bagio-winter
Анна Криворучко

Каждый раз как в первый класс: напоминаем школьникам о ПДД

С началом нового учебного года полезно напомнить детям о правилах дорожного движения. Мы собрали актуальные рекомендации по безопасности детей-пешеходов и теперь делимся ими с вами.

Вот и осень наступила — беззаботные тёплые деньки сменились насыщенными осенними буднями. После летного перерыва, в самый час пик на дорогах теперь снова можно встретить не только спешащих на работу взрослых, но и отправляющихся в школу детей. Да, водители и пешеходы, конечно, находятся по разные стороны ветрового стекла, но, тем не менее, и те, и другие являются полноправными участниками дорожного движения. Конечно, в случае ДТП спрос с водителя больше, но давайте помнить о том, что пешеход тоже должен думать и заботиться о своей безопасности. Официальная статистика по зарегистрированным ДТП с участием пешеходов говорит нам о том, что за последние пять лет дороги стали более безопасными, но, если вдуматься, цифры всё равно пугающие.

Предлагаем вам освежить знания ребёнка о безопасности на дорогах. Кстати, некоторым взрослым такие знания тоже могут пригодиться.

О каких правилах дорожного движения напомнить ребёнку?

Ходить только по тротуарам

Это касается не только территорий, прилегающих к дорогам, но и дворов. Если во дворе нет отдельного тротуара, то идти нужно по краю дороги. Так меньше риск угодить под колёса, если водитель не заметил человека.

Переходить проезжую часть только по пешеходным переходам

Наиболее безопасные — регулируемые. Поэтому если в относительной близости находятся обычная «зебра» и светофор, то лучше пройти лишние пару сотен метров и миновать проезжую часть на регулируемом участке, дождавшись зелёного сигнала. Переходить дорогу на красный свет опасно. Даже если на дороге никого нет. Даже если опаздываете. Запрещающий сигнал для пешеходов горит максимум полторы-две минуты, такая крошечная экономия времени не стоит риска.

Смотреть по сторонам

Перед тем, как перейти дорогу даже на зелёный сигнал светофора, нужно убедиться в том, что все машины остановились, или успевают это сделать. Если какой-то автомобиль из потока не замедляется, лучше подождать, пока он всё-таки начнёт тормозить, или проскочит мимо. Помните, что тормозной путь легкового автомобиля со 60 км/ч до полной остановки в сухую погоду составляет около 65 метров, а в дождь около 80 метров. С первыми заморозками картина меняется в худшую сторону. По укатанному снегу тормозной путь относительно мокрой дороги увеличивается минимум на 50%, а в гололёд — минимум на 140%.

Не бегать по пешеходным переходам

Даже если машины уже остановились, мотоциклист может ехать между рядов и не успеть среагировать на всеобщее торможение. А если автомобильный поток просто замедляется, то водители в левом ряду могут просто не видеть пешехода на тротуаре и, соответственно, не поднять ногу с газа. Переходя дорогу достаточно медленно можно и успеть остановиться самому, и дать водителю время среагировать и затормозить. Если пешехода действительно не было видно заранее, а тормозить машина начала только тогда, когда человек оказался в поле зрения уже на переходе, то такая экстренная остановка может спровоцировать аварию — водители едущие сзади могут неправильно оценить манёвр и организовать «паровозик», который, кстати, может задеть и пешехода.

Не пользоваться телефоном при переходе дороги

Приближаясь к проезжей части лучше убрать телефон, обратить внимание на дорожную обстановку и уделить внимание движущимся автомобилям, а не мессенджерам и соцсетям.

Не слушать музыку

Перед тем, как переходить проезжую часть, нужно вынуть из ушей наушники. Дорогу нужно не только видеть, но и слышать. Сирены автомобилей спецслужб, которые не будут тормозить на пешеходном переходе или светофоре, гудки водителей, которыми они могут предупредить, о том что не успевают остановиться, предупреждающие оклики прохожих. Вариантов много и все они, в первую очередь, рассчитаны на слух.

Переходить, а не переезжать

Велосипеды, самокаты, моноколёса, скейты и прочие безмоторные колёсные средства передвижения удобные и полезные, но не на пешеходном переходе. Перед тем, как перейти дорогу, нужно «спешиться» и везти свой транспорт рядом. Это позволит не только миновать проезжую часть с безопасной скоростью, но и сохранить мобильность передвижений в случае неожиданной опасной ситуации. Согласитесь, сделать шаг назад проще и значительно быстрее тогда, когда ноги стоят на земле. А в таких непредвиденных ситуациях доля секунды может действительно спасти жизнь.

