Тест-драйв Toyota Rav4: может ли совершенство быть вечным?
Кроссовер Toyota Rav4 относится к своеобразным рыночным долгожителям, ведь первое поколение появилось на рынке в далёком 1994 году. Начиналась история с трёхдверного автомобиля, который положил начало одному из самых популярных классов автомобилей в мире.
Актуальная версия пятого поколения дебютировала в 2018 году. Обновлённый и переработаный кроссовер нынче собирается в Шушарах с ещё одним бестселлером от Toyota а именно вместе с Camry и делит с этим седаном не только конвейерные мощности но и TNGA-платформу. Toyota New Global Architecture (TNGA) — это набор модулей и компонентов, позволяющих создавать родственные, но всё же отличные друг от друга «тележки» для легковушек (в том числе кроссоверов) разных классов с разным типом привода. В TNGA унифицировали элементы пола, порогов и моторного отсека, они могут дополняться стандартными «кубиками» подвесок и различными по длине задними частями пола. На сегодня сформированы три платформы: GA-C, GA-L и GA-K — последнюю как раз использует RAV4, а его соплатформенниками значатся Toyota Camry и Lexus ES. Двигатели у обновлённого кроссовера свои, но их гамма для России существенно меньше чем для остального мира. Нам доступны двухлитровый на 149 «лошадей» и 2.5-литровый на 199 лошадиных сил, работающие на бензине. Гибридный двигатель нам не привезли, а про «дизель» можно забыть совсем. Зато всем комплектациям положен диодный ближний и дальний свет, а версия в максимальной комплектации может управлять и дальним светом автоматически.
Экстерьер
Дизайн новинки, кстати, отличается от прошлого поколения весьма сильно, как и в целом от всех предыдущих поколений кроссовера. После округлых предшественников новый автомобиль обзавёлся угловатыми деталями и более выраженными колёсными арками, которые вызывают ассоциации с более серьёзными внедорожниками. Патрубки выхлопной системы физически выглядывают из-под бампера, не имитируя выхлоп, как у некоторых конкурентов, а пороги прикрыты дверями полностью, и это позволяет вылезать из автомобиля после грязной дороги без страха испачкать брюки. Безусловно, он притягивает к себе внимание и не оставляет равнодушным никого.
Геометрия автомобиля существенно улучшилась, если сравнивать с предшественниками. Клиренс теперь составляет около 200 мм (зависит от колёс, ведь на новый Rav4 теперь ставят 19 дюймовые колёса). С таким просветом можно не обращать внимание на большинство проблем на дорогах, и можно точно не бояться поцарапать бампера при парковке около бордюров. Даже сельские полевые дороги не вызывают у автомобиля страх, а чиркнуть днищем теперь будет явно сложнее, чем предшественнику, который обладал просветом всего в 165 мм. При всём этом автомобиль стал ниже на 10 мм. Это заслуга новой платформы, которая позволила инженерам импровизировать «на всю катушку».
Интерьер
Более про внешность сказать нечего — нам пора в салон. Если вы сели в новинку из прошлого поколения, то ничего общего с ним вы не найдёте. Ну, пожалуй, кроме добротных материалов. Приятно и красиво. Эргономика тоже не вызывает вопросов, водитель сидит ниже чем в прошлой версии, и кресла весьма удобны. Из приятного: отдельная полочка слева от руля, куда можно положить парковочную карту или пульт от шлагбаума и отдельная ниша над «бардачком», в которой пассажир может разложить нужные ему вещи. Обе ниши отделаны нескользящим материалом и подсвечиваются приятным и мягким светом. Дополнительная полочка на центральной консоли может оснащаться беспроводной зарядкой, но мой телефон в чехле скользил и не заряжался. По USB-портам у передних пассажиров тоже всё отлично: один порт на центральной консоли и два — в центральном подлокотнике. Если этого вам окажется мало, есть розетка на 12 вольт, в которую можно подключить много чего полезного. Разочаровала мультимедийная система, к которой невозможно подключить телефон без использования Bluetooth. Мне, как владельцу IPhone, и человеку, привыкшему к Apple CarPlay, такой шаг производителя непонятен, однако на момент публикации текста появилась информация о выпуске обновления мультимедийной системы автомобиля, которая будет поддерживать современные стандарты. Как быть владельцам устаревших «мультимедиа», пока неясно, но что-то мне подсказывает, что их это не сильно и волнует. Впрочем, мультимедийная система — явно не сильная сторона этого автомобиля, и прикасаться к ней постоянно не хочется совсем. Включил, и пусть играет. К звуку, кстати, претензий нет, штатная система достаточно хорошо воспроизводит музыку с разных носителей.
Откровенно удивило отсутствие подсветки кнопок регулировки зеркал. Садясь за руль ночью приходится включать салонный свет, а если есть необходимость регулировать зеркала на малой скорости, лучше остановиться. На ощупь кнопки найти практически невозможно.
На момент публикации текста на рынок выведена новая комплектация автомобиля Style, в которой пользователям доступны возможности Android Auto и Apple CarPlay. О возможности обновления прошлых мультимедийных систем информации нет.
Помимо прочего неприятно удивило отсутствие электропривода у переднего пассажира и скудный объём регулировок у водительского сидения. Устроиться удобно получается не сразу, однако единожды потратив время на посадку больше трогать положение сидения не потребуется. Если управляющих автомобилем несколько, то пригодится функция памяти настроек, правда положение зеркал она не запоминает и их нужно будет корректировать индивидуально. Регулировка руля, к слову, тоже механическая. Диапазонов хватает на всех.
