Ценный груз: как правильно и безопасно возить детей в машине
Рассказываем, как сделать поездки с детьми максимально безопасными, нужно ли детское кресло и как долго придется его использовать
Рано или поздно в жизни большинства автомобилистов наступает момент, когда приходится задумываться о том, как же перевозить пассажира-ребёнка. Конечно, со взрослыми в этом плане всё куда проще — достаточно проконтролировать использование ремня безопасности и можно отправляться в путь. С детьми дела обстоят сложнее, давайте разбираться почему.
Вряд ли у кого-то есть сомнения в том, что самая опасная ситуация с непредсказуемыми последствиями на дороге — это ДТП. Понятно, что аварии бывают совершенно разной степени тяжести — от едва видимых царапин на бампере до превращения кузова в непотребный металлолом. Иногда за счет мастерства водителя плачевных последствий удаётся избежать, но в большинстве случаев исход столкновения предугадать невозможно. Наглядное подтверждение тому — страшные аварии в профессиональном автоспорте. Даже от максимально опытных и, казалось бы, всемогущих пилотов то и дело можно услышать крылатую фразу «Я был просто пассажиром».
Что же случается с человеческим телом в момент столкновения? На весь организм начинают действовать колоссальные перегрузки. Это происходит от того, что в момент, когда сам кузов резко останавливается, всё, что находится внутри него, как бы продолжает своё движение относительно земли. Затем благодаря системам безопасности тела пассажиров и водителя тоже замедляются, причём довольно резко. В это мгновение сила инерции так велика, что мышцы тела не в состоянии ее побороть — отсюда возникают травмы шеи даже при вроде бы небольших ударах сзади. Поначалу при стремительном ускорении голова упирается в подголовник, а при замедлении «летит» вперёд против воли человека внутри машины. В случае быстрой остановки тело становится будто бы в несколько раз тяжелее, чем обычно. Вдумайтесь: вес может вырасти не просто в 2-3 раза — на высоких скоростях цифра рискует оказаться двузначной.
Даже взрослые люди с развитой мускулатурой не способны противостоять таким нагрузкам. Именно поэтому в гонках используют не только монококи и каркасы безопасности, но и специальные пятиточечные ремни, систему фиксации головы HANS, а также разнообразные мягкие проставки для головы и рук. По понятным причинам детская мышечная система куда слабее, так что ДТП, которое не нанесёт взрослому никакого вреда, может иметь тяжелейшие последствия для ребёнка. Кроме того, штатные ремни безопасности автомобиля, а точнее их преднатяжители имеют нижний предел срабатывания по нагрузке. Так, в современном транспорте корректная работа гарантирована только в случае, когда пристёгнутый человек весит не меньше 36 килограмм. Чем масса больше (в пределах разумного, конечно), тем эффективнее сработает ремень.
Наверное, многие слышали байки о «ремнях-убийцах», буквально разорвавших своим давлением внутренние органы пострадавших в авариях. Давно известно, что такие случаи единичны и скорее являются неудачным стечением обстоятельств. Но вот сдавливание дыхательных путей — другое дело. Логично, что лямки должны фиксировать тело в той точке, где давление не приведёт к печальным последствиям. Что в пяти-, что в «гражданских» трёхточечных ремнях, это в том числе плечо. Нередко даже взрослые люди низкого роста сталкиваются с тем, что по факту ремень упирается в шею — тогда высоту кресла приходится дополнительно подстраивать. С детьми в этом плане ещё сложнее — диапазона регулировок на малышей просто не хватит, а значит, при ударе или просто резком торможении лямка рискует превратиться в импровизированную удавку.
