WhatsApp Image 2023-08-11 at 09.29.32
Евгения Жилина

Круглые танки и квадроциклы с пулеметами: самый необычный военный транспорт

Экспонаты из нашего списка так и не поступили в массовое производство, но все равно заслуживают внимания, и сейчас вы поймете почему.

На недавнем Параде Победы Россия продемонстрировала свой военный потенциал, в том числе боевую технику. По брусчатке Красной площади прокатились лучшие образцы современных танков, зенитных комплексов, артиллерийских самоходных установок.

Очевидно, что на парады, и тем более в массовое производство, отправляются лишь максимально совершенные с технической точки зрения образцы. Но что происходит с менее удачными разработками? Они отправляются на свалку истории, но если там хорошо поискать, то можно найти очень интересные варианты.

Итак, самый необычный военный транспорт и его судьба.

Квадроцикл с пулеметом Motor Scout

Сегодня мало кто слышал про Фредерика Симмса, ведь самым знаменитым его изобретением стал вооруженный пулеметом «четырехколесный велосипед», который превратился в объект для шуток. Но 120 лет назад идеи изобретателя не казались смешными. Автоматы тогда только-только начали поступать на вооружение некоторых армий, а автомобили были редким зрелищем. До «танка» оставалось больше десяти лет, и Симмс стал пионером в смешении новых технологий мобильности и ведения огня.

Конечно, сегодня образ мистера Симмса в котелке на этом агрегате выглядит комично, но в контексте конца XIX в. все воспринималось по-другому. Инженер взял новый пулемет Максима и сделал его мобильным на дешевом и простом 4-колесном квадроцикле, оснастив конструкцию небольшим пуленепробиваемым щитом. Вот так просто. Транспорт, несмотря на наличие педалей, был также снабжен небольшим бензиновым двигателем мощностью 1.5 л. с., который приводил в движение задние колеса. На корпусе был закреплен дополнительный магазин на 1000 патронов.

Рабочий образец продемонстрировали публике в 1899 году, но дальше дело не пошло — слишком много минусов было у этого устройства. Судьба самого образца неизвестна, но, скорее всего, пулемет сняли, квадроцикл был продан, а Симмс же продолжил работу над другими проектами военного транспорта.

Царь-танк

Эта странная конструкция была разработана российским инженером Лебеденко в 1914, когда началась Первая мировая война. У «танка» не было гусениц, но зато было три колеса, два из которых были на спицах, составляя в диаметре 9 метров! Верхняя башня, где располагалось орудие, достигала почти 8 метров, сам корпус в 12 метров шириной был оснащен еще двумя пушками.

Огромные колеса приводились в действие двигателем Sunbeam мощностью 250 л. с. И предназначались для преодоления серьезных препятствий. Однако из-за просчетов веса заднее колесо все время застревало в вязкой почве и канавах, а тяги передних было недостаточно для того, чтобы вытащить весь корпус. Испытания царь-танка стали полным провалом, ведь всем было очевидно, что на фронте от этой «махины» будет мало толка. Огромным минусом стала и его исключительная неповоротливость и уязвимость: любое попадание в спицы парализовало бы танк.

Это привело к провалу испытаний, которые проходили в августе 1915 года в 60 км от Москвы, где нелепый гигант и оставался до 1923 года, пока его окончательно не разобрали на металлолом. Проект стал известен среди специалистов по промышленному дизайну, как великое фиаско инженерного дела.

Дора

Немецкое сверхтяжелое артиллерийское 80-сантиметроое орудие было разработано в конце 1930-х годов для прорыва линии Мажино во Франции — самых сильных укреплений, существовавших в то время. Но махина не была готова к началу военных действий, так что французские укрепления войскам Вермахта пришлось обходить через Бельгию. Французы быстро сдались, и необходимость бомбить их снарядами в семь тонн отпала. Позже Дора была применена во время битвы за Севастополь.

Полностью собранная Дора (второе название орудия — «Шверер Густав») весила почти 1350 тонн и могла стрелять снарядами весом 7 тонн на дальность 47 км! Впечатляет, правда? Но почему же мы внесли ее в наш список? Да потому что использовать суперпушку было чрезвычайно затратно с точки зрения ресурсов.

Транспортировался гигант по рельсам, то есть для того, чтобы привезти ее к месту назначения, нужно было прокладывать железнодорожные пути и использовать 60 ж/д составов! Только на оборудование огневой позиции было необходимо до 6 недель и пространство в 4,5 км длиной. Чтобы собрать само орудие уходило около 3 суток, и это неудивительно: тридцатиметровый ствол крепился на лафет высотой с трехэтажный дом!

