1925-250
Оля Лукьянова

Аркадий Цареградцев: «Дрифт — это самое потрясающее, что можно делать с автомобилем»

Сгоняли в Сочи, чтобы встретиться с самым именитым дрифт-пилотом нашей страны — Аркадием Цареградцевым. Мы узнали, как закаляется характер, сколько стоит участие в дрифте и как сделать так, чтобы всё получалось.

Аркадий, я впервые приехала на дрифт. Прежде я специализировалась на кольцевых гонках…

Ну понятно: «Формула-1» — это спорт, а дрифт — это не спорт.

Нет-нет, я так не считаю. Напротив, мне кажется, что дрифт — это самое зрелищное, что есть в мире гонок.

Абсолютная правда.

Да, именно поэтому другие российские гоночные серии не собирают такого количества зрителей, сколько собирает дрифт. Но речь о другом: вот я впервые приехала на дрифт, о чём нужно знать новичку?

О том, что на это потребуются деньги! И что не возникнет ситуации, в которой можно позволить себе подумать: «вот, я такой молодец и сейчас меня заметят спонсоры». Талантливых людей очень много, а спонсоров очень мало. Пока этот мир не настолько засыпан деньгами, и здесь нужно рассчитывать только на себя. Хотя это правило работает не только в дрифте, но и в целом в жизни. Нужно считать дрифт просто своим увлечением, и очень хорошо, если в процессе он начнет приносить тебе деньги.

Приносит?

Чуть-чуть приносит. Но я уже давно занимаюсь этим делом.


В какой момент твоё увлечение начало приносить доход?

Знаешь, мне кажется, что в прошлом году. И то, я не считал, честно говоря. Так что может быть и не приносит по-прежнему.

А как же рекламные контракты?

Они есть, но представляешь сколько вот это вот всё стоит?

Для понимания: сколько стоит собрать мотор для твоего автомобиля?

8 миллионов рублей.

Это же Porsche Cayenne можно купить!

По моему сейчас он стоит дороже. Вот только он некрасивый, да и не «едет». А этот автомобиль «едет», и он красивый.

Наш журналист Яков, который как раз специализируется на дрифт-тематике, поручил мне спросить: что ты думаешь об участии девушек в дрифте?

На это прикольно смотреть, но… результатов-то нет! Самая результативная гонщица в России — Екатерина Седых. У неё был результат, потому что они жила этим, занималась только этим, с ней постоянно находился тренер. И её просто натаскали — она ехала на рефлексах. Понимаешь, в чём дело — девушки не злые, а в заездах нужна злость.

Тогда спрошу о трех главных качествах для дрифтера. Какие они?

Воинственность: напасть, наказать, покусать. Я имею в виду в заезде, а не в техпарке. Ещё нужна скорость, желание быстро ехать, быстро двигаться. У девочек есть это желание? Я таких не встречал. Мне кажется, что нужно создать женский класс, как в Японии. А вообще, все ждут от женщин, что это будет красиво и сексуально.

Ну а какая сексуальность в автоспорте?

Знаешь, как мужчины реагируют на девушек в автоспорте? «Да куда она лезет вообще!» — и не идут смотреть. Эти стереотипы пока не удалось разрушить, причем не только в России, но и во всем мире. И чтобы его сломать, от девушек нужны супер результаты, а их пока в автоспорте нет.

А как же Ирина Сидоркова? Я сразу вспомнила, как в прошлом году в Чечне она с огромным отрывом выиграла этап. Или ты не следишь за кольцевыми гонками?

Я немного слежу, и даже немного слежу за Ирой. Вижу, что она постоянно где-то участвует. Что могу сказать — круто! Пусть она будет первой, кто «разнесёт» всех пацанов. Но в «кольце» девочкам ехать проще, чем в дрифте, потому что это более системная история. А в дрифте происходит слишком много событий на одну единицу времени, и нет возможности исправить ошибку, понимаешь? У тебя есть всего 30 секунд.

Когда я только пришла, первое, что ты спросил: «А что такое дрифт?» И теперь я задаю тебе тот же самый вопрос уже во время интервью.

Дрифт — это самое потрясающее, что можно делать с автомобилем. Хотя то, что мы делаем с автомобилями, совсем неестественно для них. Вот, например, я ездил на Lamborghini на трек-дне — здесь, на «Сочи Автодроме». Я ездил и понимал, что машина для этого создана.

А дрифт — это буквально издевательство над автомобилем.

