rdsbanner
Роман Кузнецов

«24 часа Ле-Мана»: история знаменитой гонки

«24 часа Ле-Мана» является самой известной гонкой, которая длится сутки. В 2023 году гоночному марафону исполнится 100 лет. Самое время вспомнить, с чего все начиналось.

Автоспорт существует почти 120 лет. Чего мы только не видели! Победы и трагедии гонщиков, невероятные технические решения от лучших инженеров и самые разнообразные трассы во всех уголках света. Справедливо сказать, что моторные виды спорта к настоящему времени становятся такими же распространенными во всем мире, как бег или плавание.

И в нашей жизни всегда есть те названия, сочетания слов, которые заставляют сердце биться чаще и повергают нас в священный трепет. «Лига Чемпионов», «НБА», «Олимпийские игры» — достаточно произнести вслух эти слова, и человек осознает, что речь идет о чем-то грандиозном, масштабном и величественном с исторической точки зрения.

В автоспорте существуют свои реликвии. «Формула-1», «Indy 500», команда «Scuderia Ferrari». Безусловно, в этот же список входит «24 часа Ле-Мана».

Автор этой статьи не уверен, о чем он услышал раньше в своей жизни — кажется, и F1, и Ле-Ман давно стали именами нарицательными. Когда ты произносишь их, для тебя это такие же устоявшиеся вещи, как название твоей работы, продукты на ужин или аспирин. Это то, что по ощущениям существовало всегда, и будет существовать еще долго после окончания наших жизней.

Кроме того, «24 часа Ле-Мана» имеет свою конкретную характеристику: это самая известная гонка, которая длится ровно сутки, к тому же на одной и той же трассе под названием «Сарт».

Когда почти сто лет подряд лучшие пилоты со всего света съезжаются во Францию на один и тот же трек ровно на сутки, это пропитывается таким жирным слоем блестящей истории, что уже никогда не оттереться. И, конечно, ночная часть суточного марафона всегда привлекала гонщиков и зрителей своей сложностью и непредсказуемостью.

Постараемся небанально рассказать вам об истории этой легендарной гонки.

«24 часа Ле-Мана». Прошлое.

Автор статьи уверен, что многие любители гонок перечитали и пересмотрели множество материалов об этом легендарном заезде. Поэтому есть предложение… поговорить о самом первом марафоне «24 часа Ле-Мана» 1923 года. Этот исторический дебют и даст нам понимание того, как суточные гонки стали интересны миллионам людей.

В первом Ле-Мане принимали участие преимущественно производители из Франции. Компанию им составляли Bentley, которые как раз и боролись за победу против звезд «триколора». Первое место в той гонке привез французский коллектив Chenard-Walcker, а именно Рене Леонар и Андрэ Лагаш, следом за ними второе место занял экипаж этой же команды, Кристиан Дювернь и Рауль Бахманн.

Сама французская компания Chenard-Walcker была довольно известным производителем автомобилей с 1898 до 1946 года, но, увы, Вторую мировую войну фирма не смогла пережить, хотя их фургоны стали легендарными уже под маркой Peugeot.

Но в истории автоспорта имя Chenard-Walcker навсегда будет записано в качестве первой команды-победительницы «24 часа Ле-Мана».

И уже тогда гонки проводились на трассе «Сарт». В то время трасса имела длину 17 км 260 м, она шла от окраины города Ле-Ман по главной дороге в земли Мюльсан и обратно. На старте стояла контрольно-диспетчерская вышка и две деревянные трибуны высотой в 44 метра. Некоторые участки трассы считались опасными, например, шпилька Понтлиуэ.

Сегодня трасса «Сарт» имеет длину 13 км 626 м, причем до 1990 года стартовая прямая составляла аж пять с половиной километров, но затем была разделена двумя шиканами. Используются дороги общего пользования и специально построенные гоночные секции, конфигурацию можно видеть на фотографии.

Вернемся в прошлое. Уже в 1906 году был основан французский Automobile Club de l'Ouest, «Западный автомобильный клуб», который состоял из строителей трасс и гонщиков-энтузиастов.

По сей день этот клуб является организатором гонки «24 часа Ле-Мана», штаб-квартира расположена в Ле-Мане, непосредственно возле трассы «Сарт».

В течение пятнадцати лет до старта первой гонки в Ле-Мане организаторы провели множество заездов по французским дорогам общего пользования, договариваясь с местными властями. Идея суточного марафона, где на первое место будет выходить не скорость, а надежность автомобилей, пришла в голову французским деятелям после Первой мировой войны в 1918 году.

