bagio-winter
Оля Лукьянова

Путешествие на гонку «24 часа Ле-Мана»

Рассказ о путешествии на автомобиле от Парижа до Ле-Мана от нашего главного редактора Оли Лукьяновой. Все, что необходимо знать о поездке, и 100 тысяч причин, почему на гонке 24h Le Mans нужно побывать каждому.

Рассказ о путешествии на автомобиле от Парижа до Ле-Мана от нашего главного редактора Оли Лукьяновой. Все, что необходимо знать о поездке, и 100 тысяч причин, почему на гонке 24h Le Mans нужно побывать каждому.

На нашей планете существует три легендарные гонки, на которых хотя бы раз в жизни должен побывать каждый: «Formula 1» Gran Prix Monaco,  Indianapolis 500 и 24h Le Mans. И в каждой из них есть российские пилоты. Но вот незадача: русские пилоты есть, а русских болельщиков практически нет.

Виталий Петров, участник гонки «24 часа Ле-Мана», команда Manor (SMP Racing): «Все дело в отсутствии информации. О гонках пишут сугубо специализированные издания. И пишут в основном о результатах, поэтому людям неоткуда узнать, что такое на самом деле гонки и как проходит гоночный уикенд. Я думаю, что, если бы, например, репортаж о том же Ле-Мане показали на Первом канале, рассказали о том, какая там атмосфера, насколько это круто и весело, что это не просто машинки, которые 24 часа ездят по кругу, а это целый город развлечений, то многие люди, планирующие отправиться в отпуск в Европу, с радостью поехали бы сюда».

Туда слетаются сотни тысяч человек со всего мира, но среди них нет и одного процента российских граждан. Разве что в Монако наберется процентов 5, и то потому, что они там живут. В чем причина? Неужели эти события не заслуживают нашего внимания, а пилотам не нужна поддержка соотечественников? Это мы и решили выяснить, отправившись во Францию, на одну из самых сложных и непредсказуемых гонок в небольшом городке под названием Ле-Ман, который каждый год на 4 дня становится эпицентром для всех влюбленных в скорость и в автомобили.

Роман Русинов, участник гонки «24 часа Ле Мана», команда G-Drive Racing: «Поддержка болельщиков очень важна. В Ле Ман на гонку приезжает больше 350 тысяч зрителей. Самые сильные ощущения я испытываю перед стартом на главной прямой, когда толпа на трибунах начинает заглушать звуки моторов. Это потрясающая энергетика, и ее невозможно передать словами! В этом году наш генеральный спонсор разыгрывал поездку на эту легендарную гонку. Приятно было увидеть на трибунах российских болельщиков с нашими флагами!»

Начнем наш рассказ с сухих фактов. О том, сколько денег вы потратите, отправившись на гонку «24 часа Ле-Мана».

Перелет самолетом авиакомпании Air France до Парижа обойдется вам примерно в 25 тысяч рублей (я говорю о билетах туда и обратно).

Аренда автомобиля, например, Fiat 500, как взяла я, вместе со страховкой – 11 500 рублей (взяла в четверг вечером, вернула в понедельник вечером).

Не хотите брать автомобиль? От Парижа до Ле-Мана курсирует несколько поездов, их стоимость начинается от 1 700 рублей в один конец. Длительность поездки составляет около 2-х часов.

Бензин – заправка 2 раза. Полный бак – 2 900 рублей (92 рубля за литр). Итого: 5 800 рублей. Кстати, я столкнулась первый раз с тем, что, если вы оплачиваете заправку картой, на ней блокируют 100 евро. И возвращают их через 3-5 дней за вычетом той суммы, на которую вы заправились. Будьте готовы и не пугайтесь.

Гостиница недалеко от трассы – примерно 5 850 рублей в сутки. Можно найти дешевле, если взять чуть дальше от места событий.

Стоимость входного билета на все дни от 4 500 рублей.

Как вы поняли, я предпочла отправиться на автомобиле. Из всех представленных в аэропорту «Шарль Де Голь» компаний я выбрала Avis. Изначально в брони стояла цена 6 000 рублей за все дни. Но после неких махинаций дамы за стойкой выдачи авто цена возросла до 11 500 рублей. Добавилась страховка и, видимо, налоги. Страховку, кстати, я не просила. Просто не обратила внимание. Всего на карте заблокировали 15 860 руб. Вместе с депозитом.

Мне достался автомобиль Fiat 500 C. К моей великой радости, кабриолет. Оформление заняло примерно 15 минут (мне повезло: не было очереди), и я отправилась в путь. Это был мой третий визит в Париж, но первый раз я выбиралась из аэропорта «Шарль Де Голь» самостоятельно. Начиная с того, что сам аэропорт – лабиринт, заканчивая тем, что выезд из него – еще более запутанный лабиринт. Минут 10 я крутилась по развязкам, пока наконец-то не свернула на нужный выезд.

