rdsbanner
Евгения Жилина

Самые необычные светофоры

Как показывает практика, не всегда светофор— это скучный черный прямоугольник с тремя лампами стандартных цветов. Иногда светофор — это настоящее произведение искусства.

Самый первый в мире светофор был установлен 10 декабря 1868 года у здания британского парламента в Лондоне. Его воздвиг инженер-железнодорожник Дж. П. Найт. К несчастью, лампа, работавшая тогда на газе, взорвалась 2 января 1869 года, изувечив управлявшего ей полицейского.

Современный электрический светофор был изобретен Лестером Уайром, американским полицейским, в 1912 году в Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Конструкция была крайне простой: зеленый сигнал разрешал движение, а красный, наоборот, запрещал. И вот, прошло более ста лет, пока начали появляться куда более необычные конструкции подобного рода, о которых мы и планируем вам рассказать.

Лондон

Если на перекрестке вы не сразу понимаете какой именно светофор «ваш», то это изобретение точно введет вас в ступор. Разработанное французским скульптором Пьером Виваном восьмиметровое «светофорное дерево» имеет 75 ламп, мигающих совершенно произвольным образом. Масштабная композиция имитирует привычную форму дерева и, по замыслу создателя, символизирует собой сумасшедшую динамику развивающегося лондонского района Кэнэри-Уорф.

Необычное дерево было установлено в конце прошлого века и несколько раз меняло свое местоположение, пока окончательно не закрепилось в качестве важнейшей местной достопримечательности.

Богота

Колумбия уже давно прочно ассоциируется у обывателей с разными запрещенными веществами, и в этом мнении помогают убедиться даже местные светофоры. Так, в Боготе, столице и крупнейшем городе Колумбии, есть светофоры, где зеленый сигнал имеет очень неоднозначную форму — конопляный лист. Конечно, авторами подобной идеи были не представители власти, а местные неравнодушные к каннабису жители.

Если бы Пабло Эскобар дожил до наших дней, то он едва ли позволял себе нарушать ПДД на этом светофоре, проезжая на красный.

Берлин

Интересно, что иногда светофоры могут стать частью массовой культуры, как это случилось в Германии. На некоторых регулируемых пешеходных переходах Восточного Берлина вы можете увидеть Ampelmännchen, что в переводе с немецкого означает «маленький светофорный человечек». Такой светофор, созданный и получивший распространение благодаря психологу Карлу Пеглау в 1961 году, остается одним из последних популярных символов ГДР. После падения Берлинской стены в 1990 году, человечек превратился в местную достопримечательность и приобрел статус культового.

Сеул

Виртуальная стена — это, пожалуй, самое радикальная вариация светофора. Когда лучи лазера проецируют перед автомобилями красную стену, изображающую пешеходов, внимание на нее обратят даже самые безответственные водители. Как отмечает дизайнер Ханьюн Ли, в дорожно-транспортных происшествиях в Корее ежегодно гибнет множество людей, и одной из причин этого печального исхода является все более агрессивная реклама в городах, отвлекающая водителей и пешеходов от дорожных сигналов и знаков. Но если же подобные лазерные светофоры будут введены в эксплуатацию, то все внимание будет приковано к дороге, а движение станет более безопасным. Главная проблема заключается в том, что реализация идеи в техническом плане достаточно дорогая и сложная.

Фредерисия

Небольшой датский городок Фредерисия может похвастаться богатой историей: он был основан в середине XVII в. как важный торговый и военный порт. Даже существует предположение, что король Фредерик III, в честь которого был назван город, планировал сделать его новой столицей в случае захвата Копенгагена.

В 1849 году под Фредерисией произошло важное сражение, в котором датчане разгромили и изгнали со своей территории немцев. В память о павших защитниках города был возведен монумент, а не так давно — светофор, на котором загораются маленькие человечки в военной форме.

Мельбурн

Маршалит (англ. Marshalite) нельзя назвать световым сигналом в прямом смысле слова, так как никакого света это устройство не излучает. Он представляет собой форму поворотного светофора, который был разработан в 1936 году австралийцем Чарльзом Маршаллом.

Сигнал Маршалита состоит из циферблатов, обращенных к каждой дороге на перекрестке. Вращающаяся стрелка указывает на цветные участки, которые обозначают, можно ли продолжать движение в том или ином направлении, пора ли готовиться к остановке или уже необходимо остановиться, а также как долго эта фаза должна продолжаться. Для регулируемых пешеходных переходов существовали варианты, дополненные текстом, предписывающим людям «идти» или «остановиться».

Аналогичная система использовалась в Западной Германии, где называлась Heuer-Ampel, в честь инженера Йозефа Хойера, и вывели ее из эксплуатации только в 1972 году.

rdsbanner