Падающие звезды: модели Subaru, о которых не вспоминают
Все автомобильные бренды проходят по тернистому пути эволюции. С самого «зарождения» марки перед инженерами и маркетологами стоит непростая задача — создать машину, полностью отвечающую потребностям покупателя и одновременно выделяющуюся на общем фоне. Чтобы добиться коммерческого успеха, есть два пути. Первый — консервативный. Тогда простенькие и иногда даже ладненькие экземпляры сиротливо ждут своего часа на обочине огромного промышленного хайвея. Рано или поздно их, конечно, кто-нибудь заметит, и они, так или иначе, получат небольшой «кусочек» аудитории в образовавшейся нише. Достаточно невеселое существование для безмерно амбициозных проектов, которыми, чаще всего, и являются автомобильные новшества. Так уж сложилось, что Subaru, как истинные самураи, двигались по альтернативному пути. Они рисковали, экспериментировали и временами творили настоящие безумства. В этом бесконечном хаосе прорывных идей и смелых решений зародились настоящие бриллианты плеяды, которым отдают дань уважения во всем мире. Alcyone, а за ней и Impreza с Legacy создали для Subaru образ, в который потом с успехом вписался Forester и даже крайне неоднозначная Tribeca.
Фото: artfile.ru
Но путь развития никогда не бывает прямым, как стрела. На нем встречается множество развязок, которые нередко заводят в тупики. И чем дальше мы погружаемся в историю, тем таких «укромных уголков» становится больше. Зачастую в них можно встретить припыленные временем экземпляры, которые не вписались в концепцию марки и были буквально вычеркнуты из ее летописи. Такие машины обычно нельзя назвать провальными или разочаровывающими, а их ценность, по большому счету, ничуть не меньше, чем у «прижившихся» моделей. Поэтому предлагаем вспомнить об оставшихся в прошлом Subaru.
Начать, пожалуй, стоит с относительно недавнего прошлого.
R1 и R2
Эту крошечную малолитражку изредка даже можно встретить на российских дорогах, хотя у нас в стране ни R1, ни R2 официально не продавались. Признать в модели принадлежность к бренду — довольно непростая задача. Обе версии являются типичными представителями японских кей-каров и не имеют ничего общего с философией «породистых» королей ралли с «оппозитником» под капотом.
Фото: livecars.info
Первой, как ни парадоксально, появилась модель R2 — это случилось весной 2003 года. Сверхкомпактный пятидверный хэтчбек должен был вернуть Subaru долю рынка в сегменте городских автомобилей, идеально подходящих для густонаселенных городов с узкими улочками и постоянными проблемами с парковкой. Пару лет спустя в пару к R2 выпустили трехдверное купе R1 с укороченной колесной базой. По архитектуре оба автомобиля максимально схожи, да и технические характеристики — почти под копирку. Капот прикрывает четырехцилиндровый рядный мотор объемом всего 0,7 литра. Агрегат в зависимости от комплектации выдает от 46 до 64 л. с. Коробка передач преимущественно классическая — бесступенчатый вариатор CVT, но, если поискать, можно обнаружить «малышей» на механике. Единственное, что роднит R1 и R2 с «чистокровными» Subaru, так это привод. Они выпускались, в том числе, с четырьмя ведущими колесами, хотя это было, скорее, опцией.
Фото: otzyvy-avtovladelcev.ru
Ставка на компактные модели не особо оправдалась. На внутреннем рынке их, конечно, покупали, но, в силу практичности, даже в Японии большее предпочтение отдают «доналоговым» микровэнам.
Libero
И раз уж мы заговорили о микровэнах, то вот и он. Libero — экспортное название модели, на родной земле — обаятельный «аквариум» скромных размеров именовался Domingo. Почему же именно «аквариум»? Все просто — в нем какое-то невероятное количество остекления. К лобовому и заднему добавили не только по три «иллюминатора» на каждый борт, но и опциональную прозрачную крышу. Высота модели немного превысила отметку в 1,9 м, и это при ширине всего 1,4 м. Длиной Libero тоже не может похвастаться. Заявленные 3,5 метра едва ли превосходят современные малолитражки. Однако внутрь смогли «утрамбовать» 6 посадочных мест на три ряда сидений.
Фото: auto-swiat.pl
Сдвижные двери по обеим сторонам позволяли беспрепятственно попадать внутрь, а опциональные крепления кресел давали огромные возможности по трансформации салона. И это все в 80-х годах! Модель простояла на конвейере 15 лет с 1983 по 1998 год и за это время пережила один рестайлинг. В глазах любителей «классики», Libero — тоже далеко не настоящий. Под его капотом, который находится сзади, в первом поколении «прятался» рядный трехцилиндровый мотор на 50 л. с., а после рестайлинга в 94-м объем подрос на целых 0,2 литра, прибавив две «лошадки» к мощности. Неизменным оставался только полный привод, но он все же был опциональным. В «базе» у микровэна ведущей была задняя ось.
Фото: 500amper.ru
Этот милый «добряк» с немного грустными глазами полюбился ценителям экзотики в Европе, да и на внутреннем рынке их было предостаточно. Но вот в чем фокус: по объему двигателя, как и по внешним габаритам, он не проходит в сегмент кей-каров, при этом в своих пропорциях все же явно стремится к более скромным «собратьям». Вот и получается, что до «полноценного» и просторного автомобиля Libero не добрался, а по пути заодно растерял и всю потенциальную экономию. Отчасти из-за этого машина так и не стала по-настоящему массовой, хотя все предпосылки к этому были. На сегодняшний день модель остается первым и последним минивэном от Subaru.