Согласитесь, перспектива не самая радужная. Это подтверждает и сухая статистика МВД. Хотя аварийность на дорогах планомерно падает — за последнюю пятилетку общее количество ДТП снизилось на 41 394 (со 168 099 зафиксированных случаев в 2018 году до 126 750 случаев в 2022-м) — детский травматизм всё ещё довольно велик: из общего числа пострадавших и погибших на дорогах людей в 2018 году (233 067 человек) летальных исходов для несовершеннолетних зафиксировано 628. В 2022 году в 126 705 ДТП пострадали и погибли 173 807 человек, среди которых было 547 умерших детей.
К сожалению, надеяться только на сознательность родителей в плане обеспечения безопасности перевозки не приходится. Ведь многие даже не догадываются о том, какими могут быть последствия одной короткой поездки. Поэтому к мониторингу и регулированию ситуации активно подключилось государство.
Что о правильной перевозке детей говорит закон
Основные правила собраны в 22-ой статье ПДД, а конкретно — в пункте 22.9. Там сказано, что все пассажиры младше семи лет должны перевозиться только с использованием детских удерживающих устройств при условии, что в автомобиле с завода есть система ISOFIX, ремни безопасности или и то и другое.
Для тех, кто постарше (7-11 лет), вариативность больше. Сзади можно ездить как в кресле, так и с бустером или вовсе без всего этого — просто пристегнувшись (при условии, что ремни получается расположить правильно). Если же ребёнку хочется ехать спереди, то тут без подходящего кресла или бустера точно не обойтись.
А вот начиная с 12 лет дети уже считаются достаточно взрослыми, чтобы ездить так же, как и их родители — хоть спереди, хоть сзади с использованием штатных ремней.
Как штрафуют за неправильную перевозку детей
Если есть закон, то и наказание за его несоблюдение тоже, естественно, предусмотрено. За нарушение правил людей штрафуют по статье 12.23 КоАП. К детям применимы пункты 3-6. По ним обычный водитель, нарушивший правила перевозки ребёнка, получит штраф в 3 000 рублей. Для должностных и юридических лиц суммы выше — 25 000 и 100 000 рублей соответственно.
Отдельно рассматриваются нарушения при организованной перевозке. В этих случаях ответственность серьёзнее.
Как выбрать подходящее детское кресло
В ПДД раскрыта лишь общая информация о необходимости применения детских кресел, но, понятное дело, никаких подробностей и тонкостей там не найти. Для этого есть отдельные требования Росстандарта, по сути, дублирующие Правила ЕЭК ООН № 44. Согласно им, детские удерживающие устройства (ДУУ) поделены на пять групп (исходя уже не из возраста, а из веса):
- группа 0. Для новорожденных и немного подросших младенцев весом не более 10 кг. Чаще всего подходит для детей до шести месяцев. В автомобиле устанавливается сзади поперёк сидений.
- группа 0+. Для детей приблизительно до года, ограничение по весу — 13 кг. Такие кресла ставят уже по ходу движения, но спинкой вперёд. Это убережёт неокрепшую детскую шею в случае аварии.
- группа I. Практически гоночный «ковш» среди детских кресел. ДУУ устанавливают уже стандартно — лицом вперёд, при этом ремни у кресла собственные (на три или пять точек), а дополнительные массивные вставки и развитая боковая поддержка обеспечивают защиту головы и тела. Использовать такое кресло можно при весе 9-18 кг. Средний возраст — до 4 лет.
- группа II. Подходит для уже подросших детей от 5 до 7 лет. Допустимый вес ребёнка — от 15 до 25 кг. Конструкции есть разные — и со своими ремнями, и те, которые подразумевают фиксацию штатными автомобильными лямками. В последнем случае обычно предусмотрены встроенные направляющие для оптимального распределения нагрузки.
- группа III. Здесь вес уже находится в диапазоне 22-36 кг. Примерно столько весят дети 7-11 лет. Такие ДУУ уже скорее компенсируют недостаток роста и иногда дополнительно прикрывают виски. В подавляющем большинстве спинка у них съёмная — это позволяет легко трансформировать кресло в обычный бустер.
