rdsbanner
Роман Кузнецов

Допинг в автоспорте: миф или реальность?

Весь автоспорт, от «Формулы-1» до ралли, построен на рефлексах и быстрой реакции гонщика. Любая ошибка может привести к неминуемой трагедии на огромной скорости. Рискует ли кто-то принимать запрещенные вещества, и есть ли в этом смысл?

Одна из самых волнующих тем в любом виде спорта – допинг. Для нашей страны она стала и вовсе болезненной в последние годы, учитывая все скандалы с российскими спортсменами, лишение их флага и гимна на международных соревнованиях. Санкции, суды, требования WADA... Сначала тревожную новость опубликовал в своем Telegram-канале раллийный гонщик Николай Грязин – он сообщил, что «на последнем заезде пришло письмо FIA совместно с WADA, где содержалось требование отклеить российский флаг и прикрепить надпись «нейтральный атлет». Как пошутил Николай, «если выиграют – включат вместо гимна русскую «Катюшу». Нас же беспокоит тот факт, что в «Формуле-1» в 2021 году будет выступать Никита Мазепин, в «Формуле-2» – Роберт Шварцман. 5 февраля 2021 стало известно, что Россию лишили флага и гимна на соревнованиях под статусом «Чемпионат мира». Таким образом, Никита выступит в F1 как «нейтральный атлет».

Но как правильно отметил опять же Грязин, вся история началась с допингового скандала на прошлых Зимних Олимпийских играх. И здесь тоже необходимо сделать важную ремарку: c 1 декабря 2010 года Международная автомобильная федерация FIA приняла условия Всемирного антидопингового агентства WADA, и соблюдает все требования по выявлению «недобросовестных атлетов, использующих допинг».

Связано это с тем, что мечта президента FIA Жана Тодта – включение автоспорта в Олимпийские виды. И французский функционер очень тесно сотрудничает по этому вопросу с Томасом Бахом, президентом Международного олимпийского комитета. В январе 2019 года был подписан документ, где FIA приняли «олимпийскую хартию», а заодно и все сопутствующие требования. В том числе по допингу.

Итак, мы выяснили, что с формальной, юридической точки зрения в автоспорте очень серьезно относятся к антидопинговым мерам. Но время перейти к практике – неужели были случаи, когда пилоты выпивали перед гонкой, курили, или вовсе принимали запрещенные вещества? Забегая вперед – да, были.

99% слухов о допинге в автоспорте – миф

Начнем с очевидного: многим автоспортсменам допинг вовсе не нужен. Нет, разумеется, в автоспорт попадали разные люди, и кто-то был вполне не против употребить «горькое», но в данном случае доказать факт употребления веществ вне соревнований практически невозможно, если не был сдан тест непосредственно до и после состязания. Пилот «Формулы-1» Даниэль Риккардо и вовсе смеется в каждом видео так, будто постоянно находится в неестественно хорошем настроении – мы же не будем его за это обвинять и подозревать, верно?

Разумеется, многие люди жаждут услышать истории о том, как гонщик употребил странного вида таблетку, стал искаженно слышать звук своего двигателя, события поплыли будто в замедленной съемке slow-motion, и он на скорости 300 км/ч открыл у себя на лбу третий глаз, пропотев в кокпите, показывая все лучшее и лучшее время на круге, а потом его схватили за руку на антидопинговом тесте и выгнали из команды. Нет, друзья, вот такие ситуации исключены на 100%. На самом деле, почти все гонщики – одни из самых здоровых людей в мире.

Давайте рассуждать вместе, обращаясь в том числе к материалам и заметкам непосредственно тех, кто брал эти самые анализы.

Начнем с того, что гонщикам не нужно тренировать дыхание и выносливость в той же мере, как атлетам на многокилометровые дистанции, или качать мышцы, как спортсменам из тяжелой атлетики. Какими бы крутыми ни были гонщики, все-таки пробежать двадцать километров меньше, чем за час, или поднять триста килограммов железа с конкретно физиологической точки зрения гораздо тяжелее, и допинг в теории там нужен больше.

И здесь мы подходим к ключевому пункту: допинг как медикаментозный препарат может негативно влиять на сознание и рефлексы человека, и если в беге или в «качалке» это не повлияет на окружающих, то в автоспорте может привести к настоящей трагедии.

На баскетбольной площадке или в футболе человек просто упадет, его унесут на носилках, может быть, возникнет тахикардия или спутанность сознания. А вот на трассе гонщик врежется в журналистов, болельщиков, своих коллег или на пит-лейн «срубит» половину команды соперника насмерть.

Поэтому последствия от допинга гораздо серьезнее, при том, что он не дает большого преимущества в спортивном смысле.

