bagio-winter
Анна Криворучко

Ученье свет: во сколько лет можно начинать заниматься в автошколе и получать права

Разбираемся, когда можно начинать ходить в автошколу, можно ли сразу начать заниматься с инструктором, кого и когда допускают до экзамена и в каком возрасте разрешено самостоятельно управлять автомобилем.

Многие потенциальные автомобилисты грезят о поездках за рулем с самого детства. Полная свобода передвижения, комфорт, яркие эмоции и независимость — это все притягивает словно магнит, заставляя считать дни до своего совершеннолетия. Но есть и более «приземленные» причины сесть за руль, которые зачастую ничуть не менее важны, чем исполнение заветной мечты.

Иногда со стороны кажется, что в вождении нет абсолютно ничего сложного, особенно когда перед глазами есть пример опытного человека, накатавшего не одну сотню тысяч километров. На деле же оказывается, что для «сольного» безопасного передвижения по дорогам общего пользования, особенно в крупных городах, нужно не только досконально изучить правила дорожного движения, но и обзавестись базовыми навыками. Специально для такой подготовки и существуют автошколы, где ученики погружаются в витиеватые формулировки ПДД, разбираются с нестандартными дорожными ситуациями, упражняются в управлении автомобилем и даже учатся оказывать первую помощь. Продемонстрировать полученные знания и перейти из разряда «кандидатов» в полноценные водители можно только успешно сдав экзамен в ГИБДД. Понятно, что на все это нужно немало времени, что может заметно отсрочить дату начала стажа. Но для того, чтобы переступить порог учебного заведения, не всегда нужно дожидаться заветных восемнадцати лет, да и с квалификационными испытаниями затягивать необязательно.

Фото: Devexcelsure/Pixabay

Некоторым транспортом можно управлять уже в 16, в то время как для других категорий минимальный «порог» установлен на уровне 20 лет — все зависит от сложности управления и потенциальной опасности ТС.

Какие бывают категории

Если присмотреться к потоку, можно увидеть огромное количество разномастных транспортных средств от совсем компактных мопедов до безразмерных тягачей с огромными прицепами. Такое многообразие привело к тому, что в законодательстве появилось 16 категорий — 10 основных и 6 вспомогательных.

  • М — мопеды
  • А и А1 — мотоциклы и квадроциклы, которые классифицируют по объему двигателя. Те, которые превосходят 125 см3, принадлежат к категории А, а те, что послабее, — к А1.
  • В — машины, которые могут разместить в салоне менее 8 пассажиров и имеют разрешенную массу до 3,5 тн.
  • В1 — она считается подкатегорией В, но относится не к «легковушкам», а к трициклам и квадрициклам.
  • С — грузовые машины с разрешенной массой свыше 3,5 тн.
  • D — пассажирский транспорт.
  • Tm — трамвай.
  • Tb — троллейбус.

Остальные категории: ВЕ, С1, С1Е, СЕ, DЕ, D1 и D1Е. Они все регламентируют различную массу прицепов, которые можно буксировать той или иной машине.

Кстати, успешно сдав экзамен на определенную категорию, можно получить приятный бонус — автоматический допуск к более простой технике. Так, если водитель обзаведется правами на мотоциклы с двигателем больше 125 см3 (кат. А), он сможет управлять транспортом типа А1, мопедами, а также трициклами и квадрициклами, если у них мотоциклетный руль. Права на управление легковым ТС (кат. В) открывают путь к мопедам и все тем же трициклам с квадрициклами, но уже с автомобильным рулем и посадкой. Сдавшие С-категорию смогут водить еще и С1 заодно с мопедами. Похожая ситуация с обладателями водительского удостоверения (ВУ) D — они сразу получат доступ к D1 и М.

Фото: driveradviser.ru

Когда можно начинать учиться в автошколе

Курс состоит из двух масштабных частей: теории и практики. Изучить ПДД можно и нужно самостоятельно, причем чем раньше, тем лучше — это не только обеспечит безопасность, но и значительно упростит дальнейшее обучение.

Возрастного ценза для прослушивания лекций в автошколах нет, так что можно приступить в любой момент. Но не стоит забывать, что нормативные документы и законодательство периодически обновляются и корректируются, поэтому отправляться в аудиторию лучше в то же время, когда будет стартовать практика.

«Живые» занятия — одна из самых занимательных частей всего процесса, но она же сопряжена с наибольшим риском, ведь ученики садятся за руль и самостоятельно, хоть и под обязательным контролем инструктора, управляют автомобилем.

Чтобы снизить вероятность происшествий, законом установлена возрастная сетка по допуску к занятиям по вождению:

  • учиться ездить на мопеде, маломощном мотоцикле и квадроцикле, легковом и грузовом автомобиле можно уже с 16 лет;
  • практиковаться в управлении полноценным мотоциклом можно только тем, кому уже исполнилось 18;
  • дольше всего ждать придется кандидатам в водители пассажирского транспорта — категории D, D1, Tb и Tm можно начать осваивать только в 20 лет.

Во сколько лет можно сдать на права

Чем свежее опыт, тем легче будет сдать экзамен в ГИБДД, поэтому планировать начало занятий лучше так, чтобы сразу после выпуска отправиться в МРЭО. К квалификационным испытаниям допускают тех, кто успешно прошел подготовку, не имеет медицинских противопоказаний к вождению и достиг возраста, который позволяет участвовать в тестировании.

Будущим водителям мопедов, мотоциклов и пассажирского транспорта переживать не о чем — их допускают тогда же, когда и к занятиям с инструктором. А вот кандидатам на получения прав самой популярной категории В, а вместе с ней и В1 придется дождаться семнадцатилетия. То же касается и тех, кто хочет обзавестись «грузовыми» правами (кат. С и С1).

Особняком стоят категории с индексами Е и 1Е — экзамен на них можно сдать только через год после получения основной категории С или D соответственно.

Когда отдадут права

После успешной сдачи экзамена водительское удостоверение изготовят, и оно будет дожидаться владельца в подразделении. А вот сколько карточке придется пролежать на полке — отдельный вопрос. Все дело в том, что для получения ВУ мало пройти все предыдущие стадии — для самостоятельных поездок по дорогам тоже есть возрастной ценз. Проще всего дела обстоят у мотоциклистов и водителей мопедов — они могут сразу вливаться в городской поток. А вот остальным придется потерпеть. Водителям с категориями В, В1, С и С1 — до 18 лет, а с D, D1, Tb и Tm — до 21 года.

Все это время карточка будет пылиться в МРЭО, а ее новоиспеченному владельцу останется только ждать.

Главное — ответственно отнестись к процессу обучения и никогда не забывать, что помимо радости, автомобили и другие транспортные средства также таят в себе огромную опасность.


Анонсирующие фото: Devexcelsure/Pixabay

bagio-winter