Ясный взгляд: как можно отполировать оптику и стоит ли это делать
Первое впечатление от автомобиля всегда основано на визуальной составляющей, да и второе, и все последующие тоже. Мы все так или иначе стремимся к эстетике и, по большей части, она не имеет ничего общего с замызганностью и следами непрерывной эксплуатации. Конечно, мы не забываем о rat rod, но все же стоит отличать истинных ценителей этого стиля от приверженцев поневоле. Говорят, что облик складывается из мелочей. В случае с машинами это верно лишь частично, ведь остекление и кузов не получится назвать «акцентными деталями», даже приложив всю имеющуюся фантазию. С колесными дисками такой фокус уже более уместен — они действительно скорее аксессуар, несущий, помимо эстетической, еще и практическую функцию. Но есть и другая «запчасть», существенно влияющая как на внешний вид, так и на эксплуатационные свойства. Это фары.
«Отпескоструенная» мутная оптика не только безнадежно испортит картинку, но и затруднит передвижение в темное время суток, особенно там, где нет дополнительных источников света. Мы решили разобраться, почему оптика теряет свой первоначальный вид, как ее восстановить и стоит ли это делать.
Почему мутнеют фары
Как и все остальное внешнее «убранство», стекла (на самом деле пластик) фар непрерывно подвергается пагубным воздействиям окружающей среды. Каждая встретившаяся на пути абразивная частица пыли и, тем более, камень непременно оставят на поверхности отметину. Со временем царапины и выбоины начнут наслаиваться друг на друга, все больше искажая пропускаемый свет. Дополнительно в «кратеры» будут забиваться грязь и пыль, при этом смыть ее будет достаточно затруднительно. Помочь природному «пескострую» может и сам владелец, например, смахивая грязь сухой тряпкой или протирая источник света щеткой для чистки снега.
Помимо постоянного абразива, существует еще и невидимая угроза. Пластик, так же, как и человеческая кожа, не в восторге от УФ-излучения. Современный автопром, конечно, работает над этой проблемой, причем прогресс довольно существенный. Раньше на поликарбонатную поверхность наносили отдельный защитный слой, затем от барьерной защиты начали отказываться в пользу специальных присадок, добавляемых в общий объем пластика. Такая система работает достаточно эффективно, но полностью нивелировать влияние солнечного света пока не получилось. Под воздействием излучения материал со временем все равно начинает разрушаться и от этого желтеет.
Еще одна причина потери прозрачности — высокие температуры. Здесь все достаточно очевидно: материал просто локально плавится, меняя при этом структуру и теряя светопропускаемость.
Фото: pholder.com
Как видите, губительных факторов предостаточно и полностью защититься от них практически невозможно. Пожалуй, самым эффективным решением были полиуретановые прозрачные пленки, защищающие стекло по аналогии с кузовом. Но действующий технический регламент ТР ТС 018/2011 запрещает их установку на оптические элементы (пункт 3.6 Приложения №8). Так что приходится не бороться с причиной повышенного износа, а устранять его последствия.
Как вернуть прозрачность фаре
Самый очевидный и простой способ —просто заменить деталь. Но современные фары имеет смысл менять только в сборе, а цена новых оригинальных блоков не отличается хоть какой-то демократичностью. Да и продать автомобиль с «неродным» светом будет куда сложнее из-за возникающих подозрений на фронтальное ДТП.
Гораздо более распространенный вариант — полировка. При этой процедуре исцарапанный слой пластика стачивается абразивом, так что проникновению света больше ничего не мешает. Затраты минимальны, эффект при должном качестве выполнения работ потрясающий, да и особо специфических навыков, на первый взгляд, не требуется. Так почему бы не заняться полировкой самостоятельно.Фото: gulliverauto.ru
Полировка фар своими руками
Процедура самостоятельной полировки, несмотря на кажущуюся простоту, отнимает очень много времени, так что задуматься о ней стоит лишь в том случае, если собственноручный уход за автомобилем действительно доставляет удовольствие.
Начинается все с тщательной подготовки. На этом этапе оптику отмывают ото всех загрязнений и высушивают. С задачей хорошо справляются автомобильные шампуни и мыльные растворы. Помогут также средства, предназначенные специально для очистки оптики. А вот от агрессивных растворителей придется отказаться — они могут только навредить поверхности и оставить на ней пятна.
Теперь самое время детально осмотреть повреждения. Нужно на глаз оценить несколько аспектов:
- состояние пластика. Если он пожелтел целиком, то за полировку можно не браться — она не спасет. То же касается и оплавлений — при их наличии поможет только замена. Заметные трещины на стекле, равно как и поверхности со следами ремонта, лучше не подвергать обработке из-за высокого риска дальнейшего разрушения;
Фото: tarantas.news
- глубина повреждений. От того, насколько глубоко борозды испещряют пластик, зависит выбор метода полировки. Чем более поверхностны затертости, тем меньший слой придется снимать. Отдельная «сделка с совестью» потребуется, если на всей площади есть одна или несколько глубоких выбоин, а все остальные несовершенства не такие удручающие. В подобном случае целесообразнее не снимать внушительный слой пластика, стараясь довести все до идеала. Экстремальное истончение материала никогда не идет на пользу, так что лучше не слишком усердствовать и смириться с немногочисленными воронками от попадания камней.
