Купить и не пожалеть: как проверить машину перед покупкой?
«Покупка машины должна доставлять радость» — это достаточно распространённый тезис и он, наверное, даже работает в каком-то вымышленном сказочном мире. На деле получается так, что сам процесс выбора держит нас во вполне ощутимом напряжении. Радость, конечно, приходит, но уже немного позже, и то не ко всем.
Серьёзно ошибиться можно и при покупке нового автомобиля, но процент проблемных сделок и перечень рисков при этом на порядок меньше. Что же касается вторичного рынка, ситуация значительно острее.
Нужно оставаться внимательным и уделять внимание даже самым неочевидным мелочам. Это очень непросто, когда запрятанное глубоко внутрь чувство детского восторга так и норовит скомандовать «хватай ключи вот от той самой красивой и поехали скорей кататься, что может быть не так?». Тогда-то в голове и возникает вопрос, что же действительно нужно в первую очередь проверить перед покупкой машины? Мы составили для вас небольшой чек-лист.
Объявление
Многие относятся к объявлениям о продаже просто как к способу получить контакты продавца. На самом деле в них содержится значительно больше информации, чем кажется.
Фотографии
Даже несмотря на серьёзную потерю качества, на фото можно разглядеть очень многое. Состояние ЛКП, зазоры, износ тормозных механизмов, состояние салона, признаки срабатывания подушек безопасности (уплотнители и материал торпеды). Очень часто в кадр случайно попадают дверные петли и подкапотный крепёж. Вы можете увидеть следы съёма кузовных панелей или, например, фрагментарно отсутствующие клипсы — это расскажет вам о высокой вероятности ДТП.
А если фотографии сделаны в темноте или издали? Это тоже повод задуматься. Освещённость, расстояние и ракурсы могут много поведать об общем состоянии автомобиля и продавце. С помощью сумерек и расстояния обычно скрывают плохую покраску и кривые зазоры. За одинаковыми ракурсами прячут проблемную сторону. Например, большая часть фотографий сделана справа, а кадры слева размыты или неинформативны. Если в объявлении не показывают салон, в жизни он вас, скорее всего, ужаснёт или как минимум разочарует.
Комментарий продавца
Там можно найти не только дополнительную информацию о состоянии, но и увидеть серьёзные расхождения слов и фотографий. Если вы заметили признаки серьёзного ДТП, а продавец уверяет в идеальном состоянии авто и отсутствии аварий, стоит задуматься, о целесообразности дальнейшей коммуникации.
История размещения объявлений о продаже
Многие онлайн-площадки могут предоставить доступ к истории объявлений по конкретной машине. Эта услуга стоит недорого и позволяет проследить историю авто. В старых записях может фигурировать информация о пробеге и техническом состоянии.
История регистрации
В истории владения не должно быть больших «дыр». Если автомобиль долго не стоял на учёте, это может быть признаком проведения серьёзных восстановительных работ после крупного ДТП.
Онлайн-отчёты
Ещё до личного осмотра вы можете за достаточно умеренную плату купить свод данных по автомобилю из условно открытых баз. Этот функционал интегрирован в крупные онлайн-доски объявлений. В «отчёте» можно проверить аварии, аукционы страховых компаний, залоги, запреты на регистрационные действия, коммерческие лицензии и пр. Это может стать хорошим подспорьем при выборе и уберечь от покупки машины, восстановленной «на коленке». Но важно понимать, что в базы попадает информация только о зарегистрированных ДТП, а факт залога отражается с задержкой из-за синхронизации баз данных. Получить похожую информацию вы можете также на сайте ГИБДД.
Автомобиль
Если после изучения всей доступной информации об автомобиле, у вас ещё не отбило желание его осмотреть, можно ехать. Выберите светлое время суток — в темноте невозможно разглядеть многие дефекты, то же относится и к искусственному освещению. Кстати, капли воды отличный естественный камуфляж — под ними могут спрятаться даже вмятины. Так что проверьте прогноз погоды заранее.
Кузов
Состояние ЛКП
Любой окрас может скрывать под собой слой шпаклёвки и коррозию. Также крашеные детали указывают на аварийную историю авто. Поэтому нужно внимательно осмотреть ЛКП. Подробную инструкцию о том, как распознать окрасы, вы можете прочитать здесь.
Маркировка
Обязательно проверьте номер кузова и все маркировочные таблички. На VIN не должно быть следов внешнего воздействия и вторичной окраски. Шрифты которыми он наносится уникальны для каждой марки, поэтому стоит заранее сохранить несколько картинок в качестве образца на телефон и свериться с ними. Если вы нашли малейшее расхождение — от такой машины нужно бежать.
