bagio-winter
Роман Кузнецов

5 самых громких скандалов в истории «Формулы-1»: оргии, шпионаж и белый порошок

«Формула-1» – спорт высоких технологий, в котором деньги, интересы влиятельных людей и бизнес переплетаются в один тесный узел. Хрупкое равновесие может нарушиться в любой момент – и тогда мы получаем очередную громкую историю.

Любой спорт не обходится без жесткой конкуренции. Большие команды, большие рекламные контракты – и значит, большие деньги, столкновение интересов самых разных сторон. Их главные участники – люди, иногда более лояльные, идущие на компромисс, но чаще – жесткие и не собирающиеся мириться с реальностью, которая их не устраивает.

«Формула-1» – спорт высоких технологий, где переплетаются огромные деньги, инженерные наработки самых различных концернов, интересы автомобильных брендов, добавьте сверху еще немного роскоши, и совсем чуть-чуть эксцентричных миллиардеров. Кипящий котел эмоций, финансов и человеческой гордости верхом на болидах стоимостью с небольшой завод! Неудивительно, что иногда этот котел переполняется, хрупкое равновесие интересов с грохотом катится вниз. Фактически, весь автоспорт первого эшелона – скандалы каждую неделю, от мелкого шпионажа до международной комиссии, но сегодня мы представляем вам 5 самых громких скандалов в истории «Формулы-1».

1981: FISA против FOCA – революция «Формулы-1»

На дворе 1980 год. «Формула-1» кипит раздорами, и главные стороны в этом конфликте – Международная федерация автомобильного спорта FISA и Ассоциация конструкторов «Формулы-1» – FOCA. И президентом этой Ассоциации был… Будущий «хозяин» «Формулы-1», человек, который привез F1 в Россию – Берни Экклстоун! А противостоял ему грозный Жан-Мари Балестр, глава FISA – фактически, главный человек в автоспорте на тот момент. Этот скандал считают ключевым для истории не только F1, но и всего автоспорта – фактически, с 1981 года начнется отсчет современной «Формулы-1» с теми коммерческими правами и трансляциями, которые мы знаем сегодня.

В ноябре 1980 года Берни Экклстоун от имени FOCA делает сенсационное заявление: Ассоциация создает свой чемпионат под эгидой WFMS – «Всемирной федерации автоспорта», который будет представлять собой «Формулу-1»! Балестр молниеносно отреагировал: всем федерациям-членам FISA строго запрещается принимать у себя этот чемпионат, иначе страна будет лишена права принимать гонки F1.

Команды «Формулы-1» разделяются на два лагеря. Ligier, Osella и Toleman остаются верными FISA, однако остальные команды примкнули к Берни Экклстоуну. И вот, гонка открытия 1981, Гран-при Аргентины, под угрозой бойкотирования!

Назревал раскол, который навсегда должен был изменить лицо «Формулы-1». Но в дело, как всегда, вмешалась финансовая сторона: все официальные СМИ и организации, предоставлявшие трансляции, банально испугались такой неразберихи, которая царила в мире F1 1981 года, и стали массово отказываться от освещения Королевского автоспорта. Более того, и некоторые спонсоры уже были готовы уйти. Коллапс казался неизбежным, когда всех за столом переговоров собрал еще живой на тот момент Энцо Феррари, для которого «Формула-1» оставалась главным смыслом жизни.

19 января 1981 года на базу в Маранелло приехали представители всех команд, а также Берни Экклстоун и Жан-Мари Балестр.

Совещание продолжалось невероятные 13 часов, по итогам которого FISA и FOCA объявили о временном перемирии. И спустя полтора месяца был подписан первый Договор Согласия в истории Королевского автоспорта! Тогда же окончательно было утверждено название «Формула-1» и созданы основы легендарного автоспорта в современном виде, систематизированы правила личного зачета и Кубка Конструкторов.

