rdsbanner
Евгения Жилина

«Я узнаю автомобилиста по трупу»: откровения работников морга о частых травмах и ДТП

Санитары одного из московских моргов рассказали о самых выдающихся случаях из своей практики.

Ниже вы прочитаете отрывки из интервью с санитарами одного из московских моргов, пожелавшими остаться неназванными. Сразу скажем, что чувствительным людям их лучше не читать.

Алкоголь и частые травмы

Начну с того, что большинство автомобилистов, которых привозили к нам в морг после смертельных аварий, сели за руль в состоянии сильного алкогольного опьянения. Таких альтернативно одаренных больше половины. Факт наличия этилового спирта в крови сразу же выявляется при вскрытии по характерному запаху, так что тут я говорю с уверенностью. С такими любителями выпить обычно происходят самые серьезные аварии, и никакие запреты или штрафы на них не действуют.

Чаще всего привозят трупы с черепно-мозговыми травмами, переломами грудной клетки и кистей. Часто травмируются чуть ли не все кости в кисти, так как рука соскальзывает с руля и летит в приборную панель. При аварии тело обычно «едет вверх», так что у водителя ломаются ноги, колени, голени. При сильных фронтальных ударах страдают плечевые кости.

Добавлю еще про переломы ребер и вообще переломы: если кость рвет сосуды или повреждает жизненно важные органы, то умирает человек далеко не всегда из-за этого. Очень часто причиной смерти становится болевой синдром или большая потеря крови. Также у жертв ДТП встречается жировая эмболизация сосудов — когда в сосуды попадает жировая ткань, и при неоказании своевременной помощи человек умирает. Такое встречается обычно при открытых переломах.

Почему так важно пристегиваться

Если водитель не был пристегнут, то в серьезной аварии он подписал себе смертный приговор. Тела таких автолюбителей привозят с пробитыми черепами, так как эти ребята, свято верящие в то, что пристегиваются только слабаки, головой выбивают лобовые стекла. Но это касается и пассажиров! Еще пренебрегающие ремнями водители при серьезных ДТП получают разрывы печени или селезенки из-за руля. У трупов непристегнутых автомобилистов часто переломаны кости черепа и руки в кистях, так как человека «кидает» вперед. На самом деле для серьезной травмы хватит скорости и 60, и даже 40 км/час.

«Обратная сторона ремня»

Но бывает и так, что ремнем при сильном ударе ломает ребра, а те уже, в свою очередь, повреждают артерии или легкое, после чего от кровопотери наступает смерть. Такое происходит только в случае, если водитель гнал, как умалишенный. Еще проблемы возникают, если ремень безопасности был неправильно отрегулирован. В таких случаях при резком торможении можно получить гематомы, а если совсем не повезет, то ремень практически порвет сонную артерию. Но это грозит миниатюрным девушкам, которые буквально скользят по сиденью. Гораздо чаще при аварии ремень спасает от худших вариантов развития событий. А вот лицо, если человек пристегнут, совсем не страдает, так что даже если ремень и сыграет фатальную роль, то хоронить будут в открытом гробу.

Если в автомобиле по какой-то причине не было подголовников, то при ударе сзади с высокой вероятностью ломается шея. Но в последние годы такие травмы стали встречаться все реже, потому что конструкция современных машин почти всегда предполагает наличие подголовника.

Возраст погибших автомобилистов, если исходить из моей практики, может быть вообще любым. Не могу сказать, например, что молодые водители гибнут чаще, тем более стоит учитывать процентное соотношение всех возрастных категорий на дороге. Даже пенсионеры, которых никак нельзя обвинить в лихачестве, попадают в смертельные ДТП. Но в таких случаях причиной становится обычно слабое здоровье: человеку стало плохо за рулем, и он куда-то врезался. Но чаще всего они успевают притормозить, так что их привозят в морг без серьезных механических повреждений.

Загруженность дорог в стране растет год от года, так что не думаю, что стоит надеяться на снижение смертности среди автомобилистов. ДТП происходят постоянно, травмы очень характерные, так что я без особого труда по трупу определю, что человек погиб именно за рулем. Но иногда встречаются и выдающиеся случаи — тогда и речь идет не о совсем обычных ДТП.

Случай первый или опасность с неба

Парень быстро ехал по Садовому кольцу, но, проезжая через эстакаду, вылетел на прилегающую снизу дорогу, где как раз проезжала небольшая малолитражка. Сам молодой человек остался жив и даже не получил сколько-нибудь серьезных повреждений, а вот обе девушки, которые находились в авто, на который он приземлился, к сожалению, погибли мгновенно. Удар был очень сильным и пришелся сверху, так что шансов у них не было. Как потом выяснилось, девушки ехали на какой-то праздник или в клуб, но судьба распорядилась иначе, и они попали в совсем иное место.

Случай второй или нежданное путешествие

Это один из самых интересных случаев в моей практике — он случился давно, больше десяти лет назад. К нам в морг привезли в буквальном смысле половину мужчины, при этом сопроводив процесс занимательной историей. Оказалось, этот человек еще несколько часов назад был в Вологде, где каким-то непонятным образом оказался под заведенной фурой. Его одежду, вероятно, намотало на одну из деталей, а быстро освободиться не получилось. Так он и ехал 500 километров до Москвы. Представляете, как выглядит морковь, если натереть ее под углом? Примерно такая картина и предстала передо мной.

Случай третий или банальное невезение

Знаете, что резервуары бетономешалок нужно периодически чистить от засохшего бетона, и для этого даже нанимают специальных людей? Так вот одного такого работника привезли к нам в морг, точнее не все тело, а то, что от него осталось. Как сейчас помню, полиэтиленовый пакетик с останками, где самыми целыми были одна ступня и правая кисть. Трагедия произошла, когда оператор бетономешалки не убедился в том, что резервуар пуст, и запустил механизм. Внутри механизма находятся огромные ножи, поэтому смерть парня наступила мгновенно.

Травмы пешеходов

Чаще всего в у пешеходов, попавших в ДТП, страдают ноги, потому что именно они находятся на одном уровне с бампером. Есть даже такой термин, как «бамперный перелом», когда повреждена берцовая кость, средняя треть голени. Мы постоянно сталкиваемся с оскольчатыми переломами, когда еще происходит смещение осколков. От сильного удара о капот страдает голова, так что частое явление — черепно-мозговые травмы и кровоизлияния в мозг.

Еще добавлю про нетерпеливых «пользователей» общественного транспорта. К нам не раз и не два привозили трупы завсегдатаев метрополитена с проломанными черепами и сломанными шеями, которые высовывали голову навстречу прибывающему составу. Наверное, им так проще было пережить двухминутные интервалы между поездами. Так что никогда не забывайте, что белая линия нарисована не просто так. Но такие травмы встречаются и у пассажиров наземного транспорта, которые попадали под боковые зеркала автобуса.

Чаще люди гибнут, если переходят дорогу в неположенном месте. Недавно вот был случай, когда женщина средних лет слишком близко «познакомилась» с троллейбусом. Основной удар пришелся на голову, так что труп к нам привезли с переломами свода черепа, а глаза, в буквальном смысле, «висели на веревочке». Я тогда вспомнил про Булгакова, только там был трамвай, если мне память не изменяет.

rdsbanner