bagio-winter
Анна Криворучко

Берег левый, берег правый: правила проезда ледяных переправ

Рассказываем, в чём особенность ледяных переправ, и делимся советами о том, как вести себя на замёрзших водоёмах

Хоть новогодние праздники уже позади, это не повод отказываться от путешествий. Да и что может помешать продлить беззаботные каникулы, если год только начался и взять отпуск можно в любой момент? Можно, конечно, провести время дома и отдохнуть от круговерти салатов, но если душа попросит настоящих приключений, даже недели хватит, чтобы снарядить чуть ли не мини-экспедицию и добраться до действительно отдалённых диких уголков, где особенно атмосферно и красиво.

Понятно, что такой формат требует недюжинной подготовки, и дело здесь не только в машине. Спланировать маршрут нужно досконально: учесть проходимость, возможные перекрытия и сниженную, по сравнению с летним периодом, среднюю скорость движения. При этом, расчерчивая карту, не забывайте про «сезонные» дороги, которые могут встретиться на в поездке. Речь сейчас о ледяных переправах, которые открываются каждую зиму и могут существенно сократить путь, а значит, сэкономить ценное время.

Полосы, проложенные по поверхности застывших водоёмов, нередко становятся палочкой-выручалочкой, но стоит помнить, что проезд по ним может представлять огромную опасность. Давайте разбираться с нюансами ледяного хайвея.

Что такое ледяная переправа

Вопреки расхожему заблуждению, к полноценной переправе нельзя отнести тропинку, накатанную колею или даже прочищенную трактором дорогу в произвольном месте озера или реки. Такие «народные тропы» могут быть сколь угодно комфортными, но ни о какой безопасности на них речи не идёт.

Полноценная сезонная часть дорожной сети, во-первых, в обязательном порядке регистрируется в ГИМС МЧС России, а во-вторых, имеет владельца — им может быть как компания, так и частное лицо. При этом тот, кто организовал такой «коридор», полностью отвечает за эксплуатацию и предотвращение всевозможных ЧП.

Среди прочих обязанностей хозяина «спецучастка»: организация въездов и выездов, разметка границ полосы специальными вехами, поддержание полотна в пригодном для езды состоянии, контроль за нагрузкой на лёд, а главное — ежедневный мониторинг толщины покрытия.

Примечательно, что хотя в общем такие «сооружения» подпадают под действие государственных стандартов, регулирование движения и правила проезда индивидуальны для каждой переправы. Последние, к слову, также разрабатывает владелец. В подавляющем большинстве случаев незадолго до съезда устанавливают заметный информационный стенд, где указаны скоростной режим, требования к поведению, запреты и нюансы, «эксклюзивные» для поездок по смёрзшейся воде. 

На востребованных участках создают целую инфраструктуру и организуют не только полноценный КПП и штат рабочих, но и дежурство экстренных служб на случай ЧП. В их распоряжении как стандартное оборудование, так и тягачи с непомерно длинными тросами.

Внешний вид каждой подобной дороги уникален и зависит от особенностей конкретной местности. Но есть ряд правил, которые действуют на всех ледяных переправах, о них и расскажем.

Режим движения

Ровное и однородное покрытие легко испортить. Это заметно даже по асфальту, что уж говорить про субстанцию, то и дело стремящуюся стать жидкой от малейшего нагрева. Понятно, что хрупкости застывшей воде не занимать, так что от разгонов, торможений и смен направления придётся воздержаться. К слову, это также помогает избегать аварий. Единственный допустимый вариант — двигаться медленно (обычно порядка 10 км/ч) и чинно, поворачивая руль только ради повторения естественного рельефа.

Дистанция

Обычно за интервалами между транспортом следят отдельные люди. «Просвет» между машинами частенько корректируют в зависимости от прочности льда и погодных условий. Сокращать дистанцию до впереди идущей машины после проезда КПП категорически нельзя — лёд может не выдержать сконцентрированного на сравнительно небольшой площади веса и проломиться.

По этой же причине в подобных локациях запрещены обгоны, а встречные полосы либо отсутствуют в принципе, либо разнесены на почтенное расстояние.

Использование ремней безопасности

Все водители прекрасно знают, что за рулём жизненно необходимо пристёгиваться. Но не в этом случае. Ремни безопасности призваны надёжно фиксировать тело при столкновении и сокращать количество потенциальных травм в ДТП. На воде в третьем агрегатном состоянии ситуация совершенно иная. Риск более или менее серьёзной аварии приближается к нулю, а вот опасность внезапно окунуться в прорубь есть всегда. И если это случится, ремень не позволит экстренно покинуть тонущее судно, в которое при худшем раскладе превратится автомобиль, а значит, вместо средства спасения вы получите источник смертельной угрозы. Указание о необходимости отстегнуться есть на каждой переправе, не стоит им пренебрегать.

Положение дверей и окон

Единственная ситуация, заставляющая меня открывать дверь на ходу, — парковка задним ходом к бордюру, который не видно в зеркало. Счастливые обладатели штатных камер и хотя бы кроссоверного дорожного просвета вряд ли когда-нибудь проделывали даже такое безобидное упражнение, так что для них движение с незакрытой створкой тем более нонсенс. Что ж, в условиях переправы придётся адаптироваться и испытать новые ощущения. Чаще всего двери просят не только не блокировать, но и немного приоткрывать. Причина та же — спонтанное погружение. Дело в том, что разница давлений в салоне и снаружи буквально заблокирует все проёмы и покинуть транспорт получится только тогда, когда он почти целиком заполнится водой. Напомним, ледяной!

Конечно, на рельеф делают поправку — ездить с расправленными «крыльями» можно не везде. Альтернатива — опущенные стёкла. Через них эвакуироваться чуть дольше, но это хотя бы возможно.

Перевозка детей

Про детские кресла всем тоже давно известно, но здесь они даже большее зло, чем ремни безопасности. Вопреки общим правилам дорожного движения и привычкам, маленьких пассажиров правильнее всего держать на руках и в критической ситуации незамедлительно эвакуироваться вместе с ними.

Чего ещё нельзя делать не переправах

Среди всех табу есть три, которые встречаются буквально на каждом подобном объекте.

Во время пересечения водоёма нельзя останавливаться. Здесь дело скорее не в весе машины (лёд-то его выдержит), а в горячих выхлопных газах, которые преспокойно будут плавить полотно прямо под вашей кормой.

Заправляться на этом участке маршрута тоже запрещено. Это как минимум может быть пожароопасно, а огонь в подобных условиях максимально некстати.

И отдельный пункт для любителей зимней рыбалки. Как вы уже догадались, делать из дороги решето чревато плачевными последствиями. Для тестовых лунок, которые собственноручно прорубает обслуживающая бригада, есть отдельный регламент. Их, кстати, запаивают после проверки толщины покрова.

На самом деле, запретов и предписаний куда больше, но они могут серьёзно отличаться в зависимости от локации и погоды. Внимательно изучайте стенды с правилами, следуйте инструкциям работников переправы, не пытайтесь проехать по закрытой дороге, особенно в условиях плохой видимости — полынью может припорошить снегом, или она просто «потеряется» в тумане. И главное — в случае серьёзных проблем не включайте режим супергероя! Спасать машину можно только после того, как все люди оказались в безопасности.


Анонсирующие фото: freepik.com

bagio-winter