Но главное – Берни одержал свою победу. Заявляя о том, что он просто хочет поддержать интересы конструкторов, «хитрый лис» совершил главное – отобрал коммерческие права у FISA! Строго говоря, именно с того момента FISA, и в будущем FIA, больше не могли «влезть» в коммерческие дела руководства «Формулы-1», что мы видим и по сей день. Иронично, что сами команды видели в Берни своего «защитника», и поддерживали абсолютно все инициативы, веря в то, что британский бизнесмен лишь хочет светлого будущего для простых (и не очень простых) конструкторов.

Вся формальная спортивная власть оставалась у FISA, но переговоры с организаторами гонок и трансляций теперь вела FOCA. Кроме того, теперь FOCA занималась распределением денежных средств внутри F1. Берни забрал «курицу, несущие золотые яйца» полностью в свои руки. Лишь в 2017 году, спустя 36 лет, Берни продал «Формулу-1» американскому гиганту Liberty Media, перестав стоять на капитанском мостике F1. Совсем недавно, 28 октября 2020 года, мистеру Экклстоуну исполнилось 90 лет, с чем мы его и поздравляем!

«Я часто слышу о том, что воевал с Балестром. Войны – это выдумки журналистов для придания значимости. Я всего лишь бизнесмен».
Берни Экклстоун

Власть Берни была настолько велика к началу девяностых, что в том числе с его легкой руки кресло президента FISA занял Макс Мосли, друг и соратник Берни, который до 2009 года обеспечивал полную связь руководства «Формулы-1» и Международной автомобильной федерации «ФИА».

О нем мы еще расскажем в нашей статье.

1997: Дисквалификация Михаэля Шумахера из «Формулы-1»

На последнюю гонку 1997 года Михаэль Шумахер и Жак Вильнев приехали почти в равном положении: 78 очков пилота Ferrari против 77 очков пилота Williams. Квалификация только увеличила градус напряжения – единственный раз в истории «Формулы-1» идентичное время показали…Сразу три гонщика! Жак Вильнев, Михаэль Шумахер и второй пилот Williams Хайнц-Харальд Френтцен поочередно поставили время 1:21’072. Невероятная плотность, однако в порядке очереди на поуле оказался Жак Вильнев, потому что он первым смог поставить такой результат.

Михаэль Шумахер стартовал лучше соперников, и сразу вышел в лидеры гонки. Френтцен пытался удержаться за соотечественником, но Михаэль создал отрыв, и вскоре Хайнц-Харальд уступил право погони Жаку Вильневу. Канадский гонщик копировал круги немецкого пилота Ferrari почти тысячная в тысячную, но не мог приблизиться на дистанцию обгона.

После пит-стопов Жак отставал на секунду от Михаэля, но резина работала лучше на Williams, и в какой-то момент Вильнев оказался уже в нескольких десятых от Шумахера. И тогда гонщик решился на один из самых отчаянных маневров в истории F1.

В повороте Dry Sack Жак затормозил гораздо позже обычного, воспользовавшись неожиданностью и не лучшим прохождением поворота Михаэлем. И произошло следующее, не менее историческое событие: Шумахер, замешкавшись на долю секунды, поворачивает руль вправо и «таранит» Жака Вильнева в надежде выбить соперника по чемпионату.

Жак устоял и финишировал на третьем месте, взяв титул чемпиона мира, а Михаэль остался за пределами трассы. Грянул скандал.

Сначала судьи решили не наказывать Шумахера, но британская общественность возмутилась: неужели таран соперника в борьбе за титул оставят без внимания? Подлил масла в огонь и тот факт, что в 1994 году Михаэль фактически «тараном» выиграл чемпионство у Деймона Хилла, хотя тогда это и не получилось доказать.

Возможно, встань Ferrari и руководство команды на сторону своего гонщика, жестких санкций получилось бы избежать, но итальянская пресса буквально «разгромила» Михаэля. Особенно постарались в Corriere della Sera, где заявили о том, что Шумахер посрамил честь итальянского автоспорта, и он обязан признаться в содеянном. И вот, спустя несколько дней Михаэль Шумахер сделал официальное заявление, в котором признал таран соперника «осознанным, но не злонамеренным деянием». После этого мировая пресса, и в особенности британская, сделала все, чтобы уничтожить репутацию Михаэля, говоря о нем, как о «самом грязном гонщике в истории «Формулы-1», хотя всего лишь несколько лет назад Айртон Сенна не только выиграл тараном титул, но и честно признался в своем маневре.

