Неприятные сюрпризы: что делать, если на дороге в стекло попал камень
Безлимитные автобаны, идеальное дорожное полотно без единой ямы, прямые как стрела шоссе и развитая дорожная инфраструктура — сладкий сон любого автомобилиста. Но наши водители не избалованы такой роскошью и достаточно неприхотливы. Мы уже давно научились штурмовать любые кратеры на шоссе и называть дорогой то, что можно преодолеть только на подготовленном вездеходе-амфибии. Каждый день мы демонстрируем чудеса отваги и брутальности в борьбе с феноменом, называемым «российские дороги». Но есть ситуации, заставляющие дрогнуть сердце даже самых бывалых пожирателей километров.
Где бы вы не ехали: по загородной магистрали или городским улицам, вас всюду поджидают они — камни. Казалось бы, какой серьёзный вред может принести небольшое «ископаемое» груде железа и пластика? Если щебёнку не тревожить, то её настрой абсолютно не враждебный, а вот если она попадёт под колёса впереди идущего или встречного транспорта, то, поднятая покрышками, она превратится в настоящий снаряд. Если камень угодит в кузов или пластик, то вы почти наверняка увидите на этом месте небольшой скол краски и вмятину. Такие дефекты можно легко замаскировать и, если это вовремя сделать, они никак не повлияют на общее состояние и внешний вид автомобиля. Тем более, что многие владельцы дополнительно «укутывают» своих железных коней в специальные защитные плёнки. Значительно больший урон может быть нанесён ветровым стёклам.
Несмотря на специальную технологию изготовления и постоянные изыскания в сфере прочности остекления, эта часть автомобиля остаётся одной из самых хрупких. Даже небольшой камушек, угодивший в лобовое, может стать причиной скола или трещины.
Нужно ли оформлять повреждение стекла как ДТП?
Для начала давайте разберёмся, что же такое ДТП. Дорожно-транспортным происшествием считают любое событие, произошедшее при движении автомобиля и приведшее к повреждению машины или к травмам людей. То есть, если вы ехали по трассе и в вас врезалась птица — это такое же ДТП, как и обычное столкновение двух авто. Так что разбитое или покалеченное камнем стекло под эту категорию попадает.
Если неотрывно следовать букве закона, то после попадания камня и обнаружения повреждений, вы должны съехать на обочину, включить «аварийку», выставить знак и вызвать сотрудников ГИБДД для оформления. Также нужно будет уведомить страховую компанию о произошедшем инциденте. Но если вы этого не сделаете, то лишение прав за оставление места аварии вам не грозит.
Если оформить ДТП, получится ли отремонтировать стекло по страховке?
Даже если ДТП зарегистрировать, то получить деньги на ремонт или замену стекла не так просто. Давайте разберём несколько вариантов.
Страховка ОСАГО
Для того, чтобы получить выплату по «автогражданке», у аварии должен быть виновник. Более того, он должен быть из числа водителей. Если камень вылетел из-под колёс соседа по потоку, то обвинить его в создании аварийной ситуации практически невозможно. Исключением будет разве что езда по обочине или превышение скорости на участке с ремонтом дороги. Тогда, формально, такие нарушения могут привести к тому, что ваш автомобиль пострадал. Но это всё ещё нужно будет доказать прибывшим на место сотрудникам ГИБДД. Если они сочтут, что у инцидента был второй участник, справку об аварии на месте вы всё равно не получите — метателя камней будут разыскивать, а потом заведут на него административное дело. Обратиться в страховую компанию вы сможете только после того, как второго участника официально признают виновным. Если же все передвижения были в рамках ПДД, или никаких доказательств нарушения правил другим участником ДТП нет, то разбитое стекло придётся ремонтировать за свой счёт. То же самое относится и к грузовикам, перевозящим сыпучие строительные материалы или мусор.
Да, всё, что транспортируется в открытом кузове, должно быть закреплено. Но если оттуда всё же что-то выпало и вы от этого пострадали, мало запомнить номера большегруза. Нужно ещё доказать, что повреждения появились именно из-за несоблюдения другим участником движения правил перевозки. Если момент удара не заснят на видеорегистратор, сделать это практически невозможно.