В чем главное предназначение допинга? Верно, в том, чтобы путем физиологических преобразований получить незаконное преимущество, которое позволит победить соперников. Но для гонщиков просто не существует такого препарата, который мог бы изменить что-либо в работе мозга или повлиять на рефлексы. Его просто нет в природе, и это подтверждает бывший врач «Формулы-1» Гари Хаcтейн, цитирую:

– «Гонщики чисты, как младенцы. Я уверен в этих парнях, и не потому, что я неисправимый оптимист или слишком наивен, нет. В первую очередь я сам непосредственно занимался андидопинговыми мерами, и мне прекрасно известно, что именно нужно принимать пилотам, чтобы находиться на пике возможностей. Я даже рискну сказать, что я знаю организм гонщиков лучше, чем они сами. Так вот, смысл моих слов в том, что в списке запрещенных на сегодняшний день препаратов нет ни одного, который мог бы им помочь качественно улучшить свои выступления и результаты. И главное: сами гонщики тоже знают об этом, поэтому если вы не верите в их совесть, поверьте в их разумный подход».
бывший врач «Формулы-1» Гари Хаcтейн

Конечно, неподтвержденных слухов хватает. Одного обвиняют в пристрастии к «травке», другого к белым порошкам, третьего будто бы видели с таблетками, но ни одного подтвержденного факта на самом высоком уровне в последнее десятилетие нет. Надо также понимать, что допинг – это не обязательно наркотик, а любой стимулятор, пресловутый мельдоний, или, к примеру, обычный аспирин, который разжижает кровь.

На самом деле, в XXI веке правила и так очень ужесточились по отношению ко всем «стимуляторам». Табачных спонсоров убрали, алкоголь в качестве спонсоров тоже убрали. Вы видели какого-либо гонщика той же «Формулы-1» с сигаретой во рту в свободное от гонок время? Вот именно, возможно, только старые фото Кими Райкконена слегка проливают свет на тот факт, что пилоты – тоже люди.

Наконец, за последние двадцать лет значительно усложнилась процедура проверки гонщиков на допинг и сбор анализов. Сильно утрирую, но пилоты почти что при комиссии за ширмой… И отправляют непосредственно самый природный анализ зеленого цвета на исследование.

Вообще, последний допинговый случай и вовсе выглядит курьезным. В отчете FIA в списке дисквалификаций спортсменов за июль 2019 года есть дисквалификация Ника Левентиса, который выступал в гонке GT в Калифорнии. У него обнаружили анастрозол и дростанолон, которые, по словам Ника, он принимал по рецепту врача. Почему случай курьезный? Потому что на момент сдачи анализа Ник уже завершил карьеру, и по всей видимости, или приболел, или хорошо расслабился, чтобы затем вылечиться. В любом случае, он не стал спорить с комиссией FIA.

Есть и другие причины, почему гонщики не употребляют допинг. Приведем в пример цитату Жан-Шарля Пьета, медицинского делегата FIA:

– «Что нужно хорошему гонщику? Молниеносная реакция, выносливость, психологическая устойчивость. Также сильная шея. И очень важные факторы – талант, умение совладать с нервами и хладнокровно работать рулем в сложных условиях жары, прессинга, или после аварий и сильных сотрясений организма. В автоспорте все решают тысячные доли секунды, ни один допинг не может в точности обеспечить улучшение ваших результатов. И гонщики никогда в жизни не будут рисковать проиграть гонку и сломать себе карьеру, приняв сомнительный препарат».
Жан-Шарль Пьет, медицинский делегат FIA

Таким образом, говорить о постоянной практике употребления чего-либо запрещенного и наказаниях за это не приходится.

1% слухов о допинге в автоспорте – реальность

Если вы дочитали до этого места, и уже успели разочароваться в исключительной добропорядочности всех участников автоспорта, не торопитесь закрывать статью! Потому что из любого правила есть исключения, и темная сторона допинга коснулась и гонщиков. Начнем с того, что в «древние времена», на заре становления профессионального спорта, в принципе не существовало надежных методов обнаружения допинга. Например, по свидетельствам очевидцев, на Зимних Олимпийских играх в Норвегии 1952 года в раздевалках некоторых спортсменов находили шприцы и ампулы со следами амфетаминов.

В том же 1952 году, по слухам и газетным заголовкам, СССР и США в войне за спортивные результаты первый раз использовали стероиды и другие стимуляторы, причем обоюдно. И по-настоящему серьезная борьба с допингом развернулась лишь в конце шестидесятых годов, когда несколько лет подряд от сердечных приступов погибали велосипедисты и легкоатлеты, в пробах которых находили следы запрещенных препаратов.

Тут сразу можно вспомнить скандальное интервью Стирлинга Мосса, ушедшего из жизни в 2020 году. Ветеран автоспорта при жизни вспоминал, что Фанхио в пятидесятых перед гонкой пил странные белые таблетки, а сам Мосс употреблял «смесь кофеина и чего-то еще, но я вам не скажу».

По словам Стирлинга, все пилоты поголовно принимали бензедрин или декседрин, что можно отнести к категории амфетаминов. Правда, Фанхио в свое время откровенно смеялся над подозрениями журналистов, вопрошая, как можно «под кайфом» или с «слишком ясным сознанием» ехать по Северной петле Нюрбургринга? Ведь это в чистом виде самоубийство.

