bagio-winter
Юлия Кожевникова

История пятого колеса или как появилась «запаска»

Расскажем историю пятого и даже шестого колеса, а также выясним, почему первые автомобили имели сразу два запасных колеса.

Википедия определяет запаску «как перевозимое в автомобиле дополнительное колесо для замены спущенного или проколотого». Но скажем сразу, что первые авто всё же не имели такого «дополнительного колеса» по причине того, что конструкторы не сразу осознали необходимость минимум пяти колес в машине.

Напомним, что первые колеса представляли собой цельнодеревянные, стальные детали и проколоть их было очень сложно даже на плохой дороге. Но шины постоянно дорабатывались — конструкторы старались сделать их более управляемыми, комфортными в движении. Но всё это одновременно делало их и более уязвимыми. Представьте дороги начала ХХ века: мусор, гвозди от подков, камни — всё это разрушало пневматические покрышки нового поколения в одно мгновение. Но так как автолюбители уже оценили их преимущества и прежде всего то удобство, которое они дают, то возврат к старому в угоду надежности был невозможен.

Когда проколы колес стали случаться очень часто, тогда и появились первые «запаски» на автомобилях. В те давние годы это была покрышка с камерой, которую располагали сбоку на машине. Обычно вы могли увидеть такое запасное колесо справа, со стороны водителя (руль чаще всего в ХХ веке располагался именно там). Запаску закрепляли за передними крыльями, сразу на подножке. Первые машины, которые получили такое пятое колесо, принадлежали фирме Thomas B. Jeffery, модель Rambler. Водители этих машин, в случае повреждения основного колеса, могли сами достаточно быстро подменить его «запаской». Это был 1909 год и другие автогиганты того времени старались не отставать: такие автомобили, как Ford T, Cadillac Model 30 или Rolls-Royce также получили запасные колеса. Отметим, что «железные кони» тех лет чаще всего имели две запасные покрышки — их размещали на выступающих крыльях машины.

Позднее конструкторы оснастили шины кордом и твердым каркасом — всё это добавило прочности колесам и повреждения стали более редкими. Поэтому от второй запаски скоро отказались и оставили только одну. Что касается грузовых авто, то именно тогда, в первой половине ХХ века, было придумано располагать их запаску под кузовом. Такая идея оказалась невероятно практичной из-за веса и размера колеса, которое сложно было поднять высоко. Поэтому у грузовиков «запаска» и в наши дни крепится под кузовом горизонтально. Аэродинамика легковых автомобилей тоже менялась, поэтому «запаску» перенесли с боковой части авто на заднюю, временами закрывая тканью.

В 1930-ых годах большинство легковых авто получили полноценные багажники и пятое колесо стали хранить там. Но, конечно, «запаска» занимала и там много места, и поэтому позднее конструкторы придумали для нее отдельное углубление, где запасное колесо располагается и по сей день. Но, конечно, с развитием автомобилестроения конструкторы продолжали искать новые места для пятого колеса. Так, например, у Land Rover в 70-е годы запаска лежала на капоте, а у таких машин как «Ока», «Таврия» пятое колесо размещалось под капотом, там, где моторный отсек.

Позднее появился еще один интересный вариант размещения запасной покрышки — в багажнике, где находится заднее крыло, за левым лонжероном. «Жигули» и Fiat 124 имели как раз такое хранение «запаски» — это и позволяло сохранить свободным багажник.

Со временем «запаску» вытеснила, так называемая, «докатка». На «докатке» вы сможете доехать до пункта замены, но она не рассчитана на длительное использование. Поэтому при движении на «докатке» скорость должна быть не выше 80 км/ч, так как управляемость становится хуже, тормозной путь увеличивается и поездка может очень быстро стать уже небезопасной.

Но грузовики (даже легковые), как и внедорожники, по-прежнему снабжают полноценным пятым колесом. Дело в том, что такие авто на «докатке» превращаются в неуправляемого зверя. И так как такая большая запаска может занять весь багажник, то в наши дни ее располагают на задней двери багажника. Такое пятое колесо зачастую превращается в основное, а вчерашнее основное становится «запасным». Что касается мотоциклов, то многие из них в случае повреждения покрышки никуда не уедут, так как запаской обладают только мотоциклы с коляской.

Сейчас у нас появились шины Run Flat (самонесущие) — уже в «базе» они предлагаются на некоторых моделях премиальных марок авто, и этим машинам просто не нужно запасное колесо. Run Flat — технология, при которой произведено максимальное укрепление боковины колеса, и, таким образом, покрышка очень плотно держится на диске. Такие современные шины позволяют проехать достаточно большое расстояние (до 150 км) даже при полной потере давления, при этом не требуя значительного снижения скорости.

bagio-winter