Страховка КАСКО
В отличие от обязательного страхования, КАСКО бережёт сам автомобиль. Так что как следует изучите полис — в большинстве договоров предусмотрена опция одного или нескольких обращений в год без справки об аварии. При этом важно, чтобы страховка «покрывала» стёкла, об этом обычно есть отдельный пункт. Если все звёзды сошлись, то «головной боли» будет минимум. Посте инцидента лучше сразу позвонить в страховую и сообщить о случившемся. Возможно, вас попросят сфотографировать место происшествия и повреждения, но не более того. По КАСКО стёкла не ремонтируют, а меняют сразу на но-вые, так что волноваться придётся только о новых щётках стеклоочистителя и немного подросшей ценой полиса на следующий год.
Если виновник — не участник дорожного движения
Этот сценарий наиболее неприятный для пострадавшего. Представьте, что все едут строго по правилам, но дорога засыпана щебнем и маленькими фрагментами строительного мусора. Кому-то в стекло неизбежно прилетит камень и образует «паутинку». Тут не виноваты ни вы, ни другие водители. Ответственность за поддержание чистоты дорожного полотна в месте ремонта целиком лежит на подрядчике.
И если неисполнение этих обязательств привело к вашим убыткам или порче имущества, то он должен их компенсировать. Можно попытаться взыскать стоимость ремонта или замены лобового стекла с помощью направления претензии. Если это не помогло, то придётся обращаться в суд. Но в первую очередь обязательно нужно оформить ДТП и попросить сотрудников ГИБДД составить акт осмотра места происшествия. В нём обязательно должно быть отражено неудовлетворительное состояние дорожного полотна. Для этого даже могут быть дополнительно привлечены сотрудники ППС. И, конечно, не забывайте делать фотографии состояния дороги самостоятельно. Чем больше материалов, тем легче будет доказать вину подрядчика.
Но перед тем, как ввязываться в судебные тяжбы, помните, что любое делопроизводство стоит денег, нервов и времени. Итоговые затраты могут в несколько раз превысить стоимость нового лобового стекла.
Можно ли обойтись без замены стекла?
Не каждый скол чреват дальнейшей переклейкой лобового. Бывает, что после удара на стекле остаётся лунка, от которой лучи или не расходятся вообще или остаются совсем маленькими (до 5 сантиметров). Тогда можно не торопиться подыскивать замену — такое повреждение можно отремонтировать. Есть умельцы, которые подлатывают даже трещины. Можно встретить объявления о ремонте повреждений длиной до 70 сантиметров.
Стёкла сначала обезжиривают, а место скола очищают от попавших загрязнений. Затем «лучики» засверливают, а потом образовавшуюся лунку заливают прозрачным полимерным составом. Он застывает под ультрафиолетовыми лучами — для ускорения полимеризации используют специальные лампы. Когда всё готово, место ремонта полируют.
При заклеивании трещин применяют такой же полимер, но дополнительно его армируют специальными нитями. Место ремонта не будет абсолютно незаметно, но позволит остановить распространение трещины. Стоит учесть, что даже если в первое время после повреждения скол не «ползёт», это не значит, что так будет и дальше. Резкие перепады температуры могут спровоцировать внезапное и достаточно быстрое распространение трещины.
Первая помощь лобовому стеклу
Если вам всё таки не посчастливилось «поймать» камень, нужно обязательно закрыть повреждённое место от попадания воды и грязи, а также стянуть края скола для того, чтобы вибрация при поездке не спровоцировала дальнейшее разрушение стекла. Для этих целей идеально подойдёт скотч или изолента. В крайнем случае можно использовать даже обычный пластырь.
Если оперативно заклеить повреждение и не тянуть с поездкой в сервис, можно рассчитывать на отличное качество ремонта и минимизацию собственных убытков. Чистое, свежее повреждение после «заливки» полимером получается более прозрачным и прочным, и чем оно меньше, тем дешевле будут стоить работы.
Главное на дороге — это безопасность. Поэтому перед тем, как ремонтировать стёкла, убедитесь, что повреждение вас не отвлекает и не мешает обзору. Если трещина расплылась прямо перед глазами, лучшим решением станет замена лобового. Наш совет поддерживают и правила, продиктованные Техническим регламентом Таможенного Союза. Они говорят о том, что эксплуатировать автомобили с трещинами или сколами на стекле можно только в том случае, если они не мешают обзору водителя и если такие повреждения не находятся в зоне работы левого стеклоочистителя (для машин с левым рулём). Будьте осторожны на дороге и вовремя ремонтируйте стёкла. Ведь сразу за ними не только важные дорожные события, но и такие красивые пейзажи.