Количество технических табличек, их содержание и материал из которого они изготавливаются лучше тоже уточнить заранее. Осмотрите их и убедитесь, что все защитные голограммы на месте и нет следов переклейки. Кстати, здесь шрифты тоже важны. Отсутствие стикеров — повод насторожиться. Их не снимают просто так.
Полезным будет заблаговременно узнать, как расшифровывать номер кузова марки, которую вы подбираете. В нём может быть зашифровано много информации: цвет кузова и слона, комплектация, год выпуска, страна изготовления и пр. Естественно, всё это должно совпадать с реальностью. В противном случае перед вами «двойник» или «перебитая» машина.
Стёкла
Лучше чтобы остекление было «родным». Каждый элемент маркируется и на нём указан год изготовления — он не должен быть больше, чем год выпуска самого автомобиля. Лобовое стекло могли переклеить из-за сколов, а вот боковые и заднее обычно меняют только после аварии или пожара.
Фары
На кожухе элементов головного освещения есть стикеры с указанием даты производства. На большинстве моделей до них можно сравнительно легко добраться. Сверьте год выпуска фар с возрастом автомобиля, если они не совпадают, это может говорить о лобовом ударе вследствие которого они были заменены.
Крепёж
Все видимые болты креплений должны быть осмотрены. Если на гайке, болте или саморезе есть повреждения, то деталь с вероятностью 90% снимали. Это касается не только кузовных панелей, но и элементов подкапотного пространства. Кстати, следы смещения шайбы говорят о демонтаже ничуть не меньше, чем болты.
На машинах, собираемых в Калининграде, есть метки, сделанные краской поверх крепежа. Проверять совпадение/наличие метки значительно удобнее, чем всматриваться в каждую грань.
Герметики
Обязательно осмотрите целостность и наличие герметиков по всем швам. Отдельное внимание нужно обратить на метод нанесения — при сборке автомобиля герметик прокладывают роботы. Каждая марка и модель имеет характерную форму и узор этих швов. Важно, чтобы они были одинаковыми справа и слева. Если с какой-то стороны герметик положен иначе, перед вами место серьёзного удара.
Целостность металла
Складки, волны и вмятины на любой кузовной панели — это ненормально. Стыки панелей должны быть ровными и аккуратными, просматриваемая силовая структура кузова тоже не должна иметь следов воздействий. Следы от зажимов стапеля отлично видны под порогами, а лонжероны обычно просматриваются прямо из-под капота. Не лишним будет заглянуть под уплотнители в дверных проёмах, там прячутся отметины от точечной сварки (если кузов стальной) или заклёпки (если какая-то из прилегающих панелей алюминиевая). Отсутствие таких отметин или их незаводской вид — верный признак серьёзной аварии при которой были деформированы проёмы. Это влечёт за собой повреждение силовой структуры кузова. Кстати, некоторые горе-мастера при ремонте любят «рисовать» такие точки прямо на шпаклёвке, но по виду они сильно отличаются от заводских.
Цветные плёнки
Если кузов покрыт цветной плёнкой, нужно быть крайне внимательным при осмотре. Все следы разбора кузова и неровные зазоры могут объяснить именно этим. Также вы не сможете оценить состояние ЛКП, а при несоблюдении технологии оклейки под покрытием могла остаться влага, вызывающая коррозию.
Обвесы
Незаводские «обвесы» и facelift до рестайлинга могут говорить не о тяге к прекрасному, а о серьёзном ДТП после которого машину собирали из того, что есть на разборках. При этом комплект стайлинга зачастую неполный, а если посмотреть на элементы изнутри, там можно увидеть маркировки, нанесённые краской или фломастером.
Состояние салона
Общий износ
Корректная оценка износа самых «трогательных» элементов интерьера поможет подтвердить или опровергнуть пробег, а также сделать выводы о том, как за автомобилем ухаживали.
Крепёж
Обязательно проверьте крепления сидений и щитка панели приборов — на них не должно быть следов съёма. Демонтированные кресла наталкивают на мысли о серьёзном ДТП, а разбор щитка обычно производится для корректировки пробега.
Проколы на руле
Снизу на тыльной стороне рулевого колеса симметрично справа и слева расположены два отверстия. Они технические и в подавляющем большинстве машин обтянуты тем же материалом, что и руль. Их прокалывают тогда, когда есть необходимость снять заглушку подушки безопасности водителя. Чаще всего это делают для замены кассеты или установки муляжа.