Во-первых, мотор нормально не обдувается, во-вторых, он постоянно работает на пределе, всё греется, нужна большая мощность, шины стираются за два круга. Ну что тут говорить — техника не для этого создавалась. А то, что гонщику от этого весело — это безусловно.

Тебе весело каждый раз?

Конечно. Каждый раз. Я езжу на протяжении уже 10 лет и каждый раз ору: «Класс!»

Ты считаешь это работой?

Я не хочу называть это работой. Если я начну относиться к гонкам, как к работе, начнутся какие-то схемы, установки: «А я должен в любом случае победить!» Это не работает. Надо ехать в свое удовольствие, то есть честно, открыто, чисто и агрессивно. А если это станет работой, то все станет более системно. Поэтому я не хочу называть это работой. Вот когда я занимаюсь организацией, выполняю менеджерские задачи — это уже работа.

То есть такие функции ты тоже выполняешь сам?

Моторы и машины я сам не строю — для этого есть команда, а вот организовать все процессы, чтобы всё работало и дышало — моя задача.

Сколько человек сейчас в твоей команде?

Я, главный инженер, ещё один инженер, трое механиков и менеджер.

Тебе хватает людей или при возможности пригласишь ещё?

Ещё, конечно. Но по нашей специфике очень сложно найти талантливых механиков. Даже не просто сложно, а очень сложно, потому что работа отчасти творческая. Приходится решать задачи, которые никто и никогда не решал, а стоимость ошибки очень высокая. Многие попросту боятся пробовать.

Ты помнишь тот самый момент, когда понял, что будешь заниматься дрифтом?

Я же сначала занимался дрифтом как организатор, а потом уже стал пилотом. Я делал эти гонки для других, но постепенно начал думать: «А почему они гоняют, а я — нет?» У меня не было на это денег, но потом появился партнёр, мы построили машину, и я поехал. Всё получилось просто потому, что несколько ребят договорились между собой.

Почему ты решил заниматься организацией дрифта?

Прикольно, весело, никто этого не делал. Кольцевые гонки — делали, а дрифт — нет. Как-то раз мы собрались с единомышленниками и просто сказали: «А давай!»

А как ты вообще узнал про дрифт?

Тогда еще были диски — увидел, как дрифтят японцы.

А смотришь ли ты другие гонки? Например, «Формулу-1»?

По телевизору смотрел.

Переживал за наших гонщиков?

А чего за них переживать? Понятно, что я за ребят из России, и мне хочется, чтобы у них всё получалось. Но в «Формуле-1» всё работает иначе: вот ты попал в команду, и у них, например, есть «самовозка» — она в любом случае привезёт тебя на подиум.

Ты намекаешь на Льюиса Хэмилтона?

Безусловно. Помнишь историю, когда он не смог «ехать» гонку, и в его болид посадили какого-то «ноунейма»? И он «ехал» не хуже.

Джордж Рассел. У него тогда ещё каким-то волшебным образом оказалось перепутано колесо.

Ну да, иначе он бы выиграл, и всем бы стало всё очевидно. Хотя, итак, стало, я думаю. Там 70% успеха — это машина. 30% — команда, и совсем небольшой процент зависит от пилота. Они там все быстрые! А у нас от пилота зависит 60% успеха.

А остальные 40%?

Это техника.

А как же удача?

Дело в том, что дрифт — это 100% удачи. А вот удача уже распространяется на технику, на твоё пилотирование. Повторю: 30 секунд длится заезд. Ничего нельзя исправить. Моргнул не вовремя — домой!

Бывало такое, чтобы ты моргнул не вовремя?

Бывало! Да вообще всякое бывало, я же давно езжу.

Тебя наверняка часто спрашивают о самой памятной гонке. Какая первой приходит на ум?

Япония. Я чуть не перестал быть дрифтером, после того, как врезался в стену и списал машину.

А потом сидел у костра и думал: «Похоже дрифт — это не моё».

Засыпал с этой мыслью, а когда проснулся, подумал: «Ты что дебил?» — сел и поехал.

Хотел бы поучаствовать в кольцевых гонках?

Я только недавно ездил на Lamborghini в «кольце» на трек-дне. Можно и длинные гонки будет на ней проехать — такое «кольцо» я люблю. А вот ехать на Lada Kalina — не прикольно. Хотя Lada Vesta Sport на боевом шипе — другое дело, я же «ехал» «Гонку Чемпионов» в Тольятти. Это было весело, я даже в полуфинал попал. Но всё равно тяжело было на переднем приводе. Я руль в сторону заноса поворачиваю, а там — куда смотришь, туда и езжай.

А для чего изначально тебе эта Lamborghini? Ты к чему-то готовишься?

