Предпусковой отопитель или автозапуск: что лучше выбрать?
Автолюбители, эксплуатирующие свои машины в холодном климате, не устают спорить о необходимости прогрева двигателей после долгой стоянки. Кто-то готов «нагружать» мотор, на протяжении долгого времени доводя его до рабочей температуры, и только потом двигаться с места. Кто-то считает обязательный прогрев пережитком карбюраторной эпохи и отправляется в путь сразу после запуска мотора. С точки зрения сохранности и «здоровья» техники, истина находится где-то посередине. Но ведь помимо заботы об автомобиле, мы всегда думаем о собственном комфорте. Сразу оказаться в тёплом салоне и не примёрзнуть к рулю значительно приятнее, чем ещё полчаса стучать зубами от холода.
Машины и люди оказались почти одинаково теплолюбивы. Для того чтобы предотвратить многие «болячки» и помочь согреться в холода вполне достаточно одной системы обогрева на двоих. Типов «подогревающих» установок существует несколько, но в России наибольшей популярностью пользуются:
- Автозапуск двигателя;
- Предпусковой отопитель.
У каждой из них есть свои достоинства и недостатки, да и сам принцип работы отличается кардинально, поэтому лучше разбираться с каждой по отдельности.
Автозапуск двигателя
Автозапуск на сегодняшний день — самый популярный метод прогрева автомобиля без непосредственного участия водителя. Как видно из названия, эта опция позволяет дистанционно запустить двигатель. Правильно рассчитав время, можно прийти к автомобилю, который уже и масло по кругу погонял, и антифризом поциркулировал, и салон прогрел, и стёкла разморозил.
В подавляющем большинстве случаев эта функция реализована на базе установленной охранной системы с GSM-модулем. Это практически не ограничивает радиус действия и позволяет контролировать работу системы удалённо, например, через приложение. Одним из главных ограничивающих условий остаётся наличие сигнала сотовой сети. Реже встречаются более архаичные способы обмена командами — радиоволны. Тогда никакой GSM-приёмник в машину не нужен — запуск производится с помощью брелока на ключе. Но в таком случае «дальность» существенно ограничена: в чистом поле около километра, а в городе — вряд ли дальше соседнего двора.
При поступлении команды на запуск двигателя извне, автомобильная электроника оставляет охранную систему частично включённой, но при этом позволяет работать бензонасосу и проворачивать стартёр. Заведённый мотор беспрепятственно работает на холостых оборотах, дожидаясь владельца, при этом центральный замок остаётся закрытым. Схема распознавания «того самого» сигнала, на который можно смело откликаться, реализуется разными методами: от самых простых и очевидных (в виде спрятанного в салоне второго ключа в качестве метки) до авторских (обходящих штатный иммобилайзер и оставляющих его активным). С первого взгляда выглядит удобно и надёжно, но давайте подробно разберёмся в плюсах и минусах.
Плюсы
- Заряд аккумулятора расходуется только на запуск двигателя. Дальнейшее жизнеобеспечение системы компенсируется работой генератора, восполняющего заряд на батарее.
- Работающий двигатель обеспечивает прогрев масла.
- Печка и электрические обогревы функционируют в «штатном» режиме, что позволяет быстро нагреть салон.
- В ряде систем доступна опция запуска по таймеру (ко времени) и/или мониторинга температуры (не позволяет ДВС остывать).
- При правильных настройках климатической установки система может быть удобна не только зимой, но и летом. В тёплое время года будет работать не печка, а кондиционер.
- Доступная стоимость установки.
Но помимо очевидных плюсов у автозапуска есть и существенные нюансы.
Минусы
- Серьёзно возрастающий риск угона автомобиля. Сигнал на запуск двигателя может быть считан самым простым «граббером». Даже если этого не случится, уже заведённую машину «увезти» значительно быстрее и легче, чем заглушенную.
- Возрастающее потребление топлива.
- Выброс выхлопных газов. На закрытой парковке обычно недостаточно вентиляции для отвода вредных выбросов. Особенно сильно это заметно в индивидуальных боксах. При парковке во дворах жилых домов стоит помнить о том, что стоянка с включённым двигателем разрешена не более пяти минут.
- Не решена проблема избыточной нагрузки на агрегаты и их износа при холодном пуске.
