rdsbanner
Роман Кузнецов

Indy 500: самая старая гонка в истории автоспорта. В чем секрет популярности?

«Старая кирпичница» для человека со стороны прозвучит, как склад на задней части двора, но любители автоспорта знают, что речь идет о трассе Индианаполис в США, которая принимает старейшую гонку в мире.

Американский спорт разительно отличается от европейского во многих аспектах. То, что мы называем «футбол», в США зовется «соккер», что в США зовется «футболом», у нас называется «регби». Наша лапта — их бейсбол, и таких примеров можно привести множество. Традиции в автоспорте — отдельная история, и здесь разница тоже видна невооруженным глазом.

Если в Европе любят высокие технологии, «игру» с аэродинамикой, сложные, извилистые трассы с множеством поворотов и строгое, порой граничащее с аскетизмом оформление Гран-при (да и само название «Гран-при» — от французского Grand Prix, «большой приз»), то в США все гораздо брутальнее и даже грубее. Гонки — на овалах, машины — подешевле и побыстрее, сами трассы — отбойник да пит-лейн. Больше зрителей, больше маркетинга и брендинга, чтобы резина дымилась, да еще скорости за 300 км/ч и минимум безопасности. Многие специалисты пытаются несколько «облагородить» американский автоспорт, но если сравнивать IndyCar и NASCAR (а в прошлом и серию CART) с «Формулой-1», то все встает на свои места.

Это не хорошо и не плохо, это лишь разный подход к понятию «гонка». И, разумеется, у всех спортивных соревнований в мире есть свои жемчужины. Если в F1 это Монако — городская трасса, одна из старейших в мире, где по улочкам княжества мчатся болиды, то в США главная гонка — это Indy 500 или «500 миль Индианаполиса». Старейшая гонка планеты, которая проводится с 1911 года на автодроме Индианаполис, который открылся в 1909 году. В чем же секрет успеха Indy 500 и почему американский автоспорт по-прежнему бьет все рекорды популярности — в нашей статье.

История Indy 500

Начать историю старейшей гонки на планете нужно с автодрома, ведь именно он дал название такому легендарному заезду. Назван он в честь столицы штата Индиана — Индианаполис, в эксплуатацию был введен в 1909 году.

Изначально на трассе было грунтовое покрытие, но массовые летальные аварии в первые годы заставили организаторов пересмотреть свой подход и выложить трек из более чем миллиона кирпичей. Так и появилось название «Кирпичница», с английского brickyard. Лишь перед Второй мировой войной, к 1936 году, кирпичи начали заменяться на гудрон.

Во время войны трек значительно износился, и ходили слухи о сносе Индианаполиса. Мы могли никогда и не увидеть легендарную гонку после 1945 года, но ее выкупил Тони Халмен. Это важный момент — с тех пор автодром Индианаполис находился в частной собственности семьи, в данный момент им владеет внук Тони Халмена, Тони Джордж. Только с 1961 года кирпичи, наконец, полностью заменили на асфальт, оставив лишь небольшую выкладку в районе старта, чтобы сохранить историю трассы.

Автодром в разные годы принимал у себя гонки «Формулы-1», MotoGP, разумеется, IndyCar и NASCAR. Но по-прежнему главной гонкой остается ежегодная Indy 500.

Первый раз заезд был проведен 30 мая 1911 года. Позже автодром стали открывать для желающих каждое 1 мая, в настоящий момент гонка Indy 500 проводится по последним воскресеньям майского месяца (до 1974 года — каждое 30 мая).

Эксперты считают Indy 500 одной из трех главных гонок на планете, вместе с Гран-при Монако в «Формуле-1» и гонкой «24 часа Ле-Мана», при этом именно «500 миль Индианаполиса» — старейшая из них. Здесь интересна и терминология — некоторые автоматически ассоциируют Indy 500 с чемпионатом IndyCar, однако IndyCar стал организатором гонки только с 1996 года, и название трассы связано именно с автодромом Индианаполис.

По традиции, перед каждой гонкой исполняется гимн США и гимн штата Индиана, песня Back home again. Далее член семьи, владеющий автодромом (в данном случае, родственник действующего владельца Тони Джорджа), произносит фразу «Джентльмены, заводите моторы». Если в гонке участвуют женщины, фраза корректируется на «Леди и Джентльмены…».

В связи с этой традицией есть забавный казус: в 1977 году, когда на старт впервые вышла девушка, Джанет Генри, мотор заводил ее механик. Связано ли это было с тем, что по традиции двигатель должен завести джентльмен, или Джанет не справилась, история умалчивает.

По итогам гонки с 1936 года победителю вручается специальный кубок, так называемый «Борг-Уорнер».