К красивой гоночной жизни.

А я сразу подумала про GARAGE FEST, который пройдёт 5 и 6 августа на IGORA DRIVE. Там же будут гонки на выносливость…

Кстати, там я может быть тоже буду. Есть планы туда поехать, потому что просто хочу.

GARAGE FEST — это классное гоночное событие!

Можно и гонку на выносливость проехать, почему нет? Я выносливый, Lamborghini — тоже. Главное, чтобы погода была хорошей, это же недалеко от Санкт-Петербурга.

А разве дождевая гонка — не самое интересное? Или в дрифте иначе?

Дождевая гонка — это ужасно. Ненавижу. Наша резина подходит и для дождя, но полностью пропадает весь wow-эффект. Дыма нет, и скорость падает.

В какую сумму тебе обходится один сезон в дрифте?

Если под ключ, с хорошими гостиницами, то на один автомобиль этап будет стоить примерно 1,5 миллиона рублей.

Почему ты сделал акцент именно на гостиницах? Для тебя настолько важно, где ночевать?

Я жил в разных гостиницах, но мне такое не нравится. Гоча постоянно попрекал меня этим, когда мы ездили в Японию: они снимали какой-то небольшой домик, в котором жили друг на друге, а я всегда жил отдельно, в хорошей гостинице. И я считаю, что должен был определённый уровень комфорта. Я не хочу страдать. Автоспорт — это не про страдания.

Ты устаешь от людей? От бесконечного количества внимания?

Бывает. Поэтому люблю уединённый отдых. И даже немного домашний. Для меня идеальный отдых — это куда-то съездить, попутешествовать спокойно, под музыку. Поймать медитативное состояние. Куда бы я не приехал — мне всё интересно. В Магадан, например, я летал. Было круто. Осознание того, что оттуда нет дороги, и ты можешь выбраться только на самолёте — это что-то невероятное.

Есть «городская легенда», что свой путь в дрифте нужно начинать с «Жигули».

А вот это — правда. Потому что ты можешь почувствовать автомобиль: понять, где и что у него барахлит, проникнуться гоночной техникой, её духом и потом перейти к более сложным машинам. У меня, кстати, был «Москвич» 412.

Что с ним сейчас?

Его угнали наркоманы. Разломали полностью. Когда я нашёл его, то там уже нечего было взять. Я не стал его восстанавливать, но на самом деле у меня есть цель когда-нибудь снова купить себе «Москвич» 412. А ещё я недавно посмотрел прохождение Atomic Heart, и там главный герой ездит на красном 412 «Москвиче». Кстати, игра просто высшего класса.

Я не могла поверить, когда Ильдар Автоподбор сказал мне, что смотрит прохождение игр. А теперь вот ещё и ты. Но раз уж мы заговорили про игры, то расскажи, как ты относишься к киберспорту?

Я знаю множество примеров, когда ребята из кибер-спорта «ехали» хорошо и вживую. У нас в проекте «Дорога в дрифт» и такие ребята были — они никогда не ездили на машине, а потом садились за руль и у них получалось. Недавно я купил симулятор своему ребёнку, и у него тоже отлично получается. А у меня вот почему-то получается не очень. Я-то привык получать информацию «пятой точкой», то есть из кресла, а в кибер-спорте нужно получать информацию глазами. Привычка — это наработка, моторика, а значит требует много времени, которого у меня нет. Ты думаешь как мы узнаем, где поворачивать, где тормозить? Вся информация из этой точки и приходит. Я этим местом чувствую всю машину (смеется).

А у вас, как и в кольцевых гонках, есть прогулка по трассе перед гонкой?

Я уже на это «забил». Выезжаешь просто и всё понимаешь. Не вижу смысла смотреть на трассу. Мне кажется, что это понты — так не получишь никакой информации. Может просто какая-то особенная философия.

Пока не выедешь на трассу на машине, ты всё равно ничего не поймешь.

Толку от того, что ты узнал какой там асфальт, если с машиной что-то не так? Я ездил в «кольце» и никогда не рассматривал эти ямки.

Какой главный инструмент в дрифте?

Голова. Как говорится, «здоровая кукуха». Это самый главный инструмент. Нужно понимать автомобиль: как он двигается, как менять настройки, что это даст. Плюс, нужно спокойствие, хладнокровие.

Когда ты выезжаешь на трассу — все хотят тебя покусать, а ты должен покусать в ответ.

Но при этом не «перегазовать», скажем так, потому что если ты «перегазуешь», то у тебя ничего не получится — просто врежешься и всё. Поэтому ты должен быть спокоен, но при этом заряжен на победу и в меру зол.