Авторами трассы «Сарт» и гонки «24 часа Ле-Мана» считаются следующие люди: президент «Западного автомобильного клуба» с 1910 по 1947 год Гюстав Сенге, главный секретарь «Западного автомобильного клуба» в 1918 году Жорже Деран и куратор организации Шарль Фарук, французский шинник Эмиль Кокуиль.

Забавная выдержка из отчета о первой гонке «24 часа Ле-Мана»:
«За прошедшие выходные дни гонщики съели 150 галлонов лукового супа и 50 цыплят, а также выпили 450 бутылок шампанского и количество красного и белого вина, которое не поддается подсчетам».

Вся Европа признала мероприятие «24 часа Ле-Мана» чрезвычайно успешным, и к 1924 году были подготовлены дополнительные места для зрителей, трасса «Сарт» получила новое гудронное покрытие, и самое главное — были произведены многочисленные изменения в правилах. Лобовые стекла, подножки автомобилей и сиденья теперь должны были соответствовать строго установленному регламенту, пилоты были обязаны иметь на борту одно запасное колесо, комиссия проверяла соответствие фар на дальность освещения, причем замеры делали в разные интервалы ночного периода гонки — как в 20:30 вечера, так и в 02:00 ночи.

Интересным образом проверялись машины перед стартом. Они должны были проехать пять кругов, затем все должны были поднять капоты для проверки. Пилоты теперь были обязаны надевать защитные головные уборы. Запрещалось пополнять запас топлива или масла в машине раньше, чем гонщик проезжал 20 кругов.

Само мероприятие тоже значительно расширили по развлекательной части.

В отчетности того времени были указаны следующие объекты для зрителей:

    Сеть кафе
  • Концертная площадка с джаз-бэндами
  • Большой танцевальный зал с новым полом
  • Часовня
  • Боксерский ринг

В одном из французских источников автор утверждает, что относительно боксерского ринга стояла пометка, которая запрещала участвовать в поединке пилотам во время заезда, но, к сожалению, официального документа найти не удалось. Оставим это в качестве любопытной байки. Наконец, были отведены специальные места для кэмпинга, и люди ночевали под открытым небом…

Автор статьи предполагает, что уважаемые читатели уже поняли секрет популярности этой 24-часовой гонки. Как и в случае с Indy 500 или «24 часа Daytona», организаторам удалось привлечь крупных производителей автомобилей, при этом устроить настоящий праздник для всех зрителей. Смесь только начинающего свое развитие автоспорта, атмосферы невероятного напряжения и уникального суточного марафона поражала воображение. С одной стороны, гонка позволяла проверить на прочность пилотов и машины, с другой — давала людям возможность веселиться всю ночь.

Все это и превратило «24 часа Ле-Мана» в легендарную гонку. И с этого момента мы вынуждены ускоряться по истории, чтобы статья не превратилась в затяжной роман.

В первое десятилетие гонки в двадцатых годах доминировала команда Bentley, затем настала очередь Alfa Romeo.

Победителям вручался кубок Rudge-Whitworth, и гонка «24 часа Ле-Мана» являлась частью серии марафонов, но уже с 1928 года превратилась в отдельное мероприятие.

Любопытный факт: в гонке «24 часа Ле-Мана» 1931 года второе место в абсолютном зачете занял Борис Ивановский.

Борис был офицером Российской Империи, после Октябрьской революции 1917 года эмигрировал во Францию. Является одним из самых известных российских гонщиков первой половины XX века, в частности, в гонке «24 часа Ле-Мана» 1931 он установил лучшее время круга, что остается уникальным достижением для России.

В 1932 году Борис занял третье место на зимнем Ралли Монте-Карло… а затем пропал без вести с новостных радаров. Навсегда.

Возвращаемся к Ле-Ману. В 1936 марафон был отменен из-за забастовки во Франции, и затем гонка не проводилась с 1940 по 1948 год по причине Второй мировой войны и ее последствий. В 1949 году трасса «Сарт» была реконструирована, к гонке были привлечены крупные спонсоры и пришли большие команды, в частности, Ferrari.

Гонка «24 часа Ле-Мана» начинала приобретать современные очертания. Ее регулировала Международная автомобильная федерация FIA, марафон проходил в рамках «Чемпионата мира по гонкам на спортивных автомобилях», фактически, прообраз современного чемпионата на выносливость WEC.