Быть заметным на дороге

Световой день стремительно сокращается, а по статистике большая часть ДТП происходит в тёмное время суток. Это обусловлено тем, что заметить пешехода в темноте значительно сложнее. Одновременно с этим в темноте падает и скорость реакции. Есть два самых действенных варианта: одежда светлых тонов и специальные светоотражающие элементы. И если, например, белая куртка — это не очень практично, то специальный брелок, браслет, или нашивка не доставят лишних хлопот и помогут разглядеть человека в темноте. И чем таких элементов больше, тем ниже вероятность того, что человека не разглядят в осенних и зимних сумерках.

Не терять бдительности на парковках и во дворах

Да, скоростной режим на этих территориях существенно ниже, чем на дороге общего пользования, но и обзор у водителя значительно хуже из-за припаркованных автомобилей и растительности. Поэтому перед тем, как сделать шаг на дворовую дорогу нужно убедиться, что на ней никого нет. С удвоенным вниманием нужно относиться к машинам, выезжающим задним ходом. Из-за ограниченной обзорности, водитель действительно может не видеть того, что находится прямо под бампером или посередине машины. Поэтому лучше на безопасном расстоянии дождаться, пока автомобилист закончит манёвр, и только после этого продолжить движение.

Не ездить по проезжей части

Юным «водителям» уже упомянутых выше велосипедов, самокатов и прочие ТС не место на проезжей части. На всём, что не требует получения водительского удостоверения —-только по велодорожкам и тротуарам. Да, на них бывает достаточно многолюдно, и это может показаться неудобным. Но стоит помнить, что мы все иногда падаем, особенно при использовании условно спортивного инвентаря. И одно дело рухнуть под ноги прохожих, и совсем другое — упасть под колёса едущего рядом автомобиля.

К сожалению, даже соблюдение всех мыслимых и немыслимых правил безопасности не убережёт от риска угодить под колёса на 100%. Так что полезным будет узнать, что делать, если ДТП всё же произошло.

Как действовать в случае ДТП с пешеходом?

Очевидцам

При наличии травм, в первую очередь, вызвать скорую помощь. Для этого нужно позвонить в 112, сообщить о ДТП с пострадавшим и назвать точный адрес происшествия. Одновременно с вызовом бригады «неотложки» на место нужно вызвать и сотрудников ДПС. Чаще всего при ДТП пешеходы получают травмы ног, спины, грудной клетки и головы. Главное в такой ситуации — не навредить. Любое неаккуратное вмешательство может негативным образом сказаться на здоровье пострадавшего, так что по возможности не нужно его перемещать и, тем более, давать какие-то медикаменты.

Если пострадавший в сознании, нужно выяснить, нет ли у него переломов и сильных болей в теле, проверить, нет ли кровотечений.

Если сломаны конечности, нужно проследить, чтобы пострадавший в состоянии шока не пытался на них опираться. Нужно обеспечить повреждённым частям тела максимальную неподвижность до прибытия скорой помощи. Если пострадала шея или спина, ни в коем случае не перемещать пострадавшего и обеспечить неподвижность до прибытия медиков.

Если человек без сознания, нужно убедиться, что он дышит, а сердце бьётся. Если это так, то нужно по возможности обеспечить неподвижность, проверить наличие кровотечений и очевидных травм и постоянно контролировать дыхание и сердцебиение. Если нет дыхания, или пульса, нужно приступать к реанимации.

Пострадавшим

Оценить своё состояние. При подозрении на перелом конечностей, их необходимо зафиксировать. Если удар пришёлся на шею или спину и присутствует сильная боль, то до приезда бригады скорой помощи лучше вообще не пытаться встать — это может насести дополнительные травмы. При кровотечении нужно закрыть рану чистым бинтом и наложить повязку. Обязательно подробно рассказать о своём состоянии очевидцам и продиктовать номера родственников для того, чтобы с ними связались.

Главное не забывать, что вне зависимости от статуса пешеход/автомобилист, мы все — люди. А ещё мы все несём одинаковую ответственность за свою безопасность и за безопасность окружающих. Так что давайте попробуем перестать требовать и «воспитывать», и начнём с уважением относиться друг к другу на дороге. Тогда и ездить и ходить станет не только приятнее, но и безопаснее.

bagio-winter