Отметины от съёмника на потолочных ручках и других заглушках
Характерные тонкие засечки и заусенцы появляются при демонтаже пластиковых заглушек, дающих доступ к модулям подушек безопасности. Снять эти элементы бесследно практически невозможно, поэтому такие метки однозначно говорят о том, что обшивка разбиралась.
Примыкание декоративных панелей
Все пластиковые элементы салона должны быть надёжно закреплены на своих местах. Избыточный люфт накладки стоек или неплотно прилегающая пластиковая облицовка снизу сидения говорят о том, что одна или несколько крепёжных клипс сломаны. Такое может произойти только при разборе, причём, неаккуратном.
Швы на сидениях
Кривые стежки, отличающиеся по цвету или качеству нитки, неправильный узор строчки. Всё это свидетельствует о полной или локальной перешивке салона. Из-за износа могли «перетянуть» водительское кресло, подлокотник, руль и селектор КПП. А локально заштопанная боковина говорит о том, что её разорвало при срабатывании Airbag.
Заломы на обшивке потолка
Потолок в автомобиле — одна из самых капризных деталей интерьера. Его стараются не снимать даже при тотальной химчистке. В случае его демонтажа почти наверняка не удастся избежать «заломов», а при срабатывании шторок безопасности он может не только помяться, но и порваться. При оперативном ремонте «на продажу» потолок обычно не меняют. Но даже если всё-таки заменили, его края могли плохо заправить. Это видно по контуру уплотнителя и под ручками.
Отметины от срабатывания пиропатрона ремней безопасности
Не забудьте проверить ремни безопасности. Вытяните полотно ремня и осмотрите на предмет замятия. Эта характерная отметка остаётся в случае срабатывания пиропатрона и не разглаживается со временем. Также нелишним будет проверить работоспособность преднатяжителя. После срабатывания пиропатрона он перестаёт блокировать ремень безопасности при резких движениях и не втягивает его.
Материал панели приборов и подушки безопасности водителя
Отличить перетянутую панель от заводской иногда бывает сложно. Задачу может облегчить метод сравнения. Найдите автомобиль с «родной» торпедой и запомните, какая она визуально и наощупь. Материал должен быть идентичным и по цвету, и по фактуре. Если это не так, панель перетянута. Чаще всего это этим занимаются ради того, чтобы скрыть следы срабатывания безопасности. Помочь в идентификации могут и выштамповки Airbag. На ремонтных панелях клеймо часто нанесено неровно. То же касается и заглушки в руле.
Зазоры
По аналогии с наружней частью машины все зазоры внутри должны быть ровными и симметричными. Если по одной стороне вы видите большую щель, а по другой такого нет, это говорит о нарушении геометрии кузова.
Техническое состояние
Машина может никогда не бывать в авариях и иметь почти новый салон, но это ещё не гарантирует хорошее техническое состояние. Точный диагноз могут поставить только на СТО, но любая диагностика стоит денег, так что сначала лучше самостоятельно всё проверить и убедиться в целесообразности профессионального осмотра.
Состояние тормозных механизмов
Ржавые суппорта и сточенные тормозные диски на минимальном заявленном пробеге должны натолкнуть на мысль о «скрученных» показаниях одометра. Для того, чтобы замаскировать износ механизмов, их часто подкрашивают серебрянкой. Она блестит значительно сильнее чем заводское порошковое покрытие.
Герметичность соединений
Осмотрите днище и подкапотное пространство. Из машины ничего не должно течь. Следы технических жидкостей и масла в сочленениях узлов могут быть некритичными, но на них нужно обратить внимание. Моторный отсек часто моют перед продажей, но за двигателем и в других труднодоступных местах следы масла обычно не замывают.
Состояние днища
Пол нужно осматривать не только на предмет целостности геометрии и отсутствия запотеваний, но и для того, чтобы оценить его общую сохранность. Чем меньше на нём ржавчины, тем лучше.
Состояние двигателя
Провести полную диагностику самостоятельно вы не сможете, но обнаружить первые признаки неисправности самостоятельно возможно. Для начала заведите двигатель. Важно, чтобы он был холодным. Попросите владельца несколько раз нажать на газ и посмотрите на цвет выхлопа.
Белый пар на холодном моторе — нормальное явление. Но его не стоит путать с дымом. Густая плохо рассеивающаяся завеса может говорить о том, что в цилиндр попадает охлаждающая жидкость.
Сизый дым возникает из-за попадания масла в цилиндры. Чаще всего это происходит из-за износа поршневой группы. У турбированных моторов похожие симптомы возникают при проблемах с турбокомпрессором. Обычно сопутствующим симптомом является повышенное потребление масла.
Чёрный дым наглядно свидетельствует о проблемах в системе подачи топлива. Если автомобиль долго ездит с подобными неисправностями, это может закончиться «задирами» на стенках цилиндров.
Посторонние визги, стуки и скрежеты из-под капота тоже не сулят ничего хорошего. Мотор должен работать ровно и тихо.
Работоспособность всех систем и кнопок
Нелишним будет нажать все кнопки которые есть в машине и убедиться, что она на них реагирует. То же касается стеклоочистителей, поворотников и стояночного тормоза.
Тест-драйв
Перед тем, как принять окончательное решение о покупке, на автомобиле обязательно нужно проехаться. На ходу вы сможете прочувствовать динамику, оценить работу КПП и подвески, прислушаться к посторонним шумам, если они есть. Всё это можно понять на пассажирском кресле. За руль чужой машины без страховки мы садиться не рекомендуем.
Документы
От «чистоты» документов зависит возможность эксплуатации машины после покупки. Поддельные бумаги или участие авто в криминальной «схеме» могут не только оставить вас без денег и свежеприобретённой машины, но и сделать фигурантом уголовного дела. Поэтому документы нужно проверять ещё тщательнее, чем сам автомобиль.
ПТС
Паспорт транспортного средства — главный документ автомобиля. Лучше не связываться с авто, продающимся с дубликатом ПТС. Безусловно, иногда документы просто теряются и вместо них выдают те самые дубликаты. Но бывает так, что ПТС находится, например, в банке потому что сама машина в залоге. Владелец не намерен гасить долг, обращается в ГИБДД с заявлением об утрате ПТС и получает дубликат. Машина продаётся, а залог никуда не исчезает. Поэтому автомобиль могут вполне законно изъять, а нечестного продавца найти будет уже очень сложно.
Нередки и поддельные ПТС. Они изготавливаются на неоригинальных бланках и чаще всего идут в комплекте с «перебитой» угнанной машиной.
Сверьте все характеристики и VIN-номер, а также посмотрите на записи о прошлых владельцах. Если первая запись о дилере, сверьте её с сервисной книжкой (если она есть) - в большинстве случаев «нулевое» ТО делают там же, где и покупали автомобиль. Если данные не сходятся, стоит проверить всё ещё раз. Заранее изучите, как выглядит оригинальный бланк ПТС. Важна бумага, голограммы и другие защитные элементы. Нелишним будет взять с собой ультрафиолетовый фонарик —под его светом проявляются дополнительные элементы защиты.
СТС
Свидетельство о регистрации подделывают реже, но такие случаи тоже есть. Алгоритм почти такой же, как с ПТС. Сверяем всю информацию с автомобилем и ПТС, проверяем шрифты и защитные элементы. Нелишним будет также проверить герметичность ламинации.
ДКП
Договор купли-продажи можно составлять в простой письменной форме. Перед тем, как что-то подписывать нужно убедиться в том, что машину вам продаёт собственник — в документах должна стоять его подпись. Если машину продаёт не вписанный в ПТС перекупщик, то он обязательно должен отдать вам оригинал договора с предыдущим владельцем. А вот с продажей по доверенности лучше не связываться. Её могут в любой момент отозвать и признать недействительной даже после совершения сделки. Тогда вы рискуете остаться без машины.
Не забывайте указывать в ДКП реальную стоимость автомобиля. Соглашаясь на «доналоговые» цифры вы рискуете всей остальной суммой, если сделку аннулируют через суд.
Документы на допоборудование
Если на автомобиле установлено дополнительное оборудование (фаркоп, багажник на крышу и пр.), попросите на них документы и сертификаты. Это поможет подтвердить «легальность» установки. Если оборудование не сертифицировано, в ГИБДД вы получите отказ в регистрации.
Паспорт владельца
Не забудьте сверить данные продавца с ПТС. Важно убедиться, что перед вами настоящий владелец. Нелишним будет проверить подлинность его паспорта. Это можно сделать на сайте ФМС по серии и номеру документа.
В проверке автомобиля огромное количество нюансов, уследить за всем одновременно очень сложно, поэтому подходите к проверке с холодной головой. И, пожалуй, самое главное правило: прислушивайтесь к своей интуиции. Если глазами вы не нашли никакого криминала, но в машине всё равно что-то смущает, просто не нужно её покупать.