А, может, витражное? Какое лобовое стекло выбрать
Разбираемся в тонкостях производственных процессов и маркировок ветровых стёкол и выясняем, на что менять «уставший» элемент
Зрение — основной вид чувств, когда речь заходит о езде за рулём. Именно глазами водители оценивают дорожную обстановку, считывают знаки и разметку, да и просто выстраивают виртуальную траекторию движения.
Автопроизводители весьма быстро смекнули, что ветер в лицо и волосы назад — это, конечно, безумно антуражно и фотогенично, но ни капли не практично, а нежный орган, отвечающий за визуальное восприятие, без дополнительной защиты и вовсе сначала начинает усиленно слезиться, а со временем «забивается» пылью, песком, насекомыми и прочими «радостями», которыми изобилует дорога. Ни о каком безопасном вождении с зажмуренными глазами по понятным причинам говорить не приходится, так что даже ранние модели массового сегмента были оснащены ветровым стеклом.
Про его эволюцию мы обязательно расскажем отдельно, а сегодня подробно разберёмся с одной из связанных с ним проблем, а именно с заменой.
Зачем вообще менять лобовое стекло
Как бы активно ни развивались технологии, с физикой и химией они по-прежнему спорить не научились. Причём здесь точные науки? Сейчас объясним. Самое обычное стекло — это, по сути, вещество, состоящее из оксида кремния. Наиболее близкий его «родственник», которого можно встретить каждый день, — знакомый всем песок. Само по себе стекло хоть и хрупкое (из-за своей сложной молекулярной структуры), но довольно твёрдое. Однако есть предостаточно элементов куда твёрже него, и это не только пресловутые алмазы, но и всё, что способно оставить на поверхности повреждения. Например, безобидные мелочи типа того же песка. При контакте условно мягкой поверхности с абразивами и просто более жёсткими частицами на ней неминуемо образуются дефекты — они могут быть как едва видимыми, так и достаточно серьёзными. Со временем они накапливаются и существенно затрудняют обзор. Это происходит потому, что свет начинает дополнительно преломляться в каждой «бороздке», и, если их слишком много, до зрачка доходит совсем не тот пучок лучей, который должен. Из-за этого мозг трансформирует световые сигналы в не такую чёткую картинку, как нам бы хотелось.
Мутная пелена перед глазами доставляет дискомфорт даже тогда, когда автомобиль статичен, что уж говорить о поездках. К сожалению, избежать разнокалиберных кратеров практически невозможно. Они остаются от ударов камнями и встречи с пылью, подхватываемой набегающими потоками воздуха. Некоторые царапины возникают в процессе излишне грубой очистки поверхности от снега, а со временем обязательно проступят и борозды от щёток стеклоочистителя, вернее от песка, который они заботливо смахивают вместе с другими загрязнениями. Этот износ вполне можно назвать естественным, но бывают и менее предсказуемые ситуации. К ним относится образование глубоких сколов и трещин, а также полная утрата стеклом целостности.
Про разлетевшееся на куски лобовое что-то пояснять излишне, а вот сколы и трещины уже немного занятнее. О причинах их появления и правильном порядке действий мы рассказывали, теперь давайте вспомним о нормативных актах. Технический регламент Таможенного союза, естественно, не обошёл стороной остекление, а в требованиях к обеспечению обзорности есть очень важный пункт под номером 4.7:
Наличие трещин на ветровых стёклах транспортных средств в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается.
Чисто юридически получается, что практически любой относительно глубокий скол со стороны водителя может внезапно поставить крест на поездках, если он решит «поползти». Если же трещина от попадания инородного предмета образовалась сразу, то, следуя ПДД, придётся подвинуть все планы и отправиться в сервис.
Понятно, что на дорогах никогда не было и не будет стерильной чистоты и даже самые аккуратные водители рано или поздно столкнутся с необходимостью замены стекла по той или иной причине. В самом факте «переостекловки» нет ничего страшного, хотя на вторичном рынке это нередко отпугивает покупателей. Куда важнее не замена, а то, что именно теперь красуется между стойками.
Какие бывают стёкла
Разновидностей у ветровых стёкол не так много, но они всё же есть.
