bagio-winter
Анна Криворучко

Ударил — заплатил? Всё о штрафах за ДТП

Рассказываем, можно ли помимо ущерба автомобиля получить постановление в случае аварии, кому его могут вынести и сколько придётся платить.

К сожалению, аварии на дорогах — дело обычное, особенно в мегаполисах. То полосу движения не поделили, то на узком разъезде не рассчитали габаритов, то просто задумались и не успели вовремя среагировать на внезапно изменившуюся обстановку. Понятно, что перечислять причины ДТП можно бесконечно, и все они будут одна нелепее другой. Но речь сегодня пойдёт не о провоцирующих столкновения факторах, а об одном из возможных последствий «поцелуя» автомобилей, а именно о штрафах.

Но перед тем, как с головой погрузиться в тему, давайте немного освежим в памяти матчасть.

Что такое ДТП с точки зрения закона

В общих положениях правил дорожного движения дано максимально чёткое определение аварии. Это инцидент, случившийся в процессе поездки по дороге, в котором пострадали само ТС, люди, окружающие сооружения, другие автомобили или мотоциклы. Кроме того, под ДТП понимаются события, приведшие (при тех же вводных) к другому материальному ущербу. Проще говоря, когда два припаркованных автомобиля, например, ударились дверьми, то это не дорожно-транспортное происшествие, а когда одна машина стояла на своём месте, а вторая «притёрла» её при манёвре, то это, без сомнений, самая настоящая авария. Вопреки расхожему мнению, сбитый знак, задетая клумба и прочее «мелкое вредительство» водителей абсолютно однозначно классифицируются как ДТП, хотя второго «участника» в классическом понимании этого слова нет.

Ещё чуть-чуть углубимся в дебри. В идеальном мире, где все неукоснительно следуют правилам и никогда не отвлекаются, никаких неприятностей на дороге не происходит. Правда, движения на них, вероятно, тоже нет, но это лишь домыслы. Если вернуться в суровую реальность, становится ясно, что подавляющее большинство контактов — это последствия преднамеренного или не очень нарушения ПДД одним из фигурантов.

Безусловно, существуют и исключения. Например, законопослушный водитель ехал не торопясь, но в темноте не разглядел яму, в которой и «оставил» своё колесо. Машину «стащило» в смежный ряд совсем немного, но этого хватило, чтобы поцарапать дверь соседу по потоку. Виноват ли в случившемся кто-то из автомобилистов? При изначальной исправности ныне «подраненного» ТС (примем это за аксиому) — нет. Но аварии без «провокатора» не бывает, правда ведь? Вот и здесь рано или поздно появится третья сторона конфликта: владелец участка шоссе, который вовремя не залатал кратер, приведший к инциденту.

Так или иначе, ДТП всегда — результат чьего-то неосмотрительного поведения, поэтому ответственных по доброй традиции принято наказывать. Но как?

Какой штраф за ДТП

За сам факт свершившегося никому ничего не грозит. Мять и разбивать свой транспорт у нас можно совершенно бесплатно, было бы желание. А вот нарушать без последствий, к счастью, нельзя, поэтому дальнейшее развитие событий таково:

  • ДТП оформляется в соответствии с действующими регламентами;
  • на месте или уже в группе разбора устанавливается лицо, виновное в столкновении;
  • в «вердикте» будет сказано, кто и какой конкретно пункт правил нарушил. Если вина обоюдная, «проштрафившихся» тоже будет двое (или больше).

С этого момента начинается самое интересное: все преступившие закон получат по постановлению. Каждый — по «своей» статье КоАП.

Пример №1.

Водитель 1 менял полосу движения. При манёвре он смотрел в зеркало и не увидел, что Водитель 2 в соседнем ряду сбавил скорость. Водитель 1 продолжил ехать и, естественно, задел бампер Водителя 2. В этой ситуации как такового нарушения ПДД на первый взгляд нет, но такое близкое перестроение легко могут расценить как несоблюдение дистанции. Само по себе звучит нестрашно, но раз уж такая оплошность привела к аварии, то в Кодексе для подобного рода действий есть статья 12.15. Её первый пункт прекрасно подходит под обстоятельства, так что виновник ДТП вполне может получить постановление на 1,5 тысячи рублей.

А теперь немного изменим вводные.

Пример №2.

Водитель 1 по-прежнему рвётся в соседний ряд, но на этот раз не особо смотрит в зеркало. Водитель 2 не может увернуться — занята даже встречная полоса. В результате имеем одно из классических ДТП. Водитель 1 в нём виноват, тут поспорить сложно. Но помимо виновности, за ним есть ещё одно «прегрешение», а именно игнорирование приоритета автомобиля пострадавшего. За это по части 3 статьи 12.14 КоАП водителю положено 500 рублей штрафа.

Заметьте, в обоих случаях наказывают не за саму аварию, а за действия, приведшие к ней!

Аналогично будет работать и проезд на красный, и нарушение скоростного режима, и даже поворот не из крайнего положения. Соответствующая статья найдётся практически за любое деяние.

Но на этом заканчивать рановато, ведь есть ещё масса смежных обстоятельств, которые могут ударить по карману.

За что ещё могут наказать виновника аварии

Во-первых, за нарушение прописанного в законодательстве регламента по оформлению происшествия. Наиболее неприятные последствия грозят тем, кто покинет место ДТП — таких лишают прав на срок до полутора лет или арестовывают. Сюда же идёт и употребление спиртного после аварии и до принятия решения о необходимости освидетельствования — такого водителя накажут, как если бы он в момент аварии находился за рулём нетрезвым. Но даже более мелкие «неточности» караются. За не установленный «треугольник», например, подъехавший инспектор вполне обоснованно выпишет штраф на одну тысячу рублей.

Во-вторых, целая россыпь постановлений может «прилететь» за сопутствующие нарушения, будь то не работающая оптика, отсутствие полиса ОСАГО, покрышки не по сезону и всё, что бросится в зоркие глаза сотрудника ГАИ при беглом осмотре. Разве что с тонировкой дело может обойтись: пока автомобиль статичен, тёмная плёнка на передней полусфере не противоречит требованиям закона. Правда, вопросы возникнут, как только машина тронется с места своим ходом, но это совсем другая история.

Отдельная кара уготована тем, кто в результате инцидента нанёс вред людям. Ответственность за причинение вреда здоровью различной степени тяжести может предусматривать до семи лет за решёткой. А в случае летального исхода — до 15. Подробно об этом мы рассказывали здесь.

Кстати, если в действе серьёзно пострадали дорожные сооружения или иная инфраструктура, это без внимания тоже не оставят. Когда разрушения напрямую влияют на безопасность дорожного движения, ответственность настигнет по статье 12.33. Штрафы, к слову, немаленькие — 5-10 тысяч рублей. Кроме того, вполне можно ждать регресса при условии, что задета частная собственность, например, чей-то забор.

ДТП, безусловно, событие крайне неприятное, но помните, что разбираться с его последствиями всегда нужно с холодной головой. Не торопитесь и не паникуйте, строго следуйте правилам и фиксируйте все важные детали. А ещё лучше — внимательно следить за дорогой и делать всё возможное для избежания аварий.


Анонсирующее фото: pxhere.com

bagio-winter