Итог: дисквалификация из итогов чемпионата 1997 года и лишение всех очков. Самый суровый штраф в истории «Формулы-1» для гонщика, и один из самых больших скандалов в истории автоспорта.

2005: Шинный скандал или худшая гонка в истории F1

Гран-при США 2005 начался из рук вон плохо: Ральф Шумахер попал в серьезную аварию. Пилот Toyota вновь потерял управление на бэнкинге Индианаполиса, как и в 2004, и в этот раз причиной аварии стала лопнувшая покрышка Michelin. Важно заметить, что до прихода Pirelli в «Формулу-1» мы видели «шинные войны» между двумя большими лагерями: Bridgestone и Michelin. Ральфа заменил Рикардо Зонта, и у него случилось ровно то же самое – резина лопнула, правда, он обошелся без серьезных травм.

Без промедления Международная автомобильная федерация «ФИА» сделала запрос к специалистам Michelin относительно партии резины на Гран-при США. Как мы уже заметили, в то время гонка проходила на трассе Индианаполис, и частично на овальной секции, поэтому нагрузка на шины была поистине сумасшедшей. Французские шинники запаниковали: как оказалось, даже твердые комплекты резины не могли пройти стресс-тест. Выяснилось, что возникла ошибка в расчетах покрытия трассы – в межсезонье Индианаполис обработали фрезой, и теперь овальная секция была испещрена продольными канавками. Bridgestone заранее взяли информацию у Firestone, которые поставляли резину пилотам IndyCar, поэтому японские шинники смогли подготовиться к гонке.

«ФИА», руководитель «Формулы-1» Берни Экклстоун и команды сели за стол переговоров. Совещание длилось вплоть до утра перед гонкой, но к единому решению никто так и не смог прийти. В итоге неофициально команды договорились заехать перед стартом на пит-лейн, бойкотируя гонку, которая могла поставить под угрозу жизни пилотов. Представители Michelin считали, что договорились и с командами, которые используют Bridgestone, но…

Прогревочный круг Гран-при США 2005, и четырнадцать из двадцати гонщиков едут на пит-лейн. Все гонщики Bridgestone остались на трассе! А именно Ferrari, Jordan и Minardi. Вышел сразу двойной скандал.

Во-первых, Bridgestone и конкретно Ferrari игнорировали договоренности между командами, и в то время как все основные конкуренты пропустили гонку, Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло все равно вышли на старт, что можно было назвать нарушением fair play – негласных правил честной игры. Во-вторых, американские болельщики пришли в самую настоящую ярость. На трассу полетели банки, бутылки – одна чуть не попала в Рубенса Баррикелло! Фанаты отдали деньги за билеты, и получили подобие гонки, потому что темп Jordan и Minardi можно сравнить с современными Haas и Williams. Михаэль Шумахер уехал от Рубенса, и в итоге вся «Формула-1» получила самый настоящий фарс вместо уик-энда.

Извинения не помогли, и даже предложение Michelin предоставить фанатам бесплатно билеты на гонку 2006 года не спасло ситуацию – в два следующих сезона болельщики почти не приходили на Гран-при США, и «Формула-1», с таким трудом завоевавшая американский рынок, вынуждена была уйти до появления этапа на трассе «Остин» в Техасе 2012 года.

2007: Самый громкий шпионский скандал в истории «Формулы-1»

В конце 2006 года один из творцов легенды Ferrari Росс Браун объявил об уходе в безвременный отпуск. Вместе с Михаэлем Шумахером британец покинул «Формулу-1», чтобы вернуться в 2008 году на пост команды Honda, выиграть титул с BrawnGP в 2009 и затем возглавить команду Mercedes. В данный момент Росс Браун занимает пост спортивного директора всей «Формулы-1».

