Техобслуживание автомобиля: профилактика или ненужные траты
Для многих автомобилистов со стажем машина — это не просто средство передвижения. Да и новоиспеченные водители нередко проникаются к своему четырехколесному «спутнику» самыми теплыми эмоциями. Но, к сожалению, одних трепетных чувств для долгой и беспроблемной жизни автомобиля недостаточно. Ему, как и любому другому механизму, нужно регулярное внимание, подразумевающее замену изношенных элементов и «отработавших» технических жидкостей. Во всяком случае, об этом наперебой твердят все дилеры и автосервисы.
Так ли это на самом деле, что входит в понятие технического обслуживания (ТО), какие его виды существуют, как часто нужно возить автомобиль в мастерскую и можно ли на этом сэкономить? Эти вопросы чаще всего возникают у автолюбителей, и сегодня мы на них ответим.
Фото: Autotop_service/Pixabay
Что такое ТО
Всего две буквы таят в себе огромный перечень всевозможных манипуляций, начиная от банального визуального осмотра, заканчивая капитальным ремонтом вышедших из строя агрегатов. В общем все возможные работы на станции техобслуживания можно разделить на три условные категории.
- Профилактика неисправностей.
- Выявление поломок.
- Ремонт.
К профилактике можно отнести замену «расходников», таких как масло, тормозная жидкость, антифриз, свечи, прокладки, сальники и пр. Все это помогает быть уверенным в исправности автомобиля, продлить срок его службы, избежать повышенного износа деталей и, как следствие, — их поломки.
Но регулярно случается так, что никакие превентивные меры не могут уберечь от разного рода дефектов. И главная задача сервиса — выявить их на ранней стадии. Ведь, к сожалению, практически все составные части автомобиля тесно связаны друг с другом, и малейшая неточность в работе механических или электрических компонентов может со временем стать причиной выхода из строя «смежных» систем, что неминуемо приведет к длительному и дорогостоящему ремонту.
А этот самый пресловутый «ремонт» уже включает в себя работы по восстановлению или замене вышедшего из строя узла или запчасти.
Если попытаться применить теорию на практике, то получается, что, например, регулярная проверка уровня антифриза это — профилактика. Ведь если уровень охлаждающей жидкости сохраняется, значит ничего ниоткуда не течет. Если же он начал постепенно падать, на обслуживании будет обнаружен подтекающий патрубок и выдана рекомендация по его замене — это уже выявление поломки. А вот если какая-то трубка лопнула и автомобиль превратился в фонтан, то добро пожаловать на ремонт.
Какие есть виды ТО
Конечно, чересчур усердствовать и через день отвозить машину на осмотр к специалистам излишне. Проконтролировать отсутствие течей и оценить поведение автомобиля в целом можно и самостоятельно. Кстати, этого требует не только логика, но и ПДД. Однако с некоторой периодичностью посещать СТО все же придется. Для этого производители установили так называемый межсервисный интервал. Это промежуток времени или количество пройденных километров (в зависимости от того, что наступит раньше), по истечении которых рекомендовано проверить автомобиль и заменить ряд расходников. Такое ТО называют плановым, и полный перечень работ, которые будут проводить при визите в мастерскую, известен заранее — составляет его сам автопроизводитель исходя из «запаса прочности» и «прожорливости» каждой конкретной модели. Например, «шведы» могут без проблем ездить и по 20 тысяч километров, не «поджигая» масло, а некоторые «не ломающиеся» «японцы» попросятся на СТО уже через 10 тысяч километров.
Помимо плановых посещений сервиса, могут случиться и «спонтанные визиты» при какой-либо поломке или для проведения работ, которые владелец хочет выполнять чаще регламентированных рекомендаций, например, замену масла. Такие «мероприятия» называют внеплановым ТО.
Есть и третий вид — сезонное техобслуживание. Оно позволяет подготовить транспорт к надвигающимся холодам или, наоборот, жаре. Обычно «готовить сани» начинают под конец межсезонья — примерно в одно время с заменой покрышек.
Можно ли не делать ТО
Формально обязать водителя регулярно обслуживать машину не могут. Единственный «рычаг давления» — это новые автомобили, на которые еще сохранилась гарантия производителя. В таком случае отказ от прохождения регулярных плановых осмотров может послужить достаточным основанием для отклонения обращения по гарантии. Во всех остальных ситуациях автовладелец не стеснен подобными ограничениями и сам выбирает, как, когда и где обслуживать свой транспорт.
Решать вопрос с сокращением сервисных трат радикально все же не стоит, а вот попытаться сэкономить — вполне реально.
Как сэкономить на техническом обслуживании
Для начала стоит разобраться, из чего складывается тот прайс, который мы видим в акте выполненных работ. Основных «статей» расхода там всего две — работа и запчасти. С каждой из них можно разобраться по отдельности или решать проблему высокой стоимости комплексно.
Потратить меньше на услуги мастерской можно:
- сменив привычный сервис на более бюджетный. Например, обратиться на профильную «неофициальную» СТО, в мультибрендовую мастерскую или к частному механику. При этом важно, чтобы репутация станции или мастера не вызывала вопросов. Кстати, в случае с крупными станциями обслуживания проще всего сравнивать стоимость нормочаса и выборочно проверить время, которое «закладывается» на определенный тип работ. И первый, и второй показатели могут существенно отличаться. Например, официальный дилер тратит на непосредственную замену масла 15 минут и просит за эту работу около 1250 рублей, сторонний сервис, при аналогичных временных затратах, оценивает свои усилия уже вдвое дешевле;
- выполнив часть работ своими силами. Речь, конечно, не о сложном ремонте, требующем специального оборудования и навыков. Но в большинстве случаев с заменой, например, воздушного и салонного фильтров можно справиться самостоятельно, прочитав инструкцию к автомобилю и посмотрев пару тематических роликов;
- изучив спецпредложения дилеров. Часто «акционные» цены значительно ниже рыночных.
Сэкономить можно и на запчастях, особенно когда на некоторые детали и расходники ажиотаж, а цены опасно приближаются к спекулятивным. Для того чтобы сберечь финансы, можно самостоятельно заказать нужные элементы и расходники в онлайн-магазине. Так точно выйдет бюджетнее, но придется проследить не только за тем, чтобы запчасти пришлись «впору» автомобилю, но и за комплектностью сделанного заказа, иначе вся работа может остановиться из-за отсутствия какой-нибудь шайбы или прокладки.
Еще один не менее действенный, но более рискованный вариант — переход с оригинальных запчастей на аналоги. Сегодня их можно подобрать для любого автомобиля, а вот стоит ли — придется разбираться уже владельцу машины. Довольно «безопасные» позиции всевозможных фильтров часто можно устанавливать на свой страх и риск без особых последствий, а вот с более ответственными узлами уже приходится быть аккуратнее. Самый действенный метод подбора (конечно, после совместимости по VIN) — сарафанное радио и опыт других автовладельцев, описание которого можно отыскать на тех же сайтах с запчастями или тематических форумах.
И, конечно, главный залог отсутствия крупных трат — внимание к мелочам. Чем более ухоженной, с точки зрения технической части, будет машина, тем меньше риск ее внезапных поломок и связанных с ними мелких неприятных сюрпризов.
Анонсирующие фото: Autotop_service/Pixabay