bagio-winter
Роман Кузнецов

Grid girls в автоспорте: как они появились и почему больше не в моде

Девушек на стартовой решетке в «Формуле-1» отменили почти 3 года назад. Разбираемся, в чем причина – сексизм, чья-то прихоть или просто бизнес и ничего личного

Grid girls в автоспорте: как они появились и почему больше не в моде

Быстрые машины, смелые гонщики, красивые девушки… Практически полвека такое сочетание всех устраивало, но последние сезоны в автоспорте есть тенденция на отмену «девушек на стартовой решетке». Собственно, в F1 их отменили почти три года назад. Разбираемся, в чем причина – сексизм, чья-то прихоть или просто бизнес и ничего личного.

Автору этой статьи посчастливилось поддерживать общение с четырьмя прекрасными девушками, которые в разные годы работали grid girls на Гран-при России в «Формуле-1». Строгий отбор, прописанный регламент поведения, уважительное отношение и соблюдение всех правил приличия – репутация в автоспорте превыше всего, и если в ряде других сфер модельный бизнес часто сопряжен с трудностями, а иногда даже с опасностями (о чем автору статьи также известно, как говорится, из первых уст), то в случае с grid girls речь идет исключительно о профессионалах своего дела. Почему же последние сезоны девушек последовательно убирают со стартовой решетки, организации феминисток и так называемые сообщества «борцов за права человека» голосуют за отмену «эксплуатации женского тела», хотя самих девушек и спортсменов все устраивает? Будем разбираться!

Откуда появились grid girls?

Существует официальная и, скажем так, «житейская» версия происхождения девушек на стартовой решетке.

Официальная версия гласит: однажды в конце шестидесятых годов японскую модель и актрису Розу Огаву пригласили сопроводить своего супруга, гонщика Минору Каваи (тоже японца, как нетрудно догадаться), на подиум.

Минору в то время сотрудничал с компанией Toyota и представлял ее интересы, а японские СМИ внимательно следили за выступлениями пилота. В итоге, нефтяная компания Cosmo Oil настолько впечатлилась сочетанием Розы и автомобильного антуража, что пригласила ее стать рекламным лицом марки бензина.

К сожалению, Минору погиб на трассе Сузука в 1970 году, но легенда гласит: именно с Розы началась история «гоночных королев», как их называют в Японии, и потом идея уже пришла в «Формулу-1» и европейский автоспорт.

Команда Lotus выступила первопроходцем идеи – в то время коллектив ездил по миру вместе с титульным спонсором John Player Special (JPS), а вместе с ними – ряд моделей, которых активно использовали в продвижении бренда. Затем произошел очередной всплеск grid-активности, и окончательную «интеграцию» grid girls с миром спорта завершил легендарный Пол Ньюман.

Киноактер, звезда американского кино – его называли одним из «столпов Голливуда» – был еще и автогонщиком!

В 1979 году Пол вышел на старт легендарной гонки «24 часа Ле-Мана», где его экипаж на всех фотосессиях неизменно окружала толпа красивых девушек Hawaiian tropic. Кстати говоря, эта традиция дожила до XXI века!

С тех пор почти все ведущие автоспортивные серии переняли практику приглашать девушек-моделей на свои мероприятия. При этом девушек принято делить на podium girls, promo girls, и тех, кто держит табличку на стартовой решетке, как раз grid girls.

Это была официальная версия появления grid girls. Если же смотреть со стороны на развитие автоспорта, то становится очевидно, что девушки всегда присутствовали рядом с гонщиками, особенно в более ранние времена.

Во-первых, как минимум, жены и подруги пилотов очень часто предпочитали находиться рядом с ними. Уже в 1966 году на гонках «24 часа Ле-Мана» или в начале семидесятых годов в «Формуле-1» можно было увидеть огромное количество прекрасных дам, да и награждения гонщиков часто проводились в присутствии красивых девушек. Вспомнить только Джеймса Ханта и все рекламные контракты девушек-моделей рядом с ним.

Во-вторых, нужно учесть тот факт, что автоспорт лишь в последние годы начинает менять гендерную принадлежность — раньше считалось традицией, когда девушки (женщины) провожали молодых людей (мужчин) на очередную гонку, в некотором роде это должно было приносить им удачу. Схему «рыцарь – дама» никто не отменял. Поэтому рассматривать grid girls как некий прорыв женщин в традициях автоспорта достаточно странно. Скорее надо говорить о формализации, ведь девушки на стартовой решетке являлись отличной рекламой автоспортивной серии, да и сами представляли различных спонсоров.