Расстояние от Парижа до Ле-Мана составляет всего 206 километров. Но, если ехать через центр города, вы рискуете попасть в пробки не меньше московских, поэтому я поехала в объезд. По километражу чуть больше, но по времени, как я убедилась на обратном пути, намного быстрее. К счастью, Google Maps теперь работают и без интернета, если загрузить нужную карту, так что проблем с поиском маршрутов не возникнет.

Ехала быстро. Очень хотела успеть к началу квалификации. Не знаю, придут штрафы или нет, потом расскажу. Но камер на дороге я не видела. Случайно подрезала грузовик и мотоцикл, думала получу «люлей». Но они увидели, что я еду с картой в руках и лишь понимающе развели руки в стороны. Обошлось. Французы, кстати, гоняют хлеще русских. Когда спидометр моего «малыша» показывал 155 км/ч, меня просто «в точку» обгоняли все автомобили. Это при разрешенных-то 130 км/ч. Удивилась! Пейзажи по пути чертовски напоминают нашу страну. О том, что ты во Франции, свидетельствуют только дорожные знаки на иностранном языке, знаки с оленями, которые больше похожи на косуль, указатели на повороты к замкам, а также странные запахи, которые меняются всю дорогу, но остаются неизменно неприятными. Наверное, по пути много заводов, не знаю. Дороги идеальные. Хочется ехать все быстрее и быстрее, но Fiat.

На пути есть пункт оплаты. В сторону Ле-Мана дорога обошлась мне в 1 200 рублей. В обратную сторону - 1 300 рублей. Кстати, когда я только подъехала к пункту оплаты, была уверена, что там сидит тетечка, ну, все как у нас. А там оказался бездушный аппарат. Но я подъехала с расчетом на кассира, поэтому дотянуться до автомата не смогла. Мужчина, который стоял рядом, был одет в форму работника, но даже и не подумал помочь мне дотянуться, чтобы оплатить проезд. Пришлось выходить из машины. Сразу вспомнила, что, когда такое происходит в России, охранники и иже с ними, всегда помогают, хотя это не входит в их обязанности.

Заправок на пути очень мало. Авто, конечно, выдают с полным баком, а вот на обратную дорогу стоит заправиться заблаговременно.

Добралась достаточно быстро и без происшествий. На подъезде к трассе встала в пробку. Люди начали стекаться, чтобы посмотреть на квалификацию. Парковок много, но все забиты под завязку. А если отъехать чуть подальше, припарковаться можно без проблем, что я и сделала. Минуток 10 пешком, и я у входа в Рай. Пока ждала свой пропуск, рассматривала людей, входящих и выходящих с трека. Они были похожи на тех, кто обычно плавает в фонтанах на праздник, любимый всеми в России, в день ВДВ. Шумные, с пивом и голым торсом.

И, конечно, практически ни один нетрезвый мужчина не прошел мимо, не отпустив в мой адрес какой-то комментарий, к счастью, все они были на незнакомых мне языках, так что я делала вид, что не слышу. В общем, чувствовала себя как дома. Позже, кстати, осознала, что наши просто паиньки по сравнению с теми, кого я видела там. Люди, справляющие нужду прямо на улице, кричащие, пристающие к девушкам. Ну, а мужчина, бегущий без трусов, но в майке между автомобилей, со стаканом пива в одной руке и трусами - в другой, оставил неизгладимый след в моей не самой ранимой психике.

Но это был единственный минус. И таких людей было не очень много. Так что сильно не пугайтесь. В семье не без урода, как говорится.

Основная масса – приличные люди, причем всех возрастов, со всех уголков мира. Мужчины и женщины. Самое невероятное, что многие прибывают в домах на колесах. И вокруг трассы несколько огромных кемпингов, на которых припаркованы тысячи таких машин. И еще одна особенность: люди приезжают на легковых автомобилях и разбивают палатки вблизи трассы. Пробираясь через тысячи палаток, чувствуешь себя как в детстве, когда с классом отправляешься в туристические походы. Романтика. На самом деле это очень удобно. Тебе не нужно ехать в отель. Устал смотреть гонку, поспал пару часов тут же в палатке и опять пошел смотреть гонку.

