rdsbanner
Анна Криворучко

Обувь по сезону: выбираем летнюю резину правильно

Можно ли сравнивать бюджетный и премиальный сегмент, на какие буквы и цифры нужно обращать внимание при выборе, верить ли рекламным слоганам? Обо всём этом и многом другом расскажем в нашем материале.

Что же под собой кроет собирательный образ «резины»? Казалось бы, просто кусок какого-то «хитрого» каучука с неясным рисунком и длинной маркировкой, который злые маркетологи ещё и обновлять просят. И не раз в четверть века, а каждые несколько лет. Такое мнение, пусть и в чуть менее утрированной форме, совсем не редкость. Но даже если вопроса о необходимости и целесообразности покупки новых покрышек не возникает, «заблудиться» в многочисленных обозначениях и индексах достаточно просто. Мы попытались облегчить поиски того самого идеального комплекта колёс и ответить на самые распространённые вопросы о выборе резины.

Фото: tires1.ru

Когда нужно менять резину

Вопрос сроков замены резины можно отнести к категории стратегических сразу по нескольким критериям.

Первый и самый очевидный — сезонность. Летние и зимние покрышки имеют разные составы, позволяющие надёжно держаться за дорогу в различных диапазонах температур окружающей среды.

Качество сцепления с покрытием — один из важнейших пунктов безопасного движения. Зимняя резина крайне мягкая, и это позволяет ей не «каменеть» в холода. Но в тёплое время года она практически моментально перегревается. Из-за этого пропадает стабильность и колёса периодически «теряют» пятно контакта. Это приводит к проблемам с управляемостью и увеличению тормозного пути. В придачу к таким неприятным симптомам идёт ещё и повышенный износ покрышек. Это затрагивает как сам протектор, который стирается как ластик, так и состав в целом. Летние колёса лишены подобных проблем при высоких температурах благодаря большей жёсткости. Ключевое слово здесь — «высоких». По большей части гражданская резина чувствует себя максимально комфортно и при +15, и при +30 градусах, а «работать» покрышки начинают только при +5, так что «переобуваться» стоит только тогда, среднесуточная температура стабилизируется в районе минимальной приемлемой отметки.

Фото: kraski-net.ru

Вторым, но не менее важным аспектом является износ протектора. По нашему законодательству остаточная глубина рисунка на летних колёсах должна быть не меньше 1,6 мм. Это гарантирует приемлемый отвод воды из пятна контакта и позволяет рассчитывать на наличие рабочего слоя минимальной толщины. Если колесо изношено больше, его свойства меняются до неузнаваемости: сцепление пропадает, а преодоление даже самой небольшой лужи может привести к аквапланированию. Контролировать «пригодность» резины можно с помощью специального электронного измерителя и обычной линейки. Ещё в этом могут помочь интегрированные в протектор индикаторы износа. Чаще всего встречается два типа:

  • Резиновый брусок, «утопленный» в водоотводной канавке.
  • Цифры, отфрезерованные на разную глубину протектора и последовательно стирающиеся по мере износа.

Фото: zen.yandex.ru | На колёсах

Третий и самый неочевидный показатель — возраст резины. Даже если колёса за десятилетие «прошли» меньше тысячи километров и выглядят как новые, каучуковый состав имеет свойство со временем деградировать. Может измениться жёсткость и пластичность, пострадать износостойкость, не говоря о высокой вероятности появления микротрещин по всей поверхности. Обычно производители устанавливают на покрышки пятилетний «срок годности». На протяжении этого времени колёса хотя бы теоретически способны соответствовать своим заявленным характеристикам.

Как узнать какой размер покрышек подходит

При выборе комплекта резины нужно в первую очередь ориентироваться на размер шин, используемых для автомобиля. Для начала стоит изучить установленные зимние колёса. На боковине достаточно крупным шрифтом обозначен размер, его пишут в виде 215/45 R16. 215 здесь означает ширину шины (она варьируется в зависимости от марки и модели автомобиля, а также размера установленных дисков, цифра 45 говорит о процентном отношении высоты протектора к ширине покрышки, 16 — посадочный диаметр в дюймах, R — тип внутреннего строения шины, в данном случае — радиальный.