«Формула-1» ввела grid girls на постоянной основе в привычном нам смысле только в восьмидесятых годах, и широкое распространение практика «девушек с табличками» приобрела только в начале девяностых годов прошлого века, когда Макс Мосли стал президентом «ФИА», а Берни Экклстоун искал любые способы коммерческого расширения автоспорта.

Просто красивая девушка где-то в паддоке не привлекала бы столько внимания, как красивая девушка в специальном наряде с рекламой спонсоров на привлекательных частях тела, да еще и с табличкой, на которой указан номер гонщика.

В XXI веке сексуальная составляющая grid girls в значительной степени сократилась, уступив место национальным нарядам и став очень красивой традицией.

Справедливости ради, если говорить о гонках конца девяностых, то вы могли увидеть девушку с юбкой или платьем уровнем не выше неприличного места, которая еле удерживалась на стартовой решетке, дабы не показать больше, чем может в себя вместить телевизионная трансляция.

Но если мы ведем разговор о последнем десятилетии, grid girls спокойно существовали как в европейских странах и США, так и в ряде мусульманских стран с куда более суровыми порядками, где девушки просто строже одевались. Поэтому называть причиной отмены grid girls эксплуатацию женского тела, пропаганду сексизма и потребительское отношение к женщинам никак нельзя. Так в чем же все-таки дело?

«В СССР не было секса». А теперь секс остался только в России?

Отмена grid girls не везде была встречена с восторгом. Скорее, наоборот – в ряде стран, в том числе России, Монако, Сингапуре сообщили о том, что хотели бы оставить у себя девушек на стартовых решетках. В итоге удалось лишь частично сдержать обещание – например, в России grid girls присутствуют на региональных соревнованиях, Moscow Raceway и ряде других автодромов. Красивые девушки в красивых одеяниях радуют болельщиков, однако мировые автоспортивные серии все же обходятся без них.

Первыми отмену grid girls огласили организаторы гонки «24 часа Ле-Мана» в 2015 году. В официальном письме было сказано: «много прекрасных женщин работают в автоспорте, а не просто держат таблички».

Вскоре женское объединение Women's Sport Trust («Общество поддержки женщин в спорте») потребовало отменить девушек на стартовой решетке и на других международных соревнованиях.

По их словам, «присутствие моделей с табличками на стартовой решетке является ярким проявлением мужского сексизма по отношению к женскому полу, и победа гонщиков не должна ассоциироваться с красивыми девушками, потому что любая девушка достойна быть в автоспорте». Собственно, мировое сообщество «в тренде» просто решило изменить (или даже отменить) стандартное понятие «красоты», обезличивая привычные традиции. Достаточно посмотреть на моделей или рекламу известных брендов в последние пару лет, где многие принципиально отказываются от традиционных «девушек 90-60-90», делая выбор в пользу нестандартной внешности. Или и вовсе трансгендеров.

Само понятие сексуальности в данный момент стремительно меняется во всем мире, но вот парадокс: в борьбе за право ЛГБТ и всевозможных общественных течений занять полноценное место в социальной жизни, значение понятий «красота» и «секс» стало стремиться к нулю. «Эксплуатация тела», «эксплуатация внешности» – такие понятия регулярно мелькают в заявлениях правозащитников.

Достаточно вспомнить скандал, связанный с Льюисом Хэмилтоном в конце 2017 года. Проводя прямой эфир, Льюис запретил племяннику примерять женские платья. В итоге британский чемпион вынужден был извиниться и признать, что любой человек имеет право на «гендерную самоидентификацию», то есть если мужчина захотел стать женщиной, то никто не имеет право осудить его за это. В итоге Льюис даже демонстративно их привел в Диснейленд… В женской одежде.

Разумеется, в подобных условиях существование grid girls было как «бельмо на глазу» всех противников идеи традиционного уклада жизни, где мужчины любят женщин и общество придерживается традиционных понятий о красоте. В конечном счете разве есть хотя бы один человек, который может назвать ту грань, которая отделяет красоту от уродства? Здоровье от болезни? Пугающе быстро люди под давлением общественных организаций становятся на сторону тех, кто диктует свои условия. Множество сломанных судеб детей, которые меняли свой пол, не до конца осознавая всю тяжесть последствий для здоровья, множество скандалов, связанных с тем, когда очередной бренд отказывается брать в качестве модели мужчин и женщин с неспортивным или избыточным телосложением.

В чем же здесь причина? В социальной справедливости? В попытках уравнять всех людей в мире? В какой-то мере да, но…

Причина кроется, как всегда, в деньгах.

