стоянках бесплатно. Чтобы выяснить, нужно ли отдавать некую сумму за визит на особо загруженные улицы или нет, пришлось звонить оператору. Да, на горячей линии мне ответили, что «можно просто бросить автомобиль на платной парковке и штраф за неоплату не придёт». Так не придёт штраф или нет необходимости оплачивать стоянку? Ведь функция есть, так что по привычке можно перечислить деньги и отправиться по делам. Непорядок.
И последнее наблюдение про зарядку — на этот раз в домашних условиях. Она имеет место быть, если у вас классический загородный дом в дачном посёлке и трёхфазная электросеть. Тогда включаем в розетку на ночь, платим за это примерно 350-400 рублей (Московская область) и существуем.
Про автомобиль
Безусловно, после того как я мучал его на сочинских серпантинах, ожидания в городе были завышены. Но, увы и ах, мощность автомобиля нивелирует все его электрические данные. Относительно медленно, приземисто и валко. Возможно, в последнем виновата шина из Поднебесной: уж больно плохо она отрабатывала манёвры и часто издавала страшные скрипы (особенно при резких ускорениях). Рулевое управление иногда выглядит размыто, но в целом позволяет направлять автомобиль в нужную сторону без лишних коррекций. Да и ассистенты особо не мешают жить. Правда, нефиксируемые поворотники лично у меня вызывают вопросы, но это скорее дело привычки и личных предпочтений, да и на общее впечатление они не повлияли.
Восторг немного смазали только два момента: нелогичное, как по мне, расположение кнопки выключения автомобиля. Дважды я промахивался и вместо открытия багажника «усыплял» машину. Второй нюанс: подстаканники для водителя и пассажира. Либо у потенциальных пользователей должны быть очень длинные руки, либо сидят они упираясь грудью в «баранку». К слову, достать бутылку минералки несколько затруднительно из-за консоли с селектором передач. Ди и диаметра держателям не достаёт: два больших стакана с кофе рядом не помещаются — проверено.
Про ощущения
Если вы подумали, что своим ворчанием в двух предыдущих абзацах я намекаю на то, что автомобиль максимально плох и дискомфортен, а передвигаться на нём ужасно, вы глубоко ошибаетесь.
На самом деле Ora 03 прекрасно подойдёт тем, кто существует неподалёку от городской суеты и либо имеет очень нетривиальный рабочий график, либо абсолютно свободен в перемещениях. И всё же стоит учитывать, что как единственную машину использовать «Ору» рановато — инфраструктура не готова, но кататься в мегаполис пару раз в неделю, заезжать за продуктами и всякой мелочёвкой на обратном пути и просто кружить по улочкам… Почему бы и нет? В городе автомобиль достаточно юркий, яркий и красивый. Хорошо управляется, адекватно разгоняется и тормозит. Безусловно, в его ретрофутуризме излишеством выглядят экраны на приборной панели и мультимедиасистеме. Сюда бы интерфейсы в стиле олдскула — было бы идеально.
Однако, несмотря на продолжающееся бурчание, Ora 03 мне понравилась дважды, а ведь редко один и тот же автомобиль умудряется производить одинаково хорошее впечатление. Остаётся только положить в багажник дополнительный кабель для зарядки и дождаться момента, когда почти на всех АЗС установят колонки под разъём CCS Type 2 киловатт на 150. И тогда можно будет уезжать на ней в какие-то длительные путешествия — дальше, чем на 200 километров в одну сторону.
«Запомните самое главное. Пешеходы вас не слышат. Включайте громкую музыку!»
Фото в материале: Яков Фрудгарт, Виктория Мальцева