Прокол колеса: что делать с поврежденной шиной и можно ли ее спасти
Процесс вождения автомобиля — мероприятие довольно «полосатое», и речь сейчас не о черно-белом жезле доблестных сотрудников дорожно-патрульной службы. В жизни водителя, помимо радости от обладания и управления машиной, случаются и откровенно неудачные дни. Будь то небольшой скол на стекле, или не вовремя разрядившийся аккумулятор, оптимизма такие неприятности не добавляют. И среди «разнокалиберных» огорчений такого плана далеко не последнее место занимают повреждения шин.
Фото: somanyhorses.ru
Действительно, в том, чтобы застрять посреди дороги с пробитым колесом, приятного мало. Если на дисках красуются обычные покрышки, а не всемогущие Run Flat, а запаска по какой-то причине осталась в гараже, ситуация медленно, но верно будет становиться похожей на серьезную проблему. Здесь главное обойтись без паники, ведь чаще всего реанимировать колеса возможно, причем зачастую даже прямо на месте.
Какие повреждения шин бывают
Классифицировать повреждение резины можно несколькими способами, но есть два самых популярных:
- по типу дефекта. Самые распространенные — прокол, порез и «грыжа»;
- по месту расположения. Чаще всего страдают протектор, плечо (стык рабочей поверхности и боковины) и сама боковина.
Какие-то бреши в колесах можно заделать, но за ряд дефектов не берутся даже самые опытные сотрудники шиномонтажных мастерских.
Какие повреждения можно ремонтировать
Обычный прокол в подавляющем большинстве случае не вызывает никаких трудностей при ремонте. Повреждение минимальное, и все что нужно — просто заделать отверстие, через которое стравливается воздух. Серьезно повредить структуру покрышки, например, гвоздем или саморезом практически невозможно, поэтому единственный осязаемый риск — легкая негерметичность самой «заплатки». При должном контроле за состоянием автомобиля это легко заметить, да и исправить все можно в ближайшей мастерской.
С порезом все уже не так однозначно, и дело здесь в самой конструкции шины. Все современные покрышки для легкового транспорта имеют радиальную укладку корда. Это значит, что армирующие тросы натянуты перпендикулярно направлению качения колеса. Технология обеспечивает стабильное поведение автомобиля и придает резине необходимую жесткость, при этом вес конструкции остается сравнительно небольшим, что положительно влияет на управляемость и комфорт поездки в целом. При поперечном порезе (вдоль корда) есть риск оборвать небольшое количество «нитей», что отразится на жесткости боковины, но изменения будут не столь критичными. Если же резина распорота продольно, она больше не сможет компенсировать нагрузку от веса автомобиля, не говоря уже об ударных воздействиях, возникающих из-за несовершенств дорожного полотна. При изменениях в конструкции шины порезы в целом не рекомендуется ремонтировать. Особенно это касается плеча и боковины покрышки.
Фото: somanyhorses.ru
«Грыжи» возникают в тех местах, где по той или иной причине нарушена жесткость колеса. Чаще всего такой дефект можно увидеть как раз на боковине. В целом такие «вздутия» ремонту не поддаются, симптом можно лишь ненадолго убрать, но гарантию на такую работу вряд ли дадут.
Как заделывают шины
Больше всего пространства для маневра при простом проколе. В таком случае есть три наиболее распространенных варианта.
- Жгут. Это небольшая нейлоновая или резиновая полоса, которая вставляется в образовавшуюся брешь и герметизируется специальным клеем. Процедура максимально простая и быстрая. В этом случае обходятся без разбортировки колеса. Такая «заплатка» хоть и считается моветоном среди профессионалов, получается пусть и не самой надежной, но все же довольно эффективной.
- Заплата. Это фрагмент резиново-каучуковой смеси с интегрированными внутрь нитями, имитирующими корд покрышки. Монтируется элемент с внутренней стороны, поэтому колесо придется разбирать. Пластина может крепиться с помощью метода горячей или холодной вулканизации. Процесс довольно долгий, но при этом результат выходит вполне сносным, если, конечно, соблюсти всю технологию.
- «Грибок». Это гибрид первых двух методов ремонта. Название у изделия, которым закрывают порез, довольно говорящее. Оно представляет собой округлую пластину (она клеится с внутренней части шины под местом повреждения), из центра которой выходит резиновая полоса (она вставляется в сам прокол). Конструкция плотно закрывает брешь и при этом устанавливается довольно быстро.
Хотя порезы лучше не ремонтировать, такую услугу повсеместно предлагают. Метод спасения колеса при этом всего один — заплата. Это связано с тем, что объема жгута не хватит на то, чтобы заполнить образовавшееся отверстие. Для того чтобы залатать дыру в покрышках, есть две технологии: горячая вулканизация — с применением высокой (до 160 градусов) температуры и холодная вулканизация — без дополнительного нагрева. При этом края разрыва должны быть дополнительно обработаны и «спаяны» сырой резиной во избежание дальнейшего растрескивания. Надежность такого ремонта — под большим вопросом, и даже теоретически рассматривать его можно только как временный вариант в самой безвыходной ситуации. Помимо здравого скепсиса по отношению к такого рода «поделке», есть еще несколько ограничений.
- Расстояние до обода должно быть достаточным для установки заплатки (обычно не ближе 40 мм).
- Порез располагается на одной плоскости. То есть разрез на плече шины или повреждение протектора, переходящее на боковину, не ремонтируют. Это связано с тем, что новый лоскут материала крепится под прессом, а в этих случаях не получится обеспечить равномерное давление. Кстати, по этой же причине часто отказываются «чинить» низкопрофильные колеса.
Решаясь на такой ремонт, необходимо понимать, что при малейшем несоблюдении технологии заплатка оторвется и колесо практически моментально потеряет давление. Это чревато, в лучшем случае, новыми затратами на ремонт, а в худшем — аварией.
Фото: somanyhorses.ru
С ремонтом «грыж» дела обстоят еще плачевнее, чем с порезами. Ослабленный корд, конечно, можно попытаться усилить заплаткой (по аналогии с ремонтом порезов), но если это и приведет к какому-то результату, то он будет недолговременным. Это значит, что на ходу в любой момент покрышка может не просто спустить, а взорваться, и тогда автомобилисту придется продемонстрировать все имеющиеся навыки контраварийного вождения.
Можно ли починить прокол самостоятельно
Любую специфическую работу лучше доверять профессионалам, но, если колесо начало спускать не на пороге шиномонтажа, предпринять что-то самостоятельно просто необходимо. Первое, что приходит на ум — поставить запаску, если она, конечно, есть. Это не самый плохой и сложный вариант, гайд по экспресс-пит-стопу можно посмотреть здесь. Но все же есть пара оговорок. Начнем, как водится, с безопасности.
Останавливаться на магистрали или загородном шоссе ради замены колеса может быть довольно рискованно, особенно в сумерках или при плохой видимости. Вне зависимости от того, насколько сильно спущено колесо, необходимо убрать машину с проезжей части, так как проведение каких-либо работ прямо на дороге может стоит жизни.
Чаще всего прокол «медленный», то есть воздух выходит не моментально. Это значит, что можно доехать до шиномонтажа или специальной стоянки и заняться ремонтом уже там. Колеса спускает по-разному, так что нужно быть готовым к регулярным остановкам для подкачки резины. Это тоже может быть опасно, но длительность такой вынужденной парковки куда меньше. При этом, если «источник всех бед» застрял в шине, не нужно его доставать — инородный предмет частично перекрывает отток воздуха. Если колесо проколол саморез или винт, лучше наоборот подкрутить его отверткой. Но бывает, что запасного колеса нет, до ближайшего населенного пункта очень далеко, а временной интервал между включением компрессора стремится к нулю. Тогда единственный вариант (кроме эвакуатора) — самостоятельный ремонт. Звучит пугающе, но на деле ничего сложного в процедуре нет. Чтобы быть готовым на время очутиться в роли шиномонтажника, потребуется заранее позаботиться о ремкомплекте для колес.
Из действенных шинных «аптечек» можно выделить двух лидеров:
- классический набор из шила, жгутов и клея;
- аэрозольный герметик.
Начнем, пожалуй, с классики. Ремонтные наборы можно найти в магазинах запчастей. Предпочтение стоит отдать тем, что укомплектованы винтовым шилом, шилом с проушиной, клеем и армированными жгутами из сырой резины. В комплекте также может идти лезвие, но, если в автомобиле есть ножницы или острый нож, оно не пригодится. Порядок действий при самостоятельной установке жгута следующий:
- в темное время суток надевается светоотражающий жилет;
- устанавливается знак аварийной остановки;
- автомобиль ставится на стояночный тормоз;
- измеряется давление в колесе — оно не должно быть ниже 0,5 атмосфер. При необходимости шина подкачивается;
- ослабляются болты крепления;
- домкрат размещается под специально отведенное для него место;
- автомобиль поднимается до выбора полного хода подвески;
- «вывешенное» колесо демонтируется;
- находится место прокола;
- заранее подготавливаются винтовое шило и клей;
- если инородный предмет застрял в шине, его нужно извлечь;
- сразу после этого отверстие нужно зачистить и расширить шилом с нанесенным на него клеем. Благодаря резьбе на это потребуется меньше усилий, а состав распределится более равномерно. Обычно достаточно 3-4 поступательно-возвратных движений;
- шило нужно оставить в колесе во избежание потери давления;
- теперь нужно подготовить жгут. Он по аналогии со швейной иглой вставляется в проушину шила и протягивается так, чтобы «игла» оказалась по центру;
- резина обрабатывается клеем;
- винтовое шило извлекается из колеса, а на его место вставляется шило со жгутом «ушком» вниз. Важно, чтобы края резины остались на поверхности;
- шило извлекается резким движением. При этом резиновая петля остается внутри;
- «хвосты» резины подрезаются с запасом примерно в полсантиметра — лишнее сотрется по дороге;
- клей высохнет за пару минут, после этого нужно проверить, не травит ли из места повреждения воздух;
- если нет, то колесо устанавливается на посадочные места и притягивается болтами;
- домкрат опускается;
- болты повторно протягиваются;
- шина накачивается до нужного давления.
В случае когда колесо продолжает спускать, а других повреждений нет, процедуру можно аккуратно повторить, установив еще одну «заплатку» рядом. С таким ремонтом можно доехать до ближайшего шиномонтажа или даже продолжить поездку до конечного пункта назначения. Главное — следить за давлением и, в случае потери герметичности, обратиться к профессионалам.
Фото: somanyhorses.ru
Но есть более современный и простой способ экстренного ремонта — аэрозольный герметик. Состав закачан в баллон под давлением и поступает в шину через ниппель. Колеса во время этой процедуры демонтировать необязательно. Достаточно поднять автомобиль на домкрат и перевести селектор в нейтраль (при этом под оставшиеся на земле колеса нужно не забыть подложить противооткатные упоры или хотя бы камни). Затем свободное колесо проворачивается до тех пор, пока воздушный клапан не окажется сверху. К нему крепят баллон с герметиком и в течение нескольких секунд вводят состав. Точная «дозировка» зависит от изготовителя и должна быть указана на упаковке. Затем колесо медленно проворачивается вручную — так герметик равномерно распределится по всей поверхности. Нужно подождать, пока он «схватится», подкачать колесо (при необходимости) и снять машину с домкрата. Теперь можно отправляться в путь. Первые километры рекомендуется ехать настолько медленно, насколько это возможно — состав должен до конца распределиться и затвердеть. Постоянным решением это назвать нельзя, все же нагрузки на резину достаточно серьезные, да и с балансировкой после такого ремонта точно будут проблемы. Но зато до ближайшего города автомобиль дотянет, а на всю «операцию» потребуется пара минут. Особо ленивые могут даже не отрывать машину от земли, а реализовать все действия медленными, короткими проездами.
Фото: somanyhorses.ru
Как видите, любой из описанных сценариев нельзя назвать легкой и приятной прогулкой. Такие «упражнения» не только отнимают много сил и времени, но и могут существенно ударить по бюджету, особенно когда речь идет о премиальных шинах больших типоразмеров, поэтому мы расскажем про один небольшой лайфхак — гарантийную программу для шин.
Как работают программы расширенной гарантии от производителей шин
В быту мы привыкли воспринимать гарантию исключительно как страховку от заводского брака, но с резиной дела обстоят немного иначе, поэтому проще всего будет объяснить на собственном примере, ведь именно такой случай произошел со мной пару дней назад: я сторонник шипованный резины и регулярно поглядываю на степень «зубастости» своей резины. На исходе четвертого сезона количество пустот начало стремительно расти и приближаться к 50%. Муки выбора — это отдельная тема, но в итоге по совокупности качеств выбор пал на новенькие Ice Zero 2. Конечно, резина была вдоль и поперек изучена мной до монтажа и придраться к ней было невозможно, так что «обувка» заняла на автомобиле свое законное место. Чек, который выдали при покупке, можно было бы сразу отправить в недра сумки и забыть о нем навсегда, но этого делать не стоит. Шинные центры-партнеры не просто реализуют колеса, но и автоматически участвуют в программе по постпродажному обслуживанию от производителя — в моем случае Pirelli. Единственное, что требуется от участника — зарегистрировать чек и сохранить его на время действия гарантии (1 год с момента покупки). Процедура простая и занимает пару минут — все можно сделать онлайн.
Каждое колесо можно один раз бесплатно отремонтировать или заменить в случае повреждений, полученных естественным путем.
Странно, что закон подлости удалось обмануть хотя бы частично. Чек был зарегистрирован вовремя, это плюс. Притаившаяся в недрах очередной канавы острая металлическая пластина — это минус. Причем не только для настроения, но и для кошелька. Колесо не перенесло встречи с воинственным выходцем из металлургического предприятия и капитулировало. Вот здесь и вступила в силу гарантия. По ее условиям, каждое колесо можно один раз бесплатно отремонтировать или заменить в случае повреждений, полученных естественным путем. Размер дыры на ремонт не тянул, так что замена была единственным выходом. Вся процедура проходит в том же магазине, где покупались колеса. Мой размер оставался в наличии на складе, так что мне удалось все оформить в тот же день. Пара десятков тысяч рублей экономии и минимум нервов.
Фото: pirelli.ru
Такие программы периодически запускаются и у других производителей среднего и премиального ценовых сегментов. При этом ограничений для эксплуатации минимум, и они очень схожи с гарантийными условиями на автомобиль — то есть никакого трека и грубого бездорожья, соблюдение технического регламента эксплуатации и прочие подобные нюансы.
Анонсирующие фото: somanyhorses.ru