«Борг-Уорнер» — одна из старейших компаний в США по поставке автомобилей, также обслуживает технические системы и производство в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от слияния двух компаний — Borg And Beck и Warner Gear, еще более старых компаний. Впервые кубок «Борг-Уорнер» был представлен на званом ужине 1936 года, когда автодромом владел легендарный Эдди Рикенбакер. Эдди был летчиком на Первой мировой войне, затем стал автогонщиком, автодизайнером, консультантом правительства США по военным вопросам в области воздушных перевозок, являлся владельцем авиакомпании Eastern Air Lines.

Кубок был заказан Рикенбакером у давнишних друзей, компании BorgWarner, и с тех пор является главным трофеем Indy 500. Сам кубок представляет собой многоярусную барельефную фигуру, изображающую лик каждого гонщика, выигравшего знаменитый заезд, причем с 1911 года.

На кубке изображается год победы и средняя скорость, также на нем изображен Тони Халмен, который был главным популяризатором гонки Indy 500 и дал ей новую жизнь после Второй мировой войны. Забавный факт: трофей был разработан специалистом по бронзе Робертом Хиллом и стоил в 1936 году 10 000 долларов.

Заметим, что победителю выдается уменьшенная копия трофея — так называемый «Мини-Борг», оригинал хранится в Музее Индианаполиса, и учитывая его уже внушительные размеры, он редко покидает пределы музея. Впрочем, в исключительных случаях оригинальный «Борг-Уорнер» все же уезжает в путешествие — например, когда в 2017 году на Indy 500 победил бывший японский пилот F1 Такума Сато, трофей отправился в турне по всей Японии. При этом Такума стал первым человеком в истории, которому разрешили вывезти кубок за пределы США.

И еще несколько интересных фактов!

Изначально планировалось проводить гонки на трассе Индианаполис в виде чемпионата. Однако уже в первые месяцы организаторы заметили значительный отток посетителей. Сначала было принято решение назвать гонку «24 часа Индианаполиса» и проводить один раз в год, однако затем была выбрана дистанция в 500 миль. По расчетам, люди могли приходить днем на Индианаполис, и гонка заканчивалась бы как раз в ночное время суток, при этом маркетологи сочли название «500 миль» предпочтительнее, чем «24 часа». Важно отметить, что в первые пять лет организаторы значительно стимулировали интерес к гонке денежными вложениями — они не только устраивали импровизированные мини-представления для гостей, но и установили денежный приз за победу в 25 000 долларов, что равнялось аж 37 кг чистого золота. В 1912 году денежный приз и вовсе повысили до 50 000 долларов, сразу создав имидж «привилегированной гонки», куда допускались только лучшие из лучших. В частности, такой ход привлек внимание Mercedes-Benz и ряда крупных «пионеров» автомобилестроения того времени, например, FIAT и Peugeot создали целые подразделения с 1912 по 1919 год. Да и сейчас многие едут за победой, рассчитывая на большой куш — например, победитель Indy 500 2016 года Александер Росси получил за победу… аж два с половиной миллиона долларов! Что равняется годовой зарплате многих гонщиков «Формулы-1».

И вот еще одно откровение: гонка Indy 500 в первые пять лет своего существования называлась… внимание, «Международная лотерея на 500 миль».

А традиция с бутылкой молока на подиуме очень проста: победитель гонки 1933 года Луи Майер попросил стакан пахты (кисломолочный продукт), а получил целую бутылку молока. Фотограф запечатлел Луи, обливающегося молоком, и этот снимок увидел руководитель той молочной компании, чья бутылка была в руках Майера. Он предложил сделать молоко традицией гонки Indy 500, и с тех пор каждый победитель получает бутылку 2% обезжиренного напитка.

США умеет превращать в историю почти каждое действие, и каждая, казалось бы, незначительная деталь может стать одним из самых мощных маркетинговых инструментов. Сегодня гонка «500 миль Индианаполиса» — одна из самых известных в мире, а бутылка молока — такой же легендарный трофей на пьедестале, как шампанское в остальных соревнованиях.

Победы и трагедии Indy 500

Но довольно истории — перейдем к делам настоящим!

Indy 500 в современном автоспорте — это скорость свыше 370 км/ч, никакого права на ошибку и бесконечная череда аварий. Богатые традиции лишь разогревают интерес — за полчаса до старта все ведущие телеканалы заглушают эфир, чтобы зрители на трибунах не отвлекались от происходящей церемонии. Старт с хода — и вот, более 30 машин на огромной скорости мчатся на овале Индианаполиса! Сколько легендарных победителей — Жюль Гу, Билл Вукович, Джим Кларк, Грэм Хилл, Дэнни Саливан, Эмерсон Фиттипальди, Жак Вильнев, Хуан-Пабло Монтойя, Скотт Диксон, Такума Сато…

Здесь и невероятные заезды Lotus в середине шестидесятых, и уникальная победа Джей Фойта в 1964, когда он проехал всю дистанцию без смены резины, и судебная тяжба между Марио Андретти и Бобби Ансером в 1981 году, когда Бобби пересек финишную черту первым, но получил штраф. В итоге спустя четыре месяца слушаний штраф отменили, и победу Андретти аннулировали, снова отдав ее Ансеру.