«Вы забыли, дорогой друг, о деньгах – да-да, о деньгах…»

Почему все мировые бренды каждый год ставят на своих логотипах радугу, тщательно следуют Pride month, и совсем недавно в автоспорте была объявлена «неделя знаний о трансгендерах»? И почему, в конце концов, «Формула-1» так рьяно поддерживает в данный момент Black Lives Matter?

Потому что когда широкие общественные массы влияют на продажи, то любая небольшая ошибка в маркетинговой политике, одно неверное слово PR-менеджера может обрушить рынок акций компании. Если завтра президент любого автоконцерна в Европе заявит о том, что он не поддерживает трансгендеров, в течение месяца он может попрощаться с годовой выручкой, или последствия будут даже хуже, когда ряд знаменитостей, которые тоже зависимы от мировых трендов, осудят этого самого президента. Они это сделают, потому что ощущают потребность в справедливости? Кто-то – да, но в основном потому что широкие общественные массы «гладят по голове» тех, кто их поддерживает, и поднимает рейтинги перед потенциальными спонсорами. Получается общественный круговорот одних людей, меняющих силой образ деятельности других под вывеской социальной справедливости.

Иногда подобная справедливость, разумеется, похвальна, когда речь идет о детских домах, о поддержке здравоохранения. Но почему-то победить безработицу и спасти экологию все эти меры до сих пор не помогли. Собственно, важно понимать, что любая инициатива имеет смысл только при определенном плане действий и охватах граждан.

Вернемся к grid girls. Когда в 2017 Берни Экклстоун продал «Формулу-1» Liberty Media, изменения в Королевском спорте были лишь вопросом времени. И действительно, уже в начале 2018 года руководящие структуры объявили об отмене grid girls. В первую очередь, организаторы таким образом официально удовлетворили феминисток, «прекратив ужасную эксплуатацию женского тела в самом главном автоспорте планеты». Почему-то никто и никогда не указывал на то, что часто гонщики-мужчины и grid girls начинали встречаться, и даже женились, образуя институт семьи.

Сами grid girls написали коллективную жалобу о том, что их просто лишили работы! Ведь модельный бизнес подразумевает заработок на подобных мероприятиях. В конечном счете, любой человек, который каким-либо образом использует внешность в своей работе, будь то ведущие телевизионных программ или шоумены, тоже «эксплуатирует» свой внешний вид.

«Grid Girls не соответствуют ценностям бренда и социальным нормам современного общества» — официальное заявление F1 2018.

Многие задались вопросом: если данная акция призвана помочь гендерному равенству, то почему ущемляется свобода тех, кто хочет продолжать отстаивать традиционные ценности? Но как покажет время, «Формула-1» сделала шаг на опережение.

В 2020 году появилась акция We Race As One («Мы гоняемся как один»), призванная расширить так называемое «разнообразие» в автоспорте, в том числе по половому признаку и сексуальной ориентации. В данный момент тренд в мировом сообществе направлен на полное стирание границ между мужским и женским, и компании волей-неволей идут на уступки для того, чтобы не терять возможную прибыль.

Ирония ситуации в том, что заявление об отмене grid girls сделали не руководитель «Формулы-1» или спортивный консультант, а коммерческий директор на тот момент, Шон Братчес. Коммерческий, то есть понимающий финансовую реальность последствий от своих действий. И еще более абсурдно высказался руководитель F1 Чейз Кэри, фактически расписываясь в необходимости «вливаться» в современные тренды.

«Мне и самому нравятся grid girls, но речь не обо мне, а о будущем нашего спорта» — руководитель «Формулы-1» в 2018 году Чейз Кэри.

Вспоминается 2015 год. В качестве эксперимента организаторы вместо grid girls… Поставили на стартовую решетку grid boys.

Гонщик Ferrari Себастьян Феттель тогда сказал: «я не хочу смотреть на задницу какого-нибудь Джорджа или Дейва перед стартом». Его тогда поддержал и Тото Вольфф, который заявил, что «ничего не имеет против красивых юношей, но красивые девушки на стартовой решетке выглядят уместнее».

А главный защитник F1 Льюис Хэмилтон почему-то и вовсе предпочел промолчать. В 2020 году, вероятно, Феттель и Вольфф получили бы «разнос» в прессе и написали несколько сотен официальных заявлений, но сейчас совсем другое время. Grid girls ушли в прошлое как часть старого традиционного мира, вот только вопрос, кто придет им на смену.

Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.
bagio-winter