Аквапланирование и как из него выйти

Одним из самых неприятных факторов попадания в ДТП у любых водителей может считаться занос. Но что делать, если занос случился в луже? Рассказываем все об аквапланировании и о том, как его избежать.


Минутка теории

Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины, то есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности. При этом, транспортное средство становится практически неуправляемым. Такой занос возникает, когда скорость достигает критического значения, при котором колесо не успевает удалять воду из пятна контакта. Чем больше водная плёнка на поверхности дороги и меньше остаточная глубина протектора шины, тем выше риск аквапланирования.

Аквапланирование и как из него выйти

Если выражаться простым языком, то это эффект «планирования по поверхности воды», и самым простым способом знакомства с ним является попытка заехать в лужу на чрезмерно большой скорости. В этот момент вы потеряете сцепление с дорогой полностью и будете буквально лететь над поверхностью асфальта. Самое плачевное в этой ситуации, что нельзя предугатать скорость возникновения аквапланирования на дороге по причине различных дорожных условий.

Как проявляется аквапланирование и в чем его причины?

Аквапланирование и как из него выйти

Причины аквапланирования можно сформулировать буквально в нескольких пунктах. Понимание этих пунктов поможет вам избежать попадания в скольжение – давайте их перечислим.

  • Высокая скорость езды автомобиля. Если вы любите ехать быстро при плохих условиях климата или дорожного покрытия – вы можете поймать «полёт».
  • Резина слишком изношена, либо глубина протектора имеет малый рельеф. Соответственно, если вы – любитель ездить на спортивной резине или на полусликах, да и просто пользоваться резиной до дыр – лучше воздержаться от езды в дождь на подобных колёсах. Воду из пятна контакта отводить будет нечем, и скольжение неизбежно.
  • Давление в шинах. Низкое давление помогает только на бездорожье. В городе шины нужно держать с номинальным уровнем давления.
  • Подвеска. Если узлы и агрегаты подвески плохо работают – они могут не справляться со своей работой и не помогать водителю в управлении. Но это тема для отдельного материала.
  • Дорожное полотно. Ямы, неровности и прочие трещины в верхнем слое покрытия дороги – ваш враг. В яме, которая кажется очень маленькой, может находиться достаточное количество воды для аквапланирования. Помним о том, что перед ямой лучше притормозить.

А вот про проявление, к сожалению, списком не рассказать. Тут нужно задержаться подольше, по причине наличия разных типов привода у современных автомобилей.

Аквапланирование и как из него выйти

Передний привод автомобиля в ситуации с аквапланированием начинает своё скольжение с задней оси, которое, в дальнейшем, уходит на переднюю ось. А поскольку ведущая ось у вас спереди, то если вы попытаетесь резко остановить автомобиль, получите или занос, или разворот автомобиля. Очень неприятно, согласны? Как бы странно это ни звучало, самым лучшим способом выхода из таких ситуаций является набор скорости. Аккуратно и плавно начинаем разгонять автомобиль для вывода передних колёс из плохого участка. Но тут нужно понимать, что вы делаете, и успеете ли вы, к примеру, совершить манёвр до ближайшего поворота или перекрёстка.

Задний привод получает занос с передней оси и, в дальнейшем, уходит на заднюю. Тут всё просто – руль сразу становится мягким и пропадают ответные реакции. Проще всего в данной ситуации отпустить педаль акселератора и начать аккуратно останавливаться. Попытки увеличить скорость, как в случае с переднеприводным автомобилем, приведут только к заносу.

Аквапланирование и как из него выйти

Что делать? Не хочу «аквапланировать»

Ну а если вы не хотите попасть в ситуацию аквапланирования, давайте думать, на что обратить внимание в вашем автомобиле, и что нужно проверить. Тем более сезон дождей уже стучится по нашим крышам! Из превентивных мер, которые не стоит указывать списками, можно сказать только о том, что скорость ваша должна быть разумной. Не стоит влетать со скоростью поезда HyperLoop в лужу, даже одним колесом.

Аквапланирование и как из него выйти

  • Заботимся о шинах. Если износ вашего протектора составляет более 50% – лучше воздержаться от поездки. Чем тоньше шина, тем выше возможность поймать скольжение. Хотя, если ваши шины новые, а протектор не глубокий – лучше тоже быть бдительными.
  • Следите за состоянием дороги, если едете в дождь. Скорость потока лучше соблюдать, а дистанцию до впереди идущего автомобиля лучше увеличить. Если входа в лужу не избежать – максимально безопасно сбрасывайте скорость. Помните о том, что при движении со скоростью 80 км/ч вам нужен всего 1 мм толщины воды для потери контроля над автомобилем.
  • Помните о траектории. Максимально эффективно шины будут отводить воду только при равномерном прямолинейном движении, и даже в слабом повороте их эффективность падает. Соответственно, перед затяжными поворотами при виде лужи лучше сбросить скорость и максимально постараться «распрямиться» перед водой.

А если я поплыл?

Аквапланирование и как из него выйти

Мы искренне надеемся на то, что вы не читаете этот текст в тот момент, когда аквапланирование уже схватило вас за колесо. Поэтому давайте разбираться, что делать в ситуации, когда остальные пункты вам не помогли.

Самое главное, ну впрочем как и всегда за рулём, не паниковать. Вы должны хладнокровно управлять автомобилем, не давить резко на газ, не крутить руль в надежде на чудо. Тормозить резко тоже нельзя. Помните, что ваши навыки управления автомобилем на снегу здесь не работают совсем.

Нужно напомнить ещё и о том, что аквапланирование возникает на одном-двух колёсах, а не по всему автомобилю. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие, ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой.

А вот сценарий поведения всегда один: не въезжать в мокрые участки на больших скоростях, не крутить руль, не тормозить резко, а педалью газа работать очень плавно. В общем, проверьте автомобиль и глубину протектора. Помните, лучше медленно, но самому, чем быстрее, но на скорой.


Вам будет интересно

Случайные материалы