bagio-winter
Анна Криворучко

Шифр разгадан: что значат AS и другие пометки в правах

Рассказываем, что значат дополнительные латинские буквы в правах, почему и когда они могут появиться и какие ограничения накладывают на водителя

Водительское удостоверение (ВУ) — главный документ автолюбителя на дороге. Маленький кусочек пластика служит свидетельством того, что водитель действительно имеет все необходимые навыки управления автомобилем и сумел доказать это на практике, пройдя долгий путь от «кандидата» до настоящего автомобилиста.

Пока в столице «обкатывают» цифровой вариант прав в рамках пилотного проекта, все, кто находится за рулём, по-прежнему обязаны иметь при себе «аналоговый» документ, иначе рискуют нарваться на штраф, пусть и не такой внушительный. За забытое дома удостоверение придётся заплатить всего 500 рублей, а в первые 20 дней и вовсе 250.

Однако просто наличие карточки — это ещё не всё. Во-первых, категории самих прав и транспортного средства должны совпадать, но это — отдельная история. Во-вторых, в документе могут быть прописаны ограничения, которые относятся или к водителю, или к автомобилю. Естественно, они должны беспрекословно соблюдаться. В противном случае управление ТС нелегально, и накажут нарушителя уже по всей строгости закона — как за езду вообще без ВУ. За это полагается взыскание в размере 5-15 тыс. руб. и отстранение от управления. Это прописано в первом пункте статьи 12.7 КоАП

Но как именно маркируются ограничения? В РФ уже больше 10 лет выдают права международного образца, так что все обозначения стандартизированы и понятны не только отечественным стражам порядка, но и зарубежным. Поэтому за особые требования отвечают аббревиатуры из латинских букв.

Они могут касаться как особенностей управления транспортом, так и состояния здоровья обладателя удостоверения.

Где искать особые отметки

Чтобы узнать всё о действующих именно для вас ограничениях, возьмите в руки своё удостоверение. Лицевая часть с фотографией нас сегодня не интересует, так что смело переворачиваем права и рассматриваем другую их сторону. 

У вас перед глазами оказалась внушительных размеров таблица со всеми существующими на данный момент категориями транспортных средств. Они обозначены буквами и дополнительно проиллюстрированы соответствующей пиктограммой. Справа от рисунков находятся три столбца, пронумерованные цифрами 10, 11 и 12. В последнем ставятся маркировки, относящиеся непосредственно к категории автомобилей или мотоциклов, напротив которых они расположены.

Чаще всего в этом столбце красуются буквы AS напротив категории B1. Тут дело вот в чём: обычно право на управление трициклами и квадрициклами (не путать с квадроциклами) отдельно не получают. Эта категория «открывается» автоматически, причём как вместе с B, так и вместе с A. Ни для кого не секрет, что мотоциклетный руль и другие органы управления кардинально отличаются от автомобильных, а те же пресловутые квадрициклы заимствуют «философию» как у двухколёсных, так и у четырёхколёсных ТС. Понятно, что и подготовка под две разные концепции должна различаться, поэтому перед тем, как «подарить» лишнюю категорию, в ГИБДД уточнят, за какой именно тип руля может сесть водитель.

AS — автомобильный тип управления;

MS — мотоциклетный тип управления.

Если уточнений нет, значит, вам доступны любые варианты — хоть с ручками, хоть с «баранкой».

Помимо этого, напротив категории может стоять ещё один набор букв — AT. Это значит, что вы имеете право управлять только ТС с автоматической трансмиссией. Причём эта отметка может стать как следствием осознанного выбора — когда кандидат в водители уверен, что ему никогда не придётся сталкиваться с тремя педалями и утруждаться знакомством с такой техникой не стоит, так и быть обусловлена жизненными обстоятельствами — на «механике» нельзя ездить тем, кто лишился конечности, имеет её серьёзную деформацию или ограниченную подвижность. Полный перечень ограничений есть в Постановлении Правительства №1604.

Кроме пункта 12, существует и целая отдельная графа под номером 14. Там должны быть сосредоточены все дополнительные пометки, имеющие отношение сразу ко всем категориям ТС и к водителю в целом. Помимо года начала стажа и короткого текста с необходимыми, по мнению ГИБДД, уточнениями, там может появиться одно из следующих обозначений.

Какие ещё особые отметки есть в ВУ

APS — эту аббревиатуру проставляют тогда, когда водитель имеет право управлять только машиной, оборудованной парктрониками. Показанием к этому является потеря зрения на один глаз.

AT — в 14 пункте это всё та же автоматическая коробка передач. Машина может быть укомплектована только ей.

GCL — проставляют в документах людей, имеющих проблемы со зрением. Эти буквы значат, что визуальное восприятие водителя ниже допустимого и теперь он имеет право ездить только в подходящих очках или контактных линзах.

HA/CF — такую отметку получают водители, имеющие проблемы со слухом, которые ещё можно компенсировать. HA/CF обязывает садиться за руль только с использованием изделий для компенсации слуха.

MC — это сочетание букв означает, что водитель может пользоваться только автомобилем, переоборудованным исключительно под полностью ручное управление: никаких педалей в привычном понимании этого слова — только рычаги и кнопки, до которых можно дотянуться руками.

И совсем экзотическая отметка ML — она запрещает водить ТС категории М, которая автоматически становится доступна всем, кто успешно сдал экзамен на право управления любым видом транспорта. Причина её появления — наличие специфических медицинских противопоказаний.

Когда могут появиться дополнительные отметки в правах

Что касается типа управления, его определяют сразу же после сдачи экзамена в ГИБДД. Права выдадут уже с соответствующими пометками. Что до обозначения ограничений, связанных со здоровьем, они или есть на первом же экзамене — тогда ситуация ничем не отличается от описанной выше, либо приобретены со временем. Во втором случае главным доказательством пока остаётся справка по итогам медкомиссии. Учитывая «регулярность» осмотров (раз в 10 лет), «маркер» появляется только при очередной замене прав. Правда, совсем скоро власти обещают наладить оперативный обмен информацией между ГИБДД и медучреждениями. Тогда изменения в базы смогут оперативно вносить без обращения водителей. Тем не менее в МРЭО автолюбителю всё же придётся съездить — старую карточку аннулируют, а новую — уже с отметкой — можно получить только лично.


Анонсирующие фото: somanyhorses.ru

bagio-winter