Волнуешься каждый раз перед выездом?

Стараюсь не волноваться, потому что это сильно мешает. Когда появляется адреналин, ты едешь нестабильно.

Нужно ехать с холодным разумом, спокойно, расчётливо.

Пусть это не всегда создает wow-эффект для зрителя, и может быть заезд получается чуть более точным, чем они ожидают, зато это ведёт к победе более прогнозируемо, чем риск.

А у тебя есть хобби, благодаря которым ты отвлекаешься от гонок?

Я живу гонками. И моё хобби — просто куда-то сорваться погонять. Я ведь мало гоняю. Моя основная задача — все срастить, чтобы всё работало как часы. А гонок у нас мало — всего 7 этапов в сезоне. И мне не хватает именно времени управления автомобилем. Ты столько сил и денег вкладываешь в машину, и так мало на ней ездишь. Это же дорогая игрушка — 20 миллионов стоит.

Раз уж заговорили про свободное время, расскажи, на каком автомобиле ты передвигаешься в обычной жизни?

У меня был Mercedes-AMG GT, но я его продал и поменял обратно на свой Mercedes-AMG E63. А когда вернул его, понял, что они вообще не отличаются. При этом «Ешка» стоит в два раза дешевле, и я подумал: «Ну и зачем мне содержать AMG GT?» Ещё у меня есть «Нива» для того, чтобы ездить в лес: она красивая, в Адлере все на «Нивах» ездят. Еще праворульный автобус, оформленный в Абхазии. А сегодня я приехал на Toyota Supra. Все машины у меня разные, и каждая по-своему прикольная, а любимой — нет. Мне достаточно быстро надоедают машины, а когда я пересаживаюсь с одной на другую — такого не происходит. Мне нужна постоянная смена автомобилей, чтобы они продолжали дарить мне эмоции.

Если у тебя появляется свободная неделя, чем ты занимаешься?

У меня не бывает такого.

Если мне нечего делать, это значит, что со мной что-то не так.

Я сразу начинаю паниковать: «Как так? Что происходит? Ты где-то что-то упускаешь!» Начинается саморазгон, самокопание.

Неужели никогда не было такого, чтобы ты просто выгорел?

У меня такое бывает под вечер — я устаю немного. Но помогает бокальчик вина, симулятор или просмотр YouTube. И я восстанавливаюсь.

Что ты смотришь на YouTube?

Сейчас как раз смотрел прохождение игры Atomic Heart на протяжении почти шести часов. Это было круто, очень увлекательно. Понимаешь, тебе не нужно думать, ты не напрягаешься, потому что игры сейчас очень сложные, а тут ты расслаблен, потому что кто-то за тебя всё делает. И ты получаешь такие же эмоции не напрягаясь. А ещё я смотрю наш российский сериал «Мылодрама». Мне очень нравится! Он отличный!

У тебя любимые фильмы, скажем так, топ-3, которые ты бы посоветовал всем посмотреть?

Знаешь, я чаще читаю, чем смотрю кино. Я прочитал всего Пелевина от начала и до конца по два раза.

Ещё на меня произвела впечатление книга Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».

Это очень мощная и крутая книга, которая мотивирует на правильную работу. Ещё я любил читать Бориса Акунина — у него очень много классных произведений. Например, книга «Аристономия», о том, каким должен быть человек, как он должен мыслить и вести себя в обществе.

Когда к тебе подходит ребенок/подросток и спрашивает о том, как стать гонщиком, что ты отвечаешь?

Они пишут мне в VK! Я стараюсь отвечать и давать всем один и тот же совет: «Работайте!» Я работал с пятнадцати лет на радио рынке, продавал диски. Как сейчас помню, ходил в валенках, чтобы ноги не мерзли. Главное — делать свою работу хорошо.

Не важно, чем ты занимаешься, важно отдаться этому полностью.

Даже если ты просто подметаешь двор, нужно стать в этом лучшим, чтобы тебя ставили в пример. Тогда тебя заметят, начнут уважать, и ты будешь двигаться дальше.

А если говорить о первых шагах в дрифте?

Нужно просто купить машину и начать ездить. Если говорить обо мне, то я старался ездить даже несмотря на то, что у меня в начале пути было «ведро». Я не думал о соревнованиях и спонсорах, не думал о деньгах — я занимался этим, потому что мне нравилось и было интересно. Так и проявляется характер гонщика: он либо сдаётся при первой неудаче, либо вгрызается в эту историю и двигается дальше. Так закаляется характер!

1925-250