bagio-winter
Анна Криворучко

Скоро лето: когда пора менять зимнюю резину на летнюю

Рассказываем, когда стоит занимать очередь на шиномонтаж и почему не нужно торопиться с сезонной заменой покрышек.

Каждый год перед подавляющим большинством автомобилистов встает настоящая дилемма: когда менять резину? Кто-то хочет поскорее избавиться от громыхающих и вылетающих по дороге шипов, кому-то жаль мягкий фрикционный состав, который куда сильнее изнашивается на теплом дорожном покрытии. Но есть и другая категория водителей, которые упорно не ставят летний комплект и даже в жару продолжают колесить по дорогам на не предназначенных для этого колесах.

Фото: somanyhorses.ru

И один, и другой подход не только чреваты сокращением срока жизни шин, но и несут в себе потенциальную угрозу для самих автолюбителей и всех, кто оказывается рядом с ними на дороге.

Почему опасно ездить на резине не по сезону

Зимняя резина летом

Весомых аргументов сразу два, и оба они так или иначе связаны с финансовыми потерями. Правда, в одном случае размер убытков регламентирует исключительно КоАП, а в другом — фортуна. Если начать с менее эфемерной составляющей, то стоит взглянуть на Статью 12.5 Кодекса. На текущий момент в ней нет прямого запрета на использование зимней резины в летнее время, так что по первому пункту (он подразумевает наличие неисправностей, запрещающих эксплуатацию) штраф выписать не смогут. Однако еще с 2022 года ведется работа по «усовершенствованию» формулировки. Дело здесь в том, что в Приложении №8 к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 есть занятный пункт 5.5, который говорит о том, что использовать зимнюю резину в месяцы календарного лета запрещено. Но имеется там и существенная оговорка — речь только об обладателях шипованных покрышек. Похоже, что авторов этого раздела больше заботит сохранность дорожного полотна, а не потенциальная аварийность, но в целом мотивы и не так принципиальны. Важно то, что в ближайшее время несоответствие регламента и Кодекса должно исчезнуть, а значит, водителей смогут вполне законно штрафовать на 500 рублей. Сумма незначительная, но получать такие постановления можно хоть каждый день, так что как только соответствующие изменения вступят в силу, за сезон будет риск расстаться с ощутимой суммой.

Правда, отношение к такому «голосованию рублем» зачастую бывает не слишком серьезным, а вот к риску лишиться автомобиля — вполне. И мы сейчас говорим не о штрафстоянках или конфискации, а о физическом уничтожении машины. С физикой и химией довольно сложно спорить, а эти две науки непрозрачно намекают, что в теплую погоду и без того мягкие каучуковые смеси становятся еще более податливыми и пластичными. Зависимость здесь практически прямая, и если в условные +2°C такие «метаморфозы» идут только на пользу сцеплению и управляемости, то в настоящую жару картина меняется не в лучшую сторону.

Фото: somanyhorses.ru

Тормозной путь заметно увеличивается, пропадает сцепление на поворотах, «уязвимость» от дорожных неровностей существенно повышается, да и просто примыкание шины к ободу диска становится не таким надежным, что чревато разбортированием колеса при повороте. Вероятно, ясно, что все эти факторы опасны даже поодиночке, а когда они проявляются одновременно, самый вероятный исход — ДТП. Причем что в городе, что на трассе последствия для техники могут быть самыми плачевными. Но помимо автомобилей, рискуют пострадать еще и пешеходы, что может закончиться не только тратами на восстановление ТС, но и реальным тюремным сроком для водителя в случае летального исхода. Перспектива, согласитесь, довольно сомнительная.

Летняя резина зимой

Здесь ситуация практически обратная той, что изложена выше. Составы летних покрышек жестче и начинают работать только тогда, когда как следует прогреются. На холодной дороге у них такой возможности нет, а значит, и сцепление отсутствует. Про устойчивость на поворотах и более или менее вменяемый отклик на нажатие педали тормоза можно забыть. Вместе с этим любой порыв ветра, не говоря уже о колее, может заставить автомобиль смещаться. Это особенно хорошо чувствуется на более легковесных моделях. Отличный пример работы «холодной» резины можно увидеть в любой гоночной серии — первые пару километров даже самый опытный и быстрый пилот беспомощно скользит при поворотах и не может ничего противопоставить соперникам. С «гражданскими» шинами все еще сложнее, да и за рулем чаще всего находятся не мастера спорта международного класса, а самые обычные люди без специальной многолетней подготовки.

Фото: somanyhorses.ru

Когда менять зимнюю резину на летнюю

Как ни прискорбно, ориентироваться придется на не самый надежный источник — гидрометцентр и, конечно, на собственные глаза. Для большинства летних составов приемлемой считается температура примерно +5-8°C. При этом важно, чтобы этот показатель был не пиковый, а среднесуточный. Тогда дорожное полотно за ночь не успеет слишком сильно остыть, и прогреть колеса ранним утром или поздней ночью будет куда проще. И, конечно, такая температура должна держаться постоянно. Но одними только показаниями термометра тут не обойтись. Если относительно теплая и при этом сухая погода установилась внезапно, то даже в условиях города — во дворах и на тенистых участках улиц — еще какое-то время могут встречаться островки льда, что уж говорить о проселочных дорогах и грунтовках — там снег полностью сходит куда позже. Летние покрышки, как несложно догадаться, на льду и в снегу чувствуют себя совершенно беспомощно, так что, если на ежедневных маршрутах есть «коварные» зоны, с визитом на шиномонтаж лучше повременить.

Также имеет смысл обратить внимание на свой распорядок дня. Среднесуточные показатели — это, конечно, очень хорошо и правильно, но бездумно следовать им нельзя. Ведь может оказаться так, что автомобиль покидает стоянку исключительно с 12 до 16 часов, когда и асфальт, и воздух достаточно прогреты, а ранним утром и вечерами никогда не ездит по дорогам. Тогда поменять резину на летнюю можно и раньше, ориентируясь только на дневные показатели температуры. А если сложится так, что выехать потребуется вне графика и за окном прохладно, всегда можно воспользоваться услугами такси, каршеринга или общественного транспорта.

Фото: somanyhorses.ru

А еще не стоит забывать, что каждый производитель шин «сходит с ума по-своему», так что комфортная для определенной марки и модели резины температура может быть как выше, так и ниже среднего, причем иногда довольно существенно. Кроме того, при покупке обязательно нужно уточнить это у продавца, а заодно почитать отзывы реальных пользователей. Один из ярких примеров «капризности» к окружающей температуре как раз есть в гараже редакции — колеса «оживают» только тогда, когда температура воздуха приближается к… +18°C. Все остальное время на них можно передвигаться, но о скоростных и резких маневрах лучше забыть.

Фото: somanyhorses.ru

В среднем по Москве, какая бы ни была холодная зима или как бы рано весна ни приходила в город, приемлемый температурный интервал устанавливается в последние две недели апреля. Подходите к дате сезонной смены колес с умом, не пренебрегайте балансировкой и правильно подбирайте резину. Так вождение станет безопаснее и определенно доставит больше удовольствия.


Анонсирующие фото: somanyhorses.ru

bagio-winter