И на все это собираются посмотреть каждый год, внимание — более 400 000 зрителей!

Очевидцы говорят о том, что все парковки возле автодрома заставлены машинами. Буквально гектары земли, на которых нет ни одного свободного парковочного места — некоторые приезжают за месяц до гонки и живут в палатке. Для самих американцев Indy 500 — почти священное событие, они называют соревнование «Главной гонкой планеты» и с гордостью поведают вам всю историю Инди.

Как говорил наш пилот Михаил Алешин, который приезжал на подиум в IndyCar и принимал участие в Indy 500, «здесь атмосфера настоящего автоспорта — тяжелая, опасная, но захватывающая». Последние годы внимание к Indy 500 было приковано из-за Фернандо Алонсо.

Дело в том, что существует так называемая «Тройная корона» — победы в трех самых престижных гонках планеты, Indy 500, «Гран-при Монако» и «24 часа Ле-Мана». И если последние две гонки испанский пилот давно взял, то победить на трассе Индианаполис гораздо сложнее, недаром ее до сих пор называют «лотереей». И хотя команда McLaren активно способствовала Алонсо в достижении цели, Фернандо все же не дотянулся до короны.

Особенно обидно ему было в 2017 году, когда на пути к первой позиции отказал двигатель Honda, и в итоге победу забран другой бывший пилот F1, японец Такума Сато! Вообще говоря, «Тройная корона» — это символическое достижение, которое покорялось лишь одному гонщику в истории, Грэму Хиллу. Кстати говоря, и здесь есть отдельная история.

С 1927 по 2000 год ни одному новичку не удавалось выиграть Indy 500 с первой попытки. Ни одному, кроме Грэма Хилла в 1966 году. Британский гонщик вообще не должен был выступать, но пилот для Lotus на Indy, Уолт Хансген, незадолго до соревнования попал в тяжелую аварию и скончался. Грэм не был суеверным, поэтому решил составить компанию своему будущему напарнику по «Формуле-1» Джиму Кларку. На старте Indy 500 1966 года произошел массовый завал, и Грэму повезло выбраться из него впереди остальных. И тем более забавно, что он не вел борьбу за победу — впереди блистали совсем молодой Марио Андретти и Джим Кларк, но оба сошли из-за технических проблем. Тем не менее, после гонки случилось разбирательство — очевидцы утверждали, что Джим сошел перед самым финишем, и Грэм Хилл его так и не опередил, к тому же британский гонщик слишком отстал от лидеров. В то время число кругов отсчитывалось людьми, и даже руководитель команды Lotus Колин Чепмен признал, что победа Хилла похожа на недоразумение. Однако за неимением фактов и доказательств, победа Грэма осталась в силе.

Вот так неожиданно для себя британец оказался победителем, и только он впоследствии будет носить «Тройную корону».

Кстати говоря, раз мы упомянули Монтойю — колумбийский гонщик «Формулы-1» и CART побеждал здесь аж два раза, в дебютном 2000 и в 2015! Хуан-Пабло вообще считается специалистом по американским гонкам, хотя и его сражения с Михаэлем Шумахером в F1 мы до сих пор помним.

Гонщики здесь под стать гонке — почти что сумасшедшие! В отличие от NASCAR, гонки на болидах с открытыми колесами на таких скоростях гораздо опаснее. Чего стоит одна авария Скотта Диксона в 2017 году, когда лишь метр стены отделил его от смерти, при этом спустя час пилоты как ни в чем ни бывало дают интервью и обсуждают свои шансы на следующих заездах.

И вот здесь, к сожалению, кроется и главная боль.

Indy 500 — это не только самая старая гонка. «500 миль Индианаполиса» — самая смертоносная гонка в истории автоспорта, причем ей принадлежит антирекорд по количеству смертей не только пилотов, но и зрителей и механиков. Отметим две самых страшных трагедии в истории заезда.

Первая случилась в 1931 году. 11-летний ребенок Уилбур Бринк играл во дворе, который находился вблизи автодрома. Во время аварии от машины оторвалось колесо и перелетело через ограждения автодрома — точно в Уилбура…

Вторая произошла в 1982. Да, разумеется, гонщики регулярно погибали на американских гонках. Но смерть Гордона Смайли оказалась ужасающей — на скорости под 400 км/ч он врезался в отбойник под прямым углом и взлетел на ограждающую сетку, которая буквально истерзала его — вся трасса была усеяна останками Смайли, от него в буквальном смысле остались лишь фрагменты, которые усеяли полотно.