Самое простое — калёное, оно же сталинит. Его главная особенность — относительная безопасность. Когда поверхность разбивается, стекло осыпается крошкой, исключая глубокие проникающие ранения заострёнными осколками. Эти экземпляры наиболее бюджетные, а всё потому, что в их характеристике есть ключевое слово «осыпаются». Несмотря на достаточную твёрдость, изделие всё же довольно хрупкое, а значит, вместо обычной трещины или скола велика вероятность получить сплошную «паутинку» после попадания камня. Обзорность при этом падает практически до нуля, а «крупицы» стекла разлетаются чуть ли не по всему салону. Их с высокой долей вероятности можно будет найти даже через несколько лет после инцидента. Кстати, это зачастую помогает при осмотре возрастных автомобилей с пробегом — стеклянная крошка под уплотнителями может стать «маячком» и натолкнуть на мысли о ДТП в истории, особенно когда осколки «притаились» сзади или сбоку. Сегодня сталинит уже практически не найти на рынке.
И вот почему: появился дуплекс. Несложно догадаться, что это изделие состоит из двух слоёв: основная несущая функция по-прежнему на стекле, но к нему добавляется тонкая прозрачная полимерная плёнка. Она не только положительно влияет на прочностные характеристики, но и спасает от осколков — все фрагменты остаются на ней и не разлетаются в разные стороны.
Следующая ступень эволюции — триплекс. Это уже двойные стёкла, «спечённые» с полимерной плёнкой. Они куда прочнее дуплекса, лучше держат удар и легче ремонтируются. К слову, и шума они пропускают гораздо меньше, чем предшественники. Но и стоит триплекс ощутимо дороже.
Отдельная каста — многослойные стёкла, которые чаще можно встретить на спецтранспорте. Их практически невозможно разбить, но цена таких моделей, кажется, пропорциональна их непомерному весу.
Как понять, что перед вами за стекло
Абсолютно все уважающие себя производители наносят на свою продукцию маркировку. Если её нет, она смазана или сделана откровенно кустарно, то перед вами контрафакт — его лучше обходить стороной. Дело в том, что все свойства стекла зависят от метода его «приготовления», а в условиях гаражных мастерских соблюсти сложные технологические процессы практически нереально.
Вернёмся к маркировке. Основная её часть стандартизирована, так что на продукции заводов всего мира она читается идентично.
Сверху всегда красуется изготовитель. У оригинальных стёкол там будет эмблема или название концерна, а у остальных — торговое наименование фабрики.
Чуть ниже нужно поискать одно из обозначений:
«Т», «Temperlite» или «Tempered» означают обычное калёное стекло.
«Laminated» или «Lamisafe» наносят на ламинированные типы. Понять, дуплекс это или триплекс, можно по дополнительной маркировке (римским цифрам или наклонным полосам), где I — повышенная прочность, II — триплекс, III — многослойное, VV — двойное со светопропускаемостью в пределах ПДД.
От чего зависит стоимость стекла
В первую очередь, конечно, от технологии, по которой оно было произведено. Следом за типом идёт производитель. К слову, оригинал не всегда будет самым дорогим. Именитые фабрики с историей могут предлагать аналогичные на первый взгляд стёкла в куда более высоком ценовом сегменте. Разумеется, есть и множество более доступных вариантов как среди европейских, так и среди азиатских и даже отечественных компаний.
Но кроме всего этого не забывайте и о том, что стекло может обладать дополнительными функциями: обогрев, всевозможные датчики, специальные площадки для ассистентов и «окошки» для транспондеров, напыление для проекции и прочие «фишки», присущие разным комплектациям. Естественно, чем «допов» больше, тем дороже будет изделие.
Так какое стекло всё же выбрать?
Наш совет довольно прост: не старайтесь максимально сэкономить. Бюджетные стёкла быстрее затираются и гораздо чаще трескаются. Посмотрите, какое именно остекление на автомобиле сейчас, и выбирайте аналогичные характеристики или лучше.
Оригинальная запчасть точно подойдёт, но помните, что концерны — это не стеклодувные мастерские. Готовые элементы им поставляют субподрядчики. Естественно, у каждого изготовителя свои контракты с абсолютно разными заводами по всему миру, но эта информация не тайна. Так что оптимальным вариантом по соотношению цена/качество будет продукция той же фабрики, но под её собственным брендом.
И ещё пара небольших советов. При покупке обратите внимание на кромки: они должны быть идеальными — никакой торчащей плёнки или сколов. Следите за тем, чтобы поверхность не искажала реальность. Этим давно не грешат даже самые что ни на есть бюджетные представители рынка, а вот подделки всё ещё могут удивить. Кроме того, не жалейте денег на профессиональную установку. Помните, что плохой работой можно испортить даже самое дорогое и идеальное изделие.
Анонсирующие фото: freepik.com