Еще одна противоречивая фигура в вопросах здорового образа жизни – гонщик «Формулы-1» Джеймс Хант, визитной карточкой которого стали сигареты и алкоголь.

О Джеймсе еще при жизни ходили слухи, что он садится за руль исключительно под кокаином или горячительными напитками, сексом занимается разве что не во время гонки, и вообще – как он еще жив? Типичные слухи о звездах шоу-бизнеса. Но вот что говорил сам Джеймс по этому поводу.

– «Какую чушь я только не слышал о себе во время выступлений в «Формуле-1». Да, мы могли повеселиться после гонки, но перед гонкой я мог максимум закурить, никаких наркотиков или подобной дряни, да я же не самоубийца, в конце концов, и как-то дожил до конца карьеры. За рулем у меня всегда была ясная голова, а те, кто говорят, что я выпивал бутылку шампанского прямо на трассе – вы серьезно думаете, что можно пилотировать в таком состоянии? Я бы ничего не соображал».
гонщик «Формулы-1» Джеймс Хант

Вряд ли мы когда-либо узнаем правду о тех временах, особенно до восьмидесятых годов XX века, когда методы обнаружения допинга были слишком примитивными. Необходимо также понимать, что в те времена пилоты погибали, что называется, «на потоке», через каждые несколько гонок в разных категориях автоспорта, и, учитывая сумасшедший риск, мало кто заострял внимание на лишней сигарете. До сих пор мы видим много фотографий курящих гонщиков тех лет, и вряд ли мы можем ручаться за то, что именно у них было накручено в сигарете.

Но это дела прошлого, а что с настоящим? Неужели нет негодяев в нашем обществе?

Есть, конечно же. Причем оба масштабных допинг-скандала за последние двадцать лет связаны конкретно с экс-пилотами «Формулы-1».

В 2002 и 2012 году бывший чешский пилот Томаш Энге, выступавший за рулем команды Prost в 2001 году, был «пойман» на употреблении марихуаны.

В его анализах нашли следы запрещенного вещества и отстранили от гонок – в 2002 от «Формулы-3000», в 2012 на полтора года от автоспорта.

Самый громкий случай, в 2014 году, случился с Франком Монтаньи. Талантливый пилот действующей на тот момент команды «Формулы E» Andretti сдал положительную пробу… на кокаин, и был дисквалифицирован на два года.

И хотя сам Франк оправдывался, что он «отделяет кайф от реальных гонок», бывшего пилота команды «Формулы-1» Super Aguri не допустили к автоспорту. Были и косвенные улики того, что Монтаньи не первый год принимает белый порошок.

Еще один громкий случай произошел в гонках NASCAR в 2012 году. Пилот Алмедингер провалил допинг-тест на амфетамины и был уволен из команды Penske, заодно его отстранили на три месяца от соревнований.

Собственно, больше громких случаев в современном автоспорте и не было. Гонщики добросовестно подставляют вены, берут баночки и сдают анализы, потому что понимают – от них зависят не только их собственные жизни, но и жизни коллег по цеху. Да и современные технологии и методики сбора не позволяют увиливать от правильного отношения к своей опасной профессии.

И все же интерес к допингу в автоспорте со стороны общественности всегда был очень велик. Достаточно вспомнить пару забавных эпизодов. Например, в 2004 году бывший врач Ferrari Бениньо Бартолетти внезапно заявил, что каждый третий гонщик употребляет небольшую дозу кокаина перед гонками. FIA срочно взяли анализы у пилотов – все они оказались отрицательными.

Времена сильно изменились – например, в 1913 году Жюль Гу победил в гонке 500 миль Индианаполиса, не забыв выпить пару бутылок шампанского прямо во время гонки, а Данкан Хэмилтон в 1953 бравировал тем, что «хорошенько хряпнул перед Ле-Маном».

Впрочем, опять же, точных доказательств у нас нет.

И, наконец, одна из самых характерных историй – это та, как пилоты относятся к допингу и вообще правильному и неправильному образу жизни. На Гран-при Монако 1983 пьяный Кеке Росберг пытался затащить в бар «правильного» Ники Лауду, напирая на то, что его «задолбали гонки на этих ванных».

Кеке тогда сказал Ники, что он – работяга, и у него нет мечты «сдохнуть за рулем», поэтому никто не вправе у него отнимать «радость выкуренной сигареты».

Мы же рекомендуем вести здоровый образ жизни, не забывать о спорте и ни в коем случае не употреблять запрещенные вещества. Жизнь слишком коротка, чтобы делать ее еще короче, и, как говорили наши родители: в здоровом теле – здоровый дух! Полезные продукты, правильное дыхание – никакие допинг-стимуляторы это не заменят. Вперед, к новым рекордам!

Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.
rdsbanner