Понятно, что все эти цифры приблизительные, а комплекция конкретного ребёнка может не соответствовать золотому стандарту производителя, тем более «эталон» меняется от фирмы к фирме. Поэтому перед покупкой тест кресла обязателен, тем более что ДУУ гарантирует не только безопасность, но и комфорт маленьких пассажиров в поездках. Если чуть подробнее, то слишком тесный вариант просто неудобен, а в случае аварии ремни создадут лишнее давление на органы. Излишне свободная модель, возможно, выиграет в комфорте, но не обеспечит надёжной фиксации при столкновении — из неё можно просто выскользнуть.
Казалось бы, примерка прошла успешно, кресло красивое и, что немаловажно, без проблем протирается обычными салфетками. Можно смело покупать? К сожалению, нет. Придётся проверить ещё кое-что — сертификат.
Обязательна ли сертификация детских кресел
Обратимся к техническому регламенту Таможенного Союза ТР ТС 018/2011. Да, тому самому, что фактически запретил кустарный тюнинг и изменения в конструкции транспортных средств. Требования к детским креслам там спрятаны аж в Приложении под номером 10, но они всё же есть. Самый примечательный пункт в отношении ДУУ — 31-й. Там сказано, что кресла должны не только отвечать стандартам ООН, но и иметь сертификат соответствия от аккредитованных лабораторий.
Вся прошедшая испытания продукция маркируется соответствующим стикером — обычно его располагают на полозьях или корпусе. Но наклейка, к сожалению, не всегда на 100% гарантирует качество кресла. Надёжнее всего при покупке попросить копию сертификата и прямо на месте проверить его подлинность. К счастью, сделать это можно онлайн прямо на сайте Росаккредитации.
Чем грозит покупка контрафакта и несертифицированного изделия? Во-первых, при аварии никто не несёт ответственности за его эффективность, а во-вторых, использование ДУУ, не отвечающего правилам, пусть и формально, по закону приравнивается к перевозке ребёнка без кресла. Это значит, что при проверке инспектор ГИБДД вполне законно выпишет водителю штраф.
Как установить детское кресло в машине
Перед покупкой обязательно изучите свои сидения. На стыке спинки и подушки должны быть пазы с проушинами. Обычно они прикрыты пластиковыми или текстильными заглушками, а иногда просто прячутся в прорезях обивки. Прямо на кронштейнах должна красоваться надпись с названием типа крепления. В СНГ это чаще всего ISOFIX, но варианты всё-таки возможны. К сожалению, разные системы несовместимы между собой, так что если вместо ISOFIX на механизмах вы увидите, например, LATCH, то и кресло придётся искать соответствующее.
Бывает и так, что специальных креплений не предусмотрено вовсе. Не паникуйте, никакой проблемы в этом нет. Единственное, что нужно сделать, — подобрать модель ДУУ, фиксируемую штатными ремнями. Чаще всего для этого на задней стенке детского кресла есть специальные пазы, схема крепления с инструкцией должна идти в комплекте. Это менее удобно в установке, но за счет веса самой «конструкции» штатная безопасность сработает как надо.
Когда «трон» выбран, достаточно следовать указаниям производителя. Кронштейные системы просто защёлкиваются в имеющиеся пазы и при необходимости дополнительно фиксируются ремнями или тросами (так называемый «якорь» для стабилизации верхней части спинки).
Если кресло крепится ремнями, «сплетите» из них подходящую «паутину» и защёлкните как обычно.
Когда всё будет готово, сажайте ребёнка, надёжно пристёгивайте и отправляйтесь в путь.
Безопасность всегда должна стоять на первом месте, особенно когда речь идёт о тех, кто ещё или уже не может сам позаботиться о себе в достаточной мере. Даже если «да тут всего 300 метров проехать» и «ничего за две минуты не случится», не стоит играть в лотерею. Задумайтесь, пара-тройка потраченных на установку устройства минут могут спасти от попадания в грустную статистику, где за каждой цифрой — прервавшаяся жизнь.