Но само мероприятие оставалось уникальным для всех пилотов, в некотором роде жемчужиной автоспорта. Хотя сама гонка была известна и трагическими событиями – в частности, аварией 1955 года, когда Пьер Левег вылетел с трассы, избегая контакта с будущим чемпионом «Формулы-1» Майком Хоторном, и погибли более 80 людей.

Интересный факт: по одной из версий, именно на гонке «24 часа Ле-Мана» родилась традиция обливаться шампанским в автоспорте, автором традиции считается Дэн Герни, который в 1967 году слишком сильно встряхнул бутылку и окатил всех присутствующих на подиуме. Вот мы нашли и еще один штрих легендарности этой гонки.

Противостояние Ford против Ferrari, о котором недавно вышел фильм — это тоже Ле-Ман, «футуристические» прототипы вместо машин и передовые технологии для дорожных автомобилей — и это Ле-Ман. С девяностых годов в легендарном марафоне стал популярен класс «Гран-Туризмо», с нулевых годов XXI века гонка стала такой, какой мы знаем ее сегодня.

Кстати говоря, что конкретно сейчас представляет собой гонка «24 часа Ле-Мана»?

«24 часа Ле-Мана». Настоящее.

Разделим этот раздел на техническую и культурно-спортивную часть.

Главная цель гонки — пройти максимальную дистанцию за 24 часа. С 1971 года все машины стартуют с хода, до этого гонщики выстраивались в ряд, и по сигналу бежали к своим водительским местам. Мы это могли видеть как раз в фильме «Ford против Ferrari».

По традиции, на старте гонки пролетают реактивные самолеты, которые пускают дым в виде французского триколора. Специальный человек с французским флагом дает старт гонке.

Перед дозаправкой в боксах пилоты обязаны «глушить» двигатель, механикам запрещено менять резину, пока происходит дозаправка. При этом гонщики имеют право меняться местами в машине. В экипаже три пилота, которые в течение суток сменяют друг друга.

Современные гонки «24 часа Ле-Мана» делятся на два больших класса (которые, в свою очередь, делятся на два подкласса). Все машины этих классов находятся одновременно на трассе, более медленные машины во время гонки уступают дорогу более быстрым.

Высший «первый» класс: делится на LMP1 (до 2020 года включительно) и LMP2 — прототипы («Le Mans Prototype»).

Внешне представляют собой «футуристического» вида машины со сложной аэродинамической формой. Допускается только закрытая кабина пилота, используется биотопливо с добавлением 10% этанола и биодизеля.

В LMP2 допускается вес машин до 825 кг, двигатель без наддува не более 3400 «кубиков», максимальное количество цилиндров — восемь. Диаметр колес — 14 дюймов.

С 2021 года класс LMP1 заменен на класс H (гиперкары Hypercar).

Данный класс был разработан «Западным автомобильным клубом» и Международной автомобильной федерацией FIA, дебютировал в текущем сезоне. Как появился класс гиперкаров?

В последние годы высший класс гонки «24 часа Ле-Мана» — прототипы — переживал кризис, ушли ведущие производители Audi, Porsche, Nissan. Гиперкары по задумке организаторов должны стать привлекательными для новых производителей, имеющих лимитированный бюджет. Класс LMP1 упразднен, гиперкары выступали вместе с LMP2.

При этом дизайн гиперкаров решено оставить… относительно свободным. Используются четырехтактные бензиновые двигатели, можно использовать гибридную систему, как в «Формуле-1» — MGU-K. Предполагается, что замена LMP1 на гиперкары поможет сделать «24 часа Ле-Мана» на 80% дешевле (по крайней мере, об этом заявляет официальный сайт чемпионата гонок на выносливость WEC). В 2021 году в этом классе дебютировали Toyota и Alpine, с 2022 года к ним присоединится Peugeot, а кто придет в легендарный марафон в 2023, мы напишем чуть дальше в нашей статье.

«Второй» класс: «Гран-Туризмо» делится на GT Endurance Pro (GTE) и GT Endurance AM (GT AM).

Собственно, это уже те спорткары, которые можно увидеть на дорогах повседневного пользования — разумеется, с расширенной аэродинамикой и в самых спортивных модификациях. Для них действует следующее правило: все представленные машины в данных классах должны подходить для обычных городских дорог, быть доступными у официальных дилеров и пройти сертификацию Комитета по гонкам на выносливость.

Чем они отличаются? В классе GTE могут выступать только профессионалы на текущих версиях, в классе GT AM — любители («am» означает «amateur», «любитель») и только на прошлогодних и более старых версиях авто.

Впрочем, как правило, и в этом классе гоняются опытные гонщики — например, несколько лет назад свои силы попробовал Джанкарло Физикелла, бывший пилот «Формулы-1».