- Некоторые системы реализованы таким образом, что перед поездкой дистанционно заведённый автомобиль нужно заглушить и повторно завести самостоятельно. Это приводит к повышенным нагрузкам на аккумулятор и может вызвать его разряд.
В условиях крупных городов автозапуск выглядит достаточно удобным, но всё же компромиссным решением — удобно и достаточно дёшево, но при этом страшно. Не говоря о том, что глубокое вмешательство в автомобильные «мозги» требует тщательного подбора мастеров и некоторой доли везения. Давайте посмотрим, что нам может предложить альтернативный подход.
Система предпускового отопителя
Предпусковые отопители чаще называют «Вебасто». Это — название крупнейшего производителя подобных систем, когда-то имевшего чуть ли не монополию на технологию. Название стало нарицательным и прижилось в обиходе по аналогии с ксероксами и киви. Реализуется по технологии, схожей с автозапуском: чаще — через модуль GSM, реже — по радиочастотам. Такая система представляет собой отдельный котёл отопления, работающий на горючем автомобиля и питающийся от его аккумулятора. Он работает автономно от двигателя и при этом «врезан» не только в бортовую сеть и топливную магистраль, но и в контур циркуляции охлаждающей жидкости. При активации ДВС остаётся заглушенным, вместо блока цилиндров топливо поступает в отдельную камеру сгорания, где воспламеняется. Выделяемое тепло расходуется на подогрев антифриза, который «гоняет» циркуляционный насос. За счёт этого температура в моторном отсеке постепенно возрастает, подогревается двигатель и свечи. Дополнительно активируются вентиляторы в салоне, нагнетающие тёплый воздух внутрь. У системы есть свой впуск и выпуск, которые никак не связаны с системами автомобиля. За счёт использования предпускового отопителя автомобиль частично прогрет ещё до момента запуска двигателя, а в салоне ощутимо теплее, чем на улице. Такая система выглядит достаточно современной и продуманной, ведь имеет ряд существенных преимуществ.
Плюсы
- Работа отопителя не затрагивает охранную систему и штатный иммобилайзер.
- Двигатель остаётся заглушенным, это существенно усложняет задачу злоумышленникам при угоне. «Грабберы» не могут считать потенциально опасный для сохранности машины сигнал.
- Объём выбрасываемых выхлопных газов значительно меньше. За счёт этого медленнее растёт загазованность помещений на крытых паркингах. Ограничений по использованию во дворах нет.
- Потребляет небольшое количество топлива.
- При правильной протяжённости использования исключает холодный пуск двигателя.
Но идеальных решений не существует, поэтому без минусов не обошлось и здесь.
Минусы
- Питается от аккумулятора заглушенного автомобиля. Это может привести к критическому разряду АКБ и, как следствие, невозможности последующего запуска двигателя. Чаще всего на машины устанавливают дополнительную батарею, а защиту от перерасхода энергии возлагают на электронику.
- В салон поступает немного подогретый воздух, но для полноценного прогрева этого недостаточно. При этом электрические обогревы не работают.
- В тёплое время года может обеспечить циркуляцию воздуха, но не охлаждает воздух в салоне.
- Моторное масло остаётся холодным.
- Высокая стоимость самой системы и её установки.
Такое решение поможет сберечь ресурс двигателя и облегчить жизнь автомобилю зимой, но подарит меньше комфорта водителю и пассажирам. Дополнительно придётся уделить повышенное внимание «здоровью» аккумуляторной батареи и периодически проверять её заряд. Тоже компромисс, но в этот раз с небольшим перевесом в сторону сохранности техники.
Сделать однозначный выбор в сторону одного или другого технического решения можно разве что на дизельных агрегатах, эксплуатируемых при температурах ниже -15 градусов. Там в морозы жизненно необходимо греть форсунки и свечи перед тем, как пытаться завести мотор. Во всех остальных случаях приходится выбирать: финансовая доступность и личный комфорт, или полноценная защита автомобиля от угона и сохранённый ресурс силовых агрегатов. Но не обязательно останавливать выбор на чём-то одном. Эти системы могут монтироваться параллельно и успешно работают в тандеме. Вопрос только в итоговой стоимости установки. Какую бы систему вы не выбрали, важно помнить, что компоненты должны быть качественными, а монтаж — квалифицированным. От этого зависит не только корректность её работы, но и безопасность.