Половина черепа оказалось срезанной, правая часть туловища отсутствовала, и в теле не осталось ни одной целой кости.


И, разумеется, мы помним как всех героев, так и всех жертв легендарной гонки. Но все же пришло время ответить на главный вопрос — в чем секрет популярности Indy 500 за более чем вековую историю?

Секрет популярности Indy 500

Итак, мы с вами рассмотрели историю легендарной гонки, вспомнили победы и трагедии «500 миль Индианаполиса», прониклись атмосферой тысячи ревущих моторов. И теперь пришло время ответить на главный вопрос — так в чем же секрет популярности ежегодной гонки на трассе Индианаполис?

Во-первых, разумеется, сама история гонки. Успешная долгоиграющая история любого крупного мероприятия создает традиции, особенно если речь идет о большой стране и такой нации, как американцы. Кроме того, Indy 500 — это действительно самая первая из известных во всем мире гонок. К примеру, «24 часа Ле-Мана» проводится с 1923 года, Гран-при Монако (вне зачета «Формулы-1») — с 1929 года. То есть у «500 миль Индианаполиса» была фора в 10 с небольшим лет, и когда европейцы только делали свои первые шаги в организации мирового автоспорта, на трассе Индианаполис в начале двадцатых годов XX века уже гонялись такие бренды, как Chevrolet, Peugeot и Mercedes-Benz, а перед войной присоединились Maserati и остальные. Преемственность поколений, когда прапрадедушка говорит прадедушке, который говорит дедушке, который говорит отцу, который говорит сыну, который говорит внуку и далее о том, что Indy 500 — старейшая и лучшая гонка в мире, откладывает отпечаток в массовом сознании, соединяя десятилетия воедино. И вот уже автор этой статьи с детства знает (и это при условии, что автор родился и живет в России), что Indy 500 — это самая старая и точно одна из самых легендарных гонок в мире.

Во-вторых, разумеется, США — короли маркетинга. Агрессивная реклама гоночного рынка с самых первых лет XX века быстро вывела их в лидеры по упоминаемости, создав имидж по-настоящему автоспортивной страны. Это и постоянные ярмарки вблизи автодромов, и создание всевозможных увеселительных мероприятий в рамках гоночных уик-эндов, и превращение отдельных элементов в часть увлекательного шоу. Каждая трасса пропитана вековой историей, где все элементы имеют огромную ценность и значение.

Достаточно упомянуть, что когда победитель Indy 500 и бывший чемпион «Формулы-1» Эмерсон Фиттипальди отказался пить молоко, его так освистали и осудили, что бразилец все равно сделал пару глотков. От массового «безумия» перед гонкой, когда тысячи мужчин и женщин бегут на автодром, болеют, обнимаются и фотографируются на стендах, до элементов одежды участников церемонии американских гонок — тебя не покидает ощущение, что ты присутствуешь на огромном событии. Но такие ощущения не рождаются сами по себе — это огромная работа со спонсорами и партнерами, с организаторами шоу и представлений. И когда такая работа ведется уже сто лет, в голове не появляется вопросов — здорово ли посмотреть гонку Indy 500. Вы же не спрашиваете себя, здорово ли смотреть финал Чемпионата мира по футболу, потому что знаете — да, здорово.

В-третьих, сами по себе овальные гонки — очень зрелищные с точки зрения борьбы на трассе, к тому же американские гонки всегда славятся минимальными мерами безопасности.

К сожалению или к счастью, но людей всегда привлекали адреналиновые мероприятия, особенно если они сопряжены со смертельной опасностью, такова человеческая суть. И хотя «Формула-1» — тоже зрелищный вид спорта, но когда пилот на скорости свыше 350 км/ч мчится рядом с отбойниками по гладкой овальной плоскости, и ты понимаешь, что любое столкновение может быть последним в жизни пилота, а рядом только ограждения и сетка, то поневоле восхищаешься смелостью гонщиков, некоторым безрассудством. Indy 500 — жемчужина и главный бриллиант подобного американского гоночного безумия уже 100 лет, неудивительно, что людей влечет такая гонка.

Важно отметить, что проведение гонки раз в году тоже придает ей некоторую особенность, исключительность, к тому же солидный денежный приз и престиж работает средством привлечения лучших пилотов со всего мира. Если заглянуть в список участников за всю историю, то можно увидеть сплошь одних чемпионов разных автоспортивных серий.

И, главное. Indy 500 — это опасно. Это брутально. Это быстро.

Наконец, это просто сексуально.

Если такие гонки не привлекают внимание — стоит задуматься, зачем вообще смотреть автоспорт. Но тысячи людей во всем мире, каждый год, в последнее воскресенья мая, на трассе Индианаполис скажут вам: — «Леди и джентльмены, заводите ваши моторы».

Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.
rdsbanner