Такими колёсами оснащено абсолютное большинство гражданских автомобилей.

Нелишним будет свериться не только с уже установленными колёсами, но и с инструкцией. В ней указаны все допустимые для конкретного автомобиля размеры. Дополнительно эта информация продублирована на технической табличке, расположенной в дверном проёме или с внутренней стороны лючка бензобака.

Что значат остальные буквы и цифры

Когда с размером всё стало понятно, в поле зрения попадает остальная маркировка. Дополнительные цифры от 62 до 126 рассказывают, сколько килограмм может увезти на себе каждая покрышка, а в латинской букве, идущей следом, зашифрована предельная скорость, которую выдержит резина.

Если с типоразмером выбирать особо не приходится, то комбинаций индексов скорости и нагрузки достаточно много. К ним стоит отнестись внимательно. Перед тем, как сделать выбор в пользу конкретной марки и модели колёс, нужно проанализировать все возможные сценарии эксплуатации автомобиля.

Например, если вы никогда не выезжаете за город и неукоснительно соблюдаете все ограничения, то смотреть в сторону резины с индексом скорости выше «М» нет никакого смысла. Совсем иначе дела обстоят если вы хотя бы раз планируете выбраться на полигон. Здесь всё будет зависеть от того, какую максимальную скорость позволяет развить автомобиль. Вряд ли эта цифра меньше 200 км/ч, так что нужно рассматривать индексы H, V, W и Y.

Похожий сценарий при планировании нагрузки, но его лучше брать с запасом хотя бы в 10-15%. Если сама машина весит 1,5 тонны и водитель ещё 70 килограмм, то на каждое колесо в среднем приходится 392,5 кг. Это уже соответствует индексу «76». А если учесть вес возможного багажа и пассажиров, цифры станут значительно больше. Можно следовать универсальному рецепту: загляните в документы и проверьте максимальную технически допустимую массу, разделите на 4 и прибавьте небольшой запас. Например, у меня эта цифра очень скромная — 1595 кг. На 1 колесо при полной загрузке будет приходиться примерно 400 кг. С учётом запаса 15% получается, что нужно обеспечить «грузоподъёмность» 460 кг. Значит минимальный подходящий индекс — «81».

Какой протектор лучше выбрать

Легковые колёса могут иметь симметричный (направленный или ненаправленный) и асимметричный тип рисунка.

Фото: kupi-motor.ru

Каждый из видов имеет свои достоинства и недостатки, поэтому подбирать подходящие покрышки лучше с оглядкой на стиль езды и превалирующие дорожные условия.

Отдельно стоит изучить стикеры на колёсах. На них размещают информацию о шуме, который издаёт конкретная модель, топливной эффективности и способности отводить воду.

Фото: Imag.auto.ru

Только сравнив все эти показатели для понравившихся моделей, можно сделать осознанный выбор, удовлетворяющий основным запросам водителя.

Стоит ли покупать резину с пробегом

Колёса — единственное, что связывает автомобиль с дорогой. От них зависит его управляемость и безопасность поездки. Важность установки качественных покрышек сложно переоценить, ведь недаром в любом виде автоспорта от картинга до «Формулы-1» шинам уделяют огромное внимание.

При покупке резины с пробегом нельзя быть полностью уверенным в условиях её хранения и эксплуатации. Таким образом, гарантировать соответствие реального поведения шин характеристикам производителя невозможно.

Однозначно получится определить только возраст и остаточную глубину протектора, но это не гарантия беспроблемной эксплуатации.

Фото: zen.yandex.ru | CARHack

Выбор «правильных» колёс — процесс не только ответственный, но и творческий. От этого он рискует серьёзно затянуться. Поэтому не стоит откладывать поиски на последний прохладный день сезона. Изучите все доступные варианты и примите взвешенное решение. Если сделать всё правильно, ваш автомобиль будет носить новую пару «обуви» с нескрываемым удовольствием.

Анонсирующие фото: tires1.ru, avtopribambas.com
rdsbanner