Проводить все работы предпочтительнее в закрытых помещениях. Так можно избежать попадания песка и лишней пыли на поверхность — они являются нежелательным абразивом при полировке и могут только сильнее поцарапать деталь. Перед тем как приступить к самому процессу, нужно не упустить еще один важный момент. Все прилегающие к оптике части кузова должны быть защищены от будущих воздействий. Если их не заклеить, то после процедуры можно обнаружить неприятные царапины и потертости на глянцевом лаке или декоративном пластике.
Фото: pdrgarage19.ru
Самое время подобрать «оснастку». Традиционных вариантов два: шлифовальные листы с разной степенью абразивности и всевозможные полировальные пасты. Примечательно, что и тем и другим можно работать и руками, и полировальной машинкой. «Шкурка» больше подходит для ручной обработки. Алгоритм ее использования прост:
- выбирается несколько листов с разной абразивностью от 800 (самый грубый) до 2500 (самый мягкий);
- при первом «проходе» с поверхности счищается глянец и весь поврежденный слой, так что выбирают самую абразивную из имеющихся «шкурок». Фара после этого приобретает абсолютно матовый вид. Это может немного напугать, но как раз такой результат и нужен;
- затем поверхность поэтапно обрабатывают все более мягкими абразивами, сглаживая оставшиеся риски. При этом пластик постепенно становится все более прозрачным, и под конец полировки на нем не должно остаться видимых царапин.
Главное правило при таком методе борьбы с помутнением — не перегреть поверхность. От трения выделяется очень много тепла, что может навредить стеклу. Поэтому под рукой нужно иметь запас чистой воды и регулярно смачивать как саму оптику, так и «шкурку». Еще важно не переборщить с силой нажатия — поликарбонат достаточно податлив, так что на нем нетрудно собственноручно оставить излишне глубокую царапину, которую придется полировать заново.
Фото: xenonshop.ru
В целом, абразивные пасты отличаются от шлифовальных листов только консистенцией. Руками с ними работать можно, но времени уходит на порядок больше, так что удобнее все же пользоваться полировальной машинкой или, на худой конец, дрелью со специальной поролоновой насадкой (главное, чтобы режим перфоратора на устройстве был выключен). «Зернистость» подбирается аналогично — крупная, средняя и затем мелкая. Обрабатывать стоит поэтапно: сначала удалить слой пластика, а потом маскировать риски, оставшиеся на поверхности от грубого состава. Достигаемый эффект сравним и иногда даже превосходит тот, которого можно добиться шлифовальными листами, да и времени потребуется значительно меньше. Правда, от «побочных явлений» тоже никто не застрахован. Первая и главная опасность — пресловутый перегрев. «Поджечь» пластик машинкой значительно проще, чем руками из-за высокой скорости вращения насадки.
Фото: drive2.ru | UnderGround72
Второй нюанс — неравномерность обработки: на гранях и в углах могут остаться матовые участки, до которых полировальный диск просто не доберется. Это поправимо, но требует повторной полировки. Третий аспект — контроль толщины снимаемого слоя поликарбоната. При работе с машинкой можно срезать слишком много пластика и даже этого не заметить. На пользу прочности это точно не пойдет.
Поделимся с вами единым лайфхаком для обоих методов: лучше начинать с абразива, который будет вдвое мягче, чем вам хочется. Чаще всего самых мягких составов более чем достаточно. Если помогло, то считайте, что сэкономили время и пощадили пластик. Если нужного эффекта добиться не удалось, то всегда можно перейти на более грубые составы.
Есть еще один популярный метод борьбы с помутневшими стеклами: умельцы устраняют царапины с помощью горячих паров ацетона. Для процедуры нужно сначала зашлифовать все глубокие повреждения, а затем использовать подогревающее устройство и сам растворитель. Жидкость заливается в импровизированный «электрический чайник» и нагревается до температуры испарения. Когда пар начнет выходить через носик, его располагают достаточно близко (до 7 сантиметров) к фаре и проходятсяпо всей поверхности пластика снизу вверх.
Фото: xenonru.ru
Едкие компоненты в летучем состоянии мягко оплавляют верхний слой и сглаживают заусенцы. Стекло моментально становится прозрачным и блестящим, так что на такие манипуляции требуется минимум времени. Но не стоит забывать, что ацетон ядовит, так что без хорошей вентиляции в помещении и защитной экипировки заниматься подобной «реставрацией» очень опасно — человеческим слизистым оболочкам грозит ожог.
Заодно таким способом можно «обжечь» и поликарбонат. Если переусердствовать и оставить испаритель на одном месте слишком надолго, растворитель даст обратный полировке эффект: образуется мутное пятно, которое невозможно будет устранить.
Стоит ли пытаться отполировать оптику самостоятельно
Стоимость подобной услуги в специализированных сервисах достаточно доступная, так что существенной экономии добиться не получится. В пользу «делегирования» говорит и существенно сниженный риск порчи детали благодаря квалификации рабочих, хотя полностью исключить человеческий фактор, естественно, невозможно.
Если желание сделать что-то самостоятельно все же толкает на «подвиги», сначала лучше потренироваться на ненужном куске оргстекла и только после этого приступать к прикладным опытам.
Все процедуры, связанные с самостоятельным обслуживанием, требуют собранности и внимания к деталям. Поэтому стоит здраво рассчитывать свои силы и, конечно, тщательно изучить инструкции ко всей автомобильной химии и электроинструментам, которые вы планируете использовать.
Анонсирующие фото: aredi.ru