Сотрудник Ferrari, некий Найджел Степни, очень надеялся на повышение, однако вместо него на должность технического директора был назначен Марио Алмондо, помощником стал Лука Балдиссери. Как окажется впоследствии, Найджел очень расстроился такому исходу. Настолько расстроился, что сообщил конструктору McLaren Майку Кофлэну абсолютно все подробности конструкции Ferrari 2007, в том числе две запрещенных – «гибкое днище» и «сепаратор заднего крыла». События начинали закручиваться.

Глава команды McLaren Рон Деннис, получив столь ценные сведения, незамедлительно сообщил «ФИА» о том, что машина Ferrari не соответствует регламенту.

И – ужас, так и оказалось! Но вот загадка: где же произошла утечка информации? И с этого момента «Скудерия» начинает свое собственное расследование. На площадку же выходят новые лица.

Тест-пилот McLaren, бывший боевой пилот F1 Педро де ла Роса, начинает «сливать» всю информацию действующему чемпиону Фернандо Алонсо, который в сезоне 2007 как раз перешел в McLaren. Одновременно Степни и Кофлэн продолжают тайную переписку – за соответствующее вознаграждение Найджел передает абсолютно все сведения о Ferrari. В дальнейшем в суде эта переписка станет ключевой уликой, получив название Allegato 9 («Приложение 9»). И далее происходят два ключевых события.

Первое событие: жена Майка Кофлэна, Труди Кофлэн, приносит 780 страниц документов, «слитых» данных Ferrari, в копировальный центр недалеко от базы McLaren в Уокинге. И это был самый грандиозный провал в истории шпионского автоспорта: сотрудник центра всегда недолюбливал McLaren, но кроме того, он очень хорошо знал почти всех членов команды. Кроме того, он знал, что его копировальный центр расположен в непосредственной близости от базы McLaren. И как только он начал копировать эти данные, то почти сразу же понял, что перед ним настоящий компромат. Сотрудник оставляет копии для себя на телефоне и компьютере, сообщая об этом Ferrari.

Второе событие: Найджел Степни начинает терять контроль и бояться, что последствия его шпионажа в пользу McLaren могут быть слишком серьезными. И на пит-лейн очередной гонки журналисты замечают, как Найджел стряхивает с брюк какой-то белый порошок. На следующий день к Найджелу врывается полиция и изымает все подозрительные вещи, и Степни почти сразу же уезжает «в долгосрочный отпуск», а уже 21 мая 2007 года все СМИ говорят о том, что в бензобаках Ferrari найден «странный белый порошок». Будущее Найджела стремительно покрывается темными тучами.

3 июля 2007 года вновь происходит сразу несколько событий. Следствие покажет, что в тот день Степни и Кофлэн обменялись 288 сообщениями, в большинстве из них ясно просматривалась паника сотрудников.

  • Первое событие: Найджела Степни увольняют из Ferrari «по результатам дисциплинарного расследования».
  • Второе событие: команда McLaren публикует заявление о том, что их сотрудник технического отдела фигурирует в разбирательстве по делу о шпионаже. Таким образом, команда фактически «уничтожает» Кофлэна, чтобы спасти свое лицо.
  • Третье событие: Ferrari подают иск против Найджела Степни, при этом команда оставляет за собой право рассмотреть дело в уголовном или гражданском порядке.
  • Четвертое событие: в доме Майка Кофлэна полиция устраивает обыск и находит сотни материалов по Ferrari.
  • Пятое событие: Международная автомобильная федерация «ФИА» наконец-то начинает расследование.

И Майк Кофлэн понимает, что пришло время сотрудничать со следствием. Он вместе со своей супругой, которая ходила в копировальный центр, дают показания под присягой и сотрудничают с Ferrari, чтобы остаться на свободе. На следующий день «ФИА» вызывает к себе все руководство McLaren, где те отчитываются о соблюдении Международного спортивного кодекса.