Пилоты, кстати, также ночуют на трассе. У каждого из них есть свой «motorhome». Феликс Розенквист показал мне на фотографиях свой дом на колесах: не хуже пятизвездочного отеля, скажу я вам. Огромная кровать и всевозможные удобства. Пилоты в среднем находятся за рулем 2 часа, затем меняются, и тот, кто ехал, отправляется спать, чтобы через 4 часа бодрячком прыгнуть за руль. Уснуть, правда, удается не всем. Я наблюдала в Instagram в «сторис», что многие пилоты прогуливаются по улочкам с магазинами, скупая сувениры. Так что взять автограф и сфотографироваться можно не только во время автограф-сессии и парада пилотов.

Кстати, о параде пилотов. Это невероятное событие, на которое приходят посмотреть около 200 тысяч человек. Каждой команде выделяется ретро-автомобиль с открытой крышей. И вот такой вот огромной колонной они едут по историческому центру города. Фоткаются с поклонниками. Все это безумно красиво и впечатляет своим размахом, ведь в гонке «24 часа Ле-Мана» участвует 60 команд. Длится парад около 3-х часов, ну а дальше начинаются народные гуляния.

Пишу, и меня переполняют эмоции от воспоминаний. Наверное, это самое яркое впечатление моей жизни, с которым я ничего не могу сравнить. Представляете, сотни тысяч людей со всеми мира, объединенные любовью к автомобилям? Нет ненависти, нет политики, нет разногласий, только чистая энергия и любовь к гонкам.

Вернусь к трассе. Вокруг трассы, помимо палаточных городов и автокемпингов выстроен целый город развлечений. У каждого бренда, кто так или иначе задействован в гонке, есть свой магазин – инсталляция. Там вы купите сувениры на любой вкус и кошелек, посмотрите на новые автомобили и невероятные технические достижения. Тут можно приобрести все на тему авто: начиная от наклейки, заканчивая картинами и предметами интерьера. Есть гоночные симуляторы, магазины одежды, аттракционы и даже колесо обозрения, чтобы оценить размах мероприятия с высоты птичьего полета.

Много ресторанчиков. Правда, если вы на диете, вам будет непросто, так как все рестораны в основном продают не очень полезную пищу: картошка фри, гамбургеры, пицца и пиво – это главные блюда Ле-Мана. Но я отрыла вкуснейшее мороженое – сорбет и молочные коктейли. Кто ищет – тот найдет. В каждом кафе есть телевизор, где в прямом эфире можно посмотреть гонку.

Кстати, о кафе. У каждой гоночной команды есть свои места питания. Выглядят они очень уютно. Как летние веранды дорогих ресторанов. Кормят там тоже на уровне. Разнообразное меню, и все очень вкусно. Завтрак, обед и ужин по расписанию. В промежутках можно попросить повара приготовить что-нибудь по спецзаказу. Запеченного омара тебе, конечно, не подадут, но на отменную пасту 100 процентов можно рассчитывать.

Поправиться гонщикам, кстати, не удастся. За каждый двухчасовой заезд они теряют около 2 килограммов. Так что смело можно есть макароны, закусывая картошкой фри. Я, кстати, тоже себе ни в чем не отказывала, потому что расстояния настолько огромны, что в день я проходила 12-15 км: 3 раза сбегать на парковку, вот тебе и 6 км.

Для желающих есть прогулки по пит-лейну и, конечно, по гриду. Правда, желающих столько, что пройти там весьма непросто. Я уж не говорю о том, чтобы пробраться к автомобилям. Мне повезло больше, у меня был проход в паддок. Мой друг Виталий Петров и команда Manor приютили меня в своем боксе, так что у меня была возможность насладиться красотой автомобиля без сотни тысяч людей вокруг.

Особенно впечатлил звук. Громко настолько, что не слышно ничего больше. Но наушники надевать не хотелось. Было желание слушать этот звериный рев, от которого мурашки бежали по коже. Говорят, что на гриде в день старта гонки можно было встретить Бреда Пита, Киану Ривза, Марию Шарапову, Виктора Дробыша, Кена Блока. Я никого не видела, хотя всей душой мечтала о фото с Кеном, на видео которого я выросла и полюбила автоспорт.

Трибуны были битком все время. Люди сменялись, но пустых мест не было почти никогда. Во время старта болельщики кричали так, что заглушали шум от двигателей 60-ти автомобилей. Это не передать словами, друзья. Это такие эмоции. Которые нужно испытать, понять, прочувствовать. Сотни тысяч людей в своей стихии. В едином порыве страсти. Рев машин. И старт. Такой красивый, такой злой и дерзкий. Лучшие пилоты со всего мира. 24 часа. Борьба без остановки. Аварии. Сходы. Эмоции. Невозможно забыть. И хочется повторить. В следующем году обязательно. Присоединяйтесь, вы не пожалеете!

фото: Оля Лукьянова
bagio-winter