Дора была самым крупнокалиберным нарезным оружием, когда-либо использовавшимся в бою. Но Вторую мировую орудию было пережить не суждено: в 1945 году исход войны был очевиден, и нацисты решили уничтожить собственное детище, чтобы Дора не попала в руки советским войскам.

Круглый танк «Кугельпанцер»

Вторая мировая война стала временем, когда с обеих сторон лучшие инженеры, конструкторы и технологи прилагали максимум усилий к тому, чтобы обеспечить своим странам преимущество на фронте. Но иногда в результате их усилий получалось нечто не только нелепое с виду, но и обладающее неопределённым функционалом. Например, немецкий круглый танк. Полное отсутствие записей об этом устройстве ограничивает историков сферой гипотез.

Двигатель мощностью 25 лошадиных сил приводил в движение этот причудливый транспорт, развивавший до 8 км/час. Для чего, скажите на милость, предназначалась эта машина? Скорее всего, для разведки. Один пулемет и пять миллиметров брони, конечно, не могли произвести фурор на полях Второй мировой, поэтому этот вариант кажется рабочим, правда, смущает низкая скорость аппарата.

Существует версия, что Кугельпанцер был задуман как транспорт для смертников, на котором нужно было таранить вражеские ряды (это, напомним, со скоростью 8 км/час). Мы точно знаем, что главные союзники нацистов, японцы, создали целый ряд спецтранспорта для камикадзе, таких как пилотируемая торпеда «Kaiten», летающая бомба с двигателем «Ohka» и моторные лодки «Shinyo». Но немцы подобными вещами обычно не занимались и просто так живую силу не расходовали, да и, согласитесь, танк-шарик едва ли мог нанести противнику серьезный урок.

Бронированные автомобили Beaverette

Эти похожие на спичечные коробки машинки Beaverette были построены для использования британской армией во время Второй мировой войны. После того, как войска Вермахта разбили французов в 1940 году, угроза Великобритании со стороны нацистов стана вполне осязаемой, поэтому резко возросла потребность в военном транспорте.

Первая версия машины была построена в 1940 году компанией Standard Motor Company с подачи лорда Бивербрука, на тот момент министра авиастроения (отсюда и название Beaverette). Суть затеи можно описать одним предложением: на шасси обыкновенного автомобиля крепился клепаный бронированный корпус. 11-миллиметровая сталь была подкреплена дубовыми досками толщиной 3 дюйма. Корпус был открыт сверху и сзади. Вооружение состояло из легкого пулемета Брена, из которого можно было стрелять через щель в броне.

Последующие версии получили защиту со всех сторон, а также закрытую башню с пулеметом Брена MG или открытую с двумя пулеметами Vickers. Они выпускались до 1942 года, когда ее производство было решено прекратить. Автомобиль обладал рядом минусов: очень плохой обзор, низкая скорость, слабая маневренность и трудность в управлении.

Противотанковый мотороллер Vespa 150 TAP

Значение танков для армии переоценить невозможно, поэтому противники всегда стремятся вывести из строя как можно больше вражеских танков. Но использовать для этого скутер… Очень сомнительная идея, и додумались до нее французы. Предполагалось сбрасывать эти скутеры с самолетов, а на земле уже приводить в боевую готовность и штурмовать танковые ряды. Да вот только проблема в том, что на таком «малыше» далеко не везде можно свободно проехать, так что водителю часто приходилось бы на себе тащить это недоразумение, особенно в условиях бездорожья.

Всего было произведено несколько сотен таких скутеров, которые были оснащены безоткатной винтовкой M20, способной пробивать броню до 10 см. Французы использовали их во время конфликтов в Алжире и Индокитае, когда местное население пожелало освободится от колониального гнета. Но очень скоро скутеры стали использовать не как оружие, а в качестве транспорта для курьеров.

Летающий танк А-40

Наконец, представляем вашему вниманию чудо советской инженерной мысли — летающий танк, спроектированный инженером О.К. Антоновым на базе лёгкого танка Т-60. По сути, это гибрид танка и планера, который изначально предполагалось использовать для помощи партизанам: доставлять боевую машину в труднопроходимые места.

Сама практика доставлять тяжелые машины по воздуху была широко распространена: танки сбрасывали с самолетов с небольшой высоты на нейтральной передаче. Но главной сложностью в этом случае было то, что экипаж высаживался отдельно и иногда просто не мог добраться до танка. А-40, как предполагалось, должен был помочь решить эту проблему.

Но на первых же испытаниях реализация идея оказалась невозможной из-за колоссального веса и плохой обтекаемости танка. Устройство смогло оторваться от земли на максимальной мощности и подняться лишь на 40 метров, то есть об использовании в условиях реальной войны не могло быть и речи.

WhatsApp Image 2023-08-11 at 09.29.32