Но возникает проблема: следствие заходит в тупик, потому что Найджел Степни всячески отрицает факт передачи секретных данных, в то же время «ФИА» делает заявление о том, что у них нет доказательств использования McLaren этих самых данных. Однако руководство Международной автомобильной федерации делает «жирный» намек – если случится повторное расследование, или выяснятся новые подробности, McLaren могут пожизненно исключить из «Формулы-1». И вот здесь мы подходим к самой замечательной части это шпионской саги.

К августу 2007 года отношения Фернандо Алонсо и дебютанта Льюиса Хэмилтона в McLaren настолько ухудшились, что они уже не разговаривали друг с другом, и даже не жали руки.

И здесь Флавио Бриаторе, друг и покровитель Фернандо, заявляет, что ему известно о переписке Алонсо и де ла Росы, и McLaren получили незаконное преимущество. Эту информацию, как не трудно догадаться, предоставил испанский пилот. Алонсо фактически начинает шантажировать McLaren, угрожая раскрыть все детали, если ему не дадут статус гонщика №1 в команде.

Глава McLaren Рон Деннис, который с самого первого дня больше благоволил Хэмилтону, приходит в ярость от таких заявлений Фернандо, и пишет письмо действующему президенту «ФИА» Максу Мосли, где предоставляет в свою очередь эпизоды разговоров с Фернандо, и просит привлечь того по статье о шантаже.

Все детали всплывают наружу, и в отчаянии Рон Деннис пишет новое письмо Жану Тодту, руководителю команды Ferrari, с просьбой мирно урегулировать расследование, признавая свою вину. Но ответ Скудерии максимально жесткий: время, когда можно было заключить перемирие, прошло, теперь каждый ответит сполна. McLaren начинает сотрудничать с «ФИА» – и мы подходим к развязке.

13 сентября 2007 года Всемирный Совет по автоспорту признал вину McLaren в шпионаже и лишил команду всех очков в Кубке Конструкторов. Кроме того, команда заплатила рекордный штраф в истории F1 – 100 миллионов долларов, что равнялось в то время практически половине годового бюджета всей команды. И это не считая репутационного ущерба и того факта, что «ФИА» обязали команду теперь предоставлять абсолютно все данные по машине в их личное пользование.

По общему мнению, наказание получилось довольно мягким, потому что McLaren «ходили» под угрозой пожизненной дисквалификации из автоспорта. Что касается Степни, его судьба сложилась очень печально: он получил условный срок, а в 2014 году погиб в автокатастрофе.

Но что самое главное, друзья? А самое главное, что дубль Ferrari на Гран-при Бельгии 2007 посвятили тому самому сотруднику из копировального центра, который все это время оказывал следствию полную поддержку, и который стал главным свидетелем по делу шпионажа! По неофициальной информации, Лука ди Монтедземоло лично распорядился подарить Ferrari спасителю их команды.

Вот так одна женщина и один сотрудник копировальной фирмы решили судьбу легендарных Ferrari и McLaren, подарив самый крупный скандал в истории «Формулы-1». Cherchez la femme («ищите женщину»), как говорится.

2008: Президент «ФИА» – BDSM-скандал

Один из самых крупных скандалов как в «Формуле-1», так и в истории всего автоспорта. Откровенно говоря, порой трудно поверить, что это случилось на самом деле – события будто выдуманы автором «желтой газеты» конца девяностых. Но правда всегда остается правдой – и предыдущий президент Международной автомобильной федерации «ФИА» ушел со страшным скандалом.

На момент 2008 года Макс Мосли, предшественник Жана Тодта, по-прежнему занимает президентское кресло в «ФИА». Трудный период для всей «Формулы-1» – команды никак не могут прийти к консенсусу по новому Договору Согласия, Toyota думает об уходе из F1 (и уйдет годом позже), в Ferrari угрожают создать свой чемпионат. И на фоне всего этого никак нельзя было ожидать, что человек, занимающий одну из самых важных должностей в современном мире автоспорта попадет в секс-скандал.

Макс Мосли родился в семье лидера Британского союза поддержки Адольфа Гитлера. Сэр Освальд Мосли, участник Британского парламента, поддерживал взгляды лидера нацистов вплоть до заключения под стражу. В итоге Освальда и всю его семью арестовали, однако освободили в 1943 году при резонансном расследовании, когда протестующие собрались около здания суда, и стали закидывать семью Мосли камнями. Макс переживал непростые времена, ни одна британская школа не хотела принимать к себе сына почитателей Гитлера. Это важная деталь биографии Мосли, которая тоже повлияла на весь скандал 2008 года.

Все произошло мгновенно. Британский таблоид News of the World (существовал с 1843 по 2011 год, был закрыт из-за расследования по делу о прослушивании звезд шоу-бизнеса), одно из самых старых и скандальных изданий Великобритании, опубликовал на сайте фотографии и видео, где действующий президент Международной автомобильной федерации «ФИА» Макс Мосли вступал в половую связь с большим количеством женщин, которых одели, как заключенных нацисткой тюрьмы, а сам Мосли играл Роль Гитлера, собственно, «наказывая» девушек в имитированной камере пыток. Если говорить совсем вкратце – на фото и видео была запечатлена BDSM-вечеринка-оргия в стиле нацисткого концлагеря.

Скандал случился невиданной величины. Сразу после публикаций Макс Мосли признался, что фото и видео – настоящие. И хотя впоследствии он сможет выиграть суд у News of the World, почти разорив издание своим иском, остается только догадываться, сколько средств таблоид получил от недоброжелателей Мосли, которые, очевидно, и поставили скрытые камеры в местах «развлечений» бывшего президента «ФИА». Пошатнулась не только репутация самого Макса, но и «Формулы-1», и всего автоспорта. Например, Mercedes, Honda, BMW сразу потребовали, чтобы Мосли ушел со своей должности, в Бахрейн и ряд арабских стран ему и вовсе запретили въезд. Ситуация осложнялась тем, что британец все еще находился на своей должности, непосредственно осуществляя контроль над всеми жизненно важными для автоспорта сферами.

Очень важно понимать, на фоне чего случился данный скандал. Последние годы деятельности Макса Мосли с 2006 года были посвящены противостоянию союзу команд «Формулы-1». Вопросы касались перехода на новый «экономичный» регламент, что не устраивало многих ведущих автопроизводителей, в первую очередь Ferrari, хотя в проекте регламента присутствовали многие вещи, которые мы увидим с 2022 года, в первую очередь по финансовым ограничениям и корректировке спортивной составляющей. Также команды «Формулы-1», возможно, не без теневого интереса высшего руководства, хотели добиться того, чтобы «ФИА» утратили свою власть. Макс Мосли признался, что ему известно, кто опубликовал фото и видео, и кто стоит за разоблачениями бывшего президента, однако уже нельзя ничего поменять.

Следующим президентом «ФИА» стал бывший руководитель легендарной команды Ferrari времен Михаэля Шумахера, Жан Тодт, который остается на своей должности по сей день.

Символично, что после ухода Макса Мосли и постепенного уменьшения влияния Берни Экклстоуна, крупные скандалы больше не сотрясали мир «Формулы-1».

У известного британского коллектива Emerson, Lake and Palmer есть строчки о том, что «слова на бумаге порой острее ножа». Скандалы, как и войны, бывают выгодны всем – кто-то получает коммерческие права, кто-то выбивает для своей команды привилегии, кто-то удовлетворяет личные амбиции в погоне за славой, но ни один скандал не имеет силы, если о нем нет ни слова в прессе, и главный аккумулятор, раскручивающий любой спортивный скандал – это СМИ. Поэтому любой гонщик знает – надо уметь лавировать не только в поворотах, но и в водовороте своих слов, которые говоришь для многомиллионной аудитории. Поэтому прежде чем сделать громкое заявление, сначала надо собрать пресс-конференцию – иначе кто услышит о том, что завтра в твоем спорте произойдет революция?

Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.
bagio-winter