Задний диван просторен и аскетичен. Если вам нужно устроиться там для длительной поездки, то, увы, спинку отрегулировать полноценно не получится — есть всего два положения и они крайне условны. Однако даже если ваш водитель и передний пассажир достаточно высокого роста, вам места хватит для того, чтобы закинув ногу на ногу работать с ноутбуком. Из «развлечений» у задних пассажиров есть подогрев и USB розетки. Водитель с передним пассажиром, к слову, тоже получили подогрев.
Багажник сохранил идеально правильную форму, неспешно прикрываемую электрической дверью. Оснащение багажника классическое, шторка, розетка и нижний ярус. Отдельно можно упомянуть о 580 литрах полезного объёма, что весьма неплохо. Обратил внимание на то, что настил идеально ложится как ворсом в верх, так и ворсом вниз, позволяя перевозить какой-нибудь грязный груз без боязни испортить настил багажника. Это существенный плюс. Задний диван складывается практически в ровный пол, что позволяет даже поспать в автомобиле, если есть необходимость. Ну или перевезти что-то категорически большое. Впрочем, громоздкие вещи могут сильно расцарапать пластиковые элементы отделки багажника.
В движении
Рулевое управление в начале движения вызывало вопросы, ведь руль категорически лёгок в околонулевой зоне и возрастает усилие только при больших углах поворота колёс. Однако можно включить спортивный режим, и станет лучше. Безусловно, нажатие заветной кнопки не превращает автомобиль в Porsche Macan, но управляемость становится интереснее. Обзорность параллельно с этим достаточно хороша, и при правильной посадке проблем с мёртвыми зонами я не обнаружил. Система стабилизации отрабатывает на грязных дорогах весьма неплохо, иногда запаздывая, но кто будет гонять на подобных автомобилях? Тут можно в спокойном темпе разменивать сотни километров, тем более автомобиль позволяет укладываться в 9/100 при спокойном темпе езды.
Приятно удивила настройка вариаторной трансмиссии. Имитация передач и хороший отклик на педаль газа позволяют автомобилю с лёгкостью лавировать в городском потоке, а наличие псевдомеханического ручного режима — совершать обгоны на трассе не задумываясь и не откручивая двигатель заранее. Кстати, в конструкции вариатора появилась шестерёнчатая передача, убирающая с ремня вариатора нагрузки при резвых стартах на асфальте и езде внатяг там, где с дорогами совсем плохо. Связка двухлитрового мотора и вариатора — однозначно, фаворит в гамме нового Rav4
Трансмиссия тоже весьма интересна. На каждую полуось положен отдельный пакет фрикционов, который умеет перераспределять тягу между задними колёсами. Эта система позволяет передавать внешнему колесу больше момента, вкручивая автомобиль в поворот, соответственно на бездорожье момент будет уходить на то колесо, которое лучше цепляет за поверхность дороги. Это позволило нам без проблем спуститься и подняться в песчаный карьер к удивлению владельцев более подготовленной техники. Автомобиль прекрасно справился с песчаным подъёмом, который мы решили совместить с остановкой в процессе, и последующим стартом вверх. К слову, внедорожные режимы особо и не понадобились, их включили больше для подстраховки.
Эти самые внедорожные режимы теперь переключаются удобной шайбой, которая расположена в правильном месте, а смена режимов осуществляется интуитивными поворотами. Каждая смена режима отражается изменением окраски приборной панели и подсказкой, что удобно и приятно для глаз. Кстати, автомобиль получил электромеханический стояночный тормоз, которым можно спокойно пользоваться с городских пробках. Ну если не забыть включить соответствующую клавишу. Система помощи при движении с горы — это уже отраслевой стандарт для подобных автомобилей, работает плавно и спокойно, сюрпризов от неё не ожидаешь.
Можно с успехом отметить работу инженеров, которые сделали шумоизоляцию в салоне автомобиля. По их данным теперь 92% днища покрыты шупомоглощающими материалами. Шин и пескоструя не слышно в принципе. До скорости в 120 км/ч можно разговаривать не повышая голоса. Подвеска тоже не отстаёт от общего уровня автомобиля. Даже на максимальных колесах езда достаточно мягкая и комфортная. Деформационные швы, стыки и ямы автомобиль будто перелетает, а если случилась глубокая выбоина на дороге — вы её не заметите. Пробоев подвески я найти не смог, по этому считаю энергоёмкость подвески отличной.
Итог
Безусловно, Toyota умеет делать автомобили, которые покупают не из-за опций или ездовых характеристик, а просто потому что это Toyota. Среди моих знакомых есть те, кто купил себе новые Rav4 потому, что прошлые их кони просто «выкатали» свои 3-5 лет, а вникать в конфигураторы на сайтах слишком сложно. А есть и те, кто пришел за этим автомобилем целенаправленно из-за внешности.
У меня же автомобиль вызвал приятные эмоции, и уж точно не оставил равнодушным. Как минимум, за город по разбитой дороге я точно доберусь, не оторвав бампера. Для меня это важно, и я бы, думаю, взял бы этот автомобиль как минимум отцу, в замену его автомобиля. Есть только один нюанс: тестовый экземпляр стоит 2.4 млн. рублей, а начинаются цены на модель с отметки в 1,8 млн. рублей. Так что решать тут только вам.
Фото: Яков Фрудгарт, Виктория Мальцева, Мария Богатчук, Дмитрий Меркель