FE Coupe
Вероятно, это — самая редкая Subaru, и встретить даже упоминание о ней — сродни настоящему чуду. Модель выпускалась всего чуть больше года — с 1978-й по 1979-й — и визуально разительно отличалась от «творчества» марки тех времен. Угловатые линии кузова в ней сменились покатой крышей с короткими задними стойками в стиле маслкаров, а массивные хромированные бампера и чуть ныряющая вниз кромка капота добавили едва уловимый налет брутальности.
Фото: curbsideclassic.com
На этом сходства с мечтой петролхедов заканчиваются. Под капотом стоял скромный двигатель объемом 1,6 литра с двумя карбюраторами, но на этот раз правильный — оппозитный. С ним в паре шла безальтернативная 5-ти ступенчатая МКП и только передний привод. Отголоски грянувшего в 73-м году топливного кризиса не обошли японского производителя стороной и аббревиатура FE здесь не про комплектацию, а про экономичность — Fuel Efficiency.
Фото: pinterest.ru|Brazimoto
Невысокого (около 6 л/100 км) расхода смогли добиться за счет увеличения степени сжатия топлива, доработки валов и внимания к аэродинамике. Принадлежность FE Coupe к бренду вызывала вопросы и раньше, а сейчас и подавно опознать Subaru в необычной «трехдверке» могут лишь единицы.
Rex
Кажется, что эта модель существовала в какой-то параллельной реальности. Rex пережил две полноценных смены поколений и выпускался целых два десятилетия! Однако фанаты марки редко признают в аккуратной малолитражке Subaru. Модель изначально выпускалась для внутреннего рынка Японии и, ожидаемо, была вписана в жесткие рамки кей-кара.
О вкусах, конечно, не спорят, но первое поколение, на мой субъективный взгляд, вышло самых харизматичным. Крошечная «букашка» с нахмуренным взглядом моментально приковывает к себе внимание.
Фото: wikimedia.org
Производство модели стартовало в 1972 году и еще к моменту схода с конвейера первой партии ее архитектура немного устарела. Технически Rex был копией двух своих предшественников и оснащался довольно примитивным двухтактным двигателем с мощностью от 32 до 37 л. с. Самый первый кузов был трехдверным, но спустя год в угоду практичности добавили еще пару посадочных проемов. Еще через полгода наконец модернизировали силовой агрегат. Он по-прежнему располагался в задней части, но «научился» работать в четыре такта. Правда, мощности это не прибавило — с двухцилиндрового блока смогли «снять» только 31 л. с. Первое поколение «пережило» целый ряд доработок, но самым значимым событием стало появление кузова «универсал».
Однако бесконечно «подтягивать» единственную генерацию все же было невозможно, так что летом 1981 года на свет появился второй кузов Rex.
Фото: probiv.one
Визуально машина отдаленно напоминала VW Golf 2. Двигатель «переехал» в более привычное место, привод сменился на передний, а подвеска стала полностью независимой. Мощи мотор за неполную десятилетку не набрал — «отдача» осталась на уровне 31 л. с. Зато еще пару лет спустя появилась возможность дооснастить модель тем самым полным приводом, а чтобы компенсировать недостаточную мощность при подросшем весе, появилась версия с турбонаддувом.
За пределами Японии эти Subaru больше известны под индексами 600 и 700, соответствующими кубатуре двигателя. Кстати, экспортные модели комплектовались другими бамперами и колесами, ведь вписываться в нормы кей-каров было уже не нужно.
Поколение просуществовало 5 лет, и в 1986 году была представлена последняя версия кузова.
Фото: raskhod.ru
Визуально машина снова изменилась и стала похожа на типичного представителя эконом-сегмента конца 80-х. Привычный двигатель никуда не делся, зато теперь вместо него можно было заказать довольно специфическую версию с тремя клапанами на цилиндр. Она, кстати, была чуть мощнее — целых 36 л. с. Система полного привода осталась на месте, а вот турбированной версии мотора уже не было. А годом позже для модели стал доступен вариатор ECVT. Доработка автомобиля продолжилась, так что вскоре все же вернулся наддув. Вместе с ним существенно подросла и мощность — до 55 л. с.
Но самое важное случилось в 1989-м. Тогда под капотом свое место наконец занял четырехцилиндровый агрегат. После этого автомобиль просуществовал еще три года, периодически обновляясь. В 92-м он уступил место Vivio.
1000
Первая «настоящая» представительница Subaru, на которой как раз и был «обкатан» легендарный «оппозитник». Ее разработка началась в 1960-м году, но из-за недостатка финансирования концепт претерпел ряд изменений, трансформировавшись в переднеприводный четырехместный авто с «тем самым» мотором, пусть и литровым. Прорывная новинка была представлена публике в 1965 году, а старта продаж пришлось ждать еще год. Первым на рынке появился двухдверный седан, а вслед за ним и более комфортная четырехдверная версия.
Фото: drom.ru
Автомобиль просуществовал всего 4 года, затем инженеры доработали основные узлы и, конечно, «поколдовали» над мотором. Индекс модели сменился, оставив Subaru 1000 далеко в прошлом. И несмотря на то, что с нее началась любимая многими часть истории бренда, эпиграф к этой летописи часто ускользает из виду.
Анонсирующие фото: drive2.com|HWStar, youtube.com |ColdBass