Что же, мы разобрались с технической начинкой. Что по спорту? В последние годы в высшем классе LMP1, и теперь в гиперкарах доминирует Toyota. После ухода основных конкурентов лишь пилоты японской марки ведут борьбу за победу. Конечно, за последние годы основной интерес к «24 часа Ле-Мана» подогрел чемпион «Формулы-1» Фернандо Алонсо. Испанский ветеран автоспорта победил в гонке 2018 года вместе с пилотами Буэми и Накаджимой, тоже бывшими гонщиками F1.

В этом году победу одержал экипаж Конвей — Кобаяши — Лопес, тоже Toyota.

Вообще, рекордсменом гонки считается датчанин Том Кристенсен. Он одержал целых девять побед — в 1997, 2000-2005, 2008 и 2013 годах, за рулем машин Porsche, Audi и Bentley.

Еще одной безусловной легендой является Жаки Икс. Бельгийский пилот, победитель гонок «Формулы-1», одержал шесть побед и был рекордсменом до Тома Кристенсена — 1969, 1975, 1976, 1977, 1981 и 1982.

Наибольшее количество побед у Франции и Великобритании, самая успешная марка в истории «24 часа Ле-Мана» — Porsche с 19 победами, на втором месте Audi с 13 победами, и за ними Ferrari и Jaguar.

Наши пилоты тоже хорошо знают легендарную гонку. В частности, Роман Русинов из команды G-Drive в 2015 году стал первым гонщиком из нашей страны, который занял подиум (в классе LMP2).

И, конечно, сразу вспоминаем 2019 год и команду SMP Racing на третьем месте в абсолютном зачете, когда на подиуме стояли Виталий Петров и Михаил Алешин, причем они добыли результат за рулем отечественного прототипа BR1!

Чтобы вы понимали размах гонки «24 часа Ле-Мана», просто упомянем экранизации, так или иначе затрагивающие этот легендарный заезд.

  • «Мужчина и женщина» (1964 год)
  • «Дьявольский круг» (1969 год)
  • «24 часа Ле-Мана» со Стивом Маккуином (1971 год)

Наконец, в 2008 году вышел фильм «Truth in 24», «Правда в 24» о команде Audi на легендарной гонке, а повествователем фильма выступил…сам Джейсон Стэтэм! «Я запрещаю вам сходить с дистанции».

И, разумеется, недавняя лента 2019 года «Ford против Ferrari», грандиозное кино с повесткой автоспорта. Как мы сказали в начале статьи, история сочится из этой гонки. Но что ждет заезд в будущем? Заглянем немного за горизонт, мон шер.

«24 часа Ле-Мана». Будущее.

В 2023 году в класс гиперкаров гонки «24 часа Ле-Мана» придет легенда. А именно — команда Ferrari.

Предполагается, что через два года мы увидим в высшем классе марафона Toyota, Porsche, Audi, Peugeot и Ferrari, а вместе с ними и Alpine. Бренды с легендарной историей побед, причем именно на трассе «Сарт». Учитывая тот факт, что Ferrari и Alpine выступают в «Формуле-1», и что в классе гиперкаров производителям дается относительная свобода действий в разработке машин и использовании гибридных технологий, «24 часа Ле-Мана» скоро может вернуть себе былое величие и заблистать новыми красками. В самом деле, в данный момент марафону отчаянно не хватает конкуренции на фоне доминирования Toyota после ухода больших брендов.

Также скоро ожидаем приход нового класса машин — LMDh (Le Mans Daytona hybrid).

Данный класс совместно проектируют европейская и американская стороны, и он станет преемником класса DPi, о котором мы писали в нашей статье «24 часа Daytona». Предполагается, что LMDh сможет составить конкуренцию классу Hypercar.

Таким образом, именно сейчас, почти 100 лет спустя, гонка «24 часа Ле-Мана» начинает свое перерождение. Нас ждет настоящая революция в мире автоспортивных марафонов! Если все производители сдержат свои обещания, то мы получим практически «Формулу-1», но в рамках кузовного чемпионата на выносливость. Звучит интригующе, не правда ли?

В чем нет сомнений — атмосфера праздника сохранится на трибунах, это действительно грандиозное, невероятное зрелище и настоящий бриллиант автоспорта для любого фаната гонок.

Мы не уверены, что вы будете читать эту статью целые сутки, зато теперь вы знаете, почему автогоночный марафон «24 часа Ле-Мана» считается